Действующий

Об утверждении "Стратегии социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года" (с изменениями на 21 марта 2024 года)



2. Сценарии развития города Оренбурга


Социально-экономическое развитие Российской Федерации опирается на инновационный сценарий, важнейшим условием реализации которого является становление крупнейших городских агломераций как центров развития экономики территорий. При этом необходимо формирование условий для опережающего производственно-технологического развития, территориально-отраслевых кластерных образований, развития энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, активизации инновационной деятельности.


В стратегии развития Оренбургской области предусматривается становление Оренбургской агломерации. В качестве кластерных образований для города могли бы выступать инновационный производственный и агропромышленный кластер, участие в реализации крупных проектов регионального развития и межрегионального сотрудничества на "инновационной логистической основе", в ее современном понимании движения не только товаров и услуг, но идей и технологий.


Создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) может стать благоприятным конъюнктурным фактором для сотрудничества со странами союза в рамках политики, проводимой Российской Федерацией в Юго-Восточной Азии и Центрально-Азиатском регионе.


Развитие города связано, в первую очередь, с добычей и поставками сырья. Исчерпание ресурсов экспортно-сырьевой модели экономического развития, вызванное в том числе постепенным снижением ценности углеводородного сырья, соответственно цен на энергоносители, дает дополнительный стимул для развития альтернативных секторов экономики, в первую очередь, развитие агропромышленного комплекса. Потенциал агропромышленного комплекса способен обеспечить сельскохозяйственной продукцией не только внутренние рынки, но и ее экспортирование в другие регионы и страны. Данное направление развития в условиях нарастающего мирового продовольственного дефицита.


Оренбург может стать "базовой" территорией для развития транзитного потенциала области, формирования современного транспортно-логистического комплекса в рамках коридора Европа - Западный Китай. По сути, город должен сформировать качественно иной инновационный и логистический потенциал, во-первых. Во-вторых, сформировать экономическую базу, которая позволит минимизировать зависимость развития города от деятельности вертикально интегрированных компаний и благополучия сырьевых отраслей.


В перспективе приоритетнее развивать и выстраивать партнерские отношения в инновационных отраслях экономики, сельском хозяйстве, перерабатывающих производствах и иных отраслях промышленности с высоким уровнем добавленной стоимости.


Социально-экономическое развитие города будет происходить на фоне демографической ситуации, когда в среднесрочной перспективе на рынок труда скажется спад рождаемости 1990-х годов. Вследствие этого произойдет "рост демографической нагрузки" на трудоспособное население и снижение его доли в общей численности населения. Последствия "демографической ямы" будут ощущаться вплоть до вступления в трудоспособный возраст поколения 2000-х годов, то есть до 2020 - 2030 годов. Такое положение дел потребует создания условий для привлечения на рынок труда города людей, проживающих на прилегающих территориях. Ситуация усугубляется тем, что молодежь не ориентирована на рабочие специальности. Если данная тенденция сохранится, то в ближайшем будущем в городе может сложиться дефицит рабочих профессий практически во всех отраслях экономики города.


Следует выделить три базовых сценария развития Оренбурга исходя из позиционирования города в рамках различных форматов интересов.