Таким образом, Ростовская область является развитым транспортно-логистическим центром на юге России.
Морские и речные порты
Водно-речные линии связывают Ростовский речной порт с 16 государствами Средиземноморского, Черноморского, Балтийского и Каспийского бассейнов. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн - к Придунайским странам.
Доля Ростовской области в перевозках внутренним водным транспортом в структуре грузооборота Российской Федерации составляет 28%.
Основным водным судоходным путем Ростовской области является р. Дон. Связь с морем осуществляется посредством Азово-Донского и Таганрогского морских подходных путей.
Основные портовые терминалы Ростовской области располагаются в гг. Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону, Волгодонск и поселке Усть-Донецк.
Таганрогский морской порт оснащен оборудованием для перевалки сыпучих, генеральных, контейнерных грузов.
Азовский морской порт специализируется на минеральных и строительных материалах, тарно-штучных грузах и лесоматериалах.
Ростовский речной порт имеет 3 грузовых района и специализируется на переработке минеральных и строительных материалов, лесоматериалов и металла <7>.
Порты Краснодарского края, основного конкурента Ростовской области в данном направлении, специализированы на переработке цемента, зерна, леса, сырой нефти и нефтепродуктов, удобрений, на обеспечении пассажирских перевозок и обслуживании туристов.
Авиационные линии
В г. Ростове-на-Дону располагается международный аэропорт, связанный постоянными авиалиниями с более чем 90 городами России и Ближнего Зарубежья <8>. Ежедневно в Москву из Ростова-на-Дону осуществляется 5 регулярных рейсов, что обеспечивает удобную связь со странами во всем мире.
Таким образом, Ростовская область является основным "коридором" для осуществления деловых связей Центральной России с российскими и зарубежными регионами в южном направлении.
Однако существует ряд факторов, которые оказывают негативное влияние на преимущества географического положения Ростовской области:
- состояние искусственной взлетно-посадочной полосы, светосигнальной системы, рулежных дорожек, перрона и мест стоянок воздушных судов аэродрома аэропорта г. Ростова-на-Дону характеризуется высокой степенью износа;
- аэропорт г. Ростова-на-Дону не соответствует международным нормам и требованиям к обслуживанию международных перевозок;
- судоходные пути характеризуются относительно малыми глубинами, которые не позволяют заходить в порты морским грузовым судам грузоподъемностью более 3-5 тыс. т;
- специализация и оснащенность морских и речных портов не соответствует структуре и объемам существующих и перспективных внешнеторговых грузопотоков (нефть и нефтепродукты <9>, химические грузы наливом и насыпью, др.), что исключает возможность их перевалки через порты Ростовской области;
- недостаточная развитость дорожной инфраструктуры Ростовской области;
- недостаточная пропускная способность железнодорожной сети по сравнению с производственными мощностями портов Краснодарского края (Новороссийск, Темрюк, Туапсе).
-----------------------------------
<7> Портовые терминалы области представлены также зерновыми терминалами, расположенными на р. Дон.
<8> Финляндия, Германия, Турция, ОАЭ, Чехия, Словакия, Болгария и др.
<9> Единственный нефтяной терминал на юге России находится в Новороссийском торговом порту.
В то же время проблемы дефицита пропускных возможностей в дорожной сфере, морских и речных портах, международных автомобильных пунктах пропуска, припортовых железнодорожных станций, слабая техническая и инфраструктурная оснащенность транспортно-дорожного комплекса характерны не только для Ростовской области, но и для всего Южного федерального округа в целом и сдерживают развитие международных связей.
С имиджевой точки зрения Ростовской области как лидеру необходимо выступить координационным центром, объединяющим усилия соседних областей для лоббирования на федеральном уровне соответствующих проектов по реконструкции транспортной инфраструктуры ЮФО и привлечения внешних инвестиций для их реализации.
Возможности дальнейшего развития транспортного комплекса определяются:
- ростом значения внутренних водных путей юга России - Волго-Балтийской и Волго-Донской воднотранспортных систем, лежащих в полосе коридора "Север-Юг" и представляющих большие возможности для развития выгодной потребителям прямой доставки грузов судами типа "река-море";