Основой социально-экономического развития города Оренбурга будут традиционные виды экономической деятельности и предпринимательства. Город развивается как территория, характеризующаяся преимущественно ресурсно-сырьевой специализацией экономики. Объемы производства базовых отраслей города стабильны. Предприятия этих отраслей в большинстве своем нацелены на поддержание достигнутого уровня развития. Политика предприятий направлена на повышение качества выпускаемой продукции и снижение издержек производства на базе новых энерго- и ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Развитие экономики города планируется с незначительными темпами роста за счет сохранения конкурентоспособности традиционных отраслей экономики и формирования условий для их последующего развития.
Устойчивое развитие города будет зависеть от стабильности развития предприятий нефтегазового, химического комплекса, машиностроения, пищевой отрасли и проводимой ими политики по развитию собственных предприятий. При этом не ожидается значительного увеличения объемов производства и ассортимента выпускаемой продукции.
Органы местного самоуправления будут вынуждены действовать, используя механизмы планирования и организации собственной деятельности, как реакции на текущие проблемы, решаемые в краткосрочной перспективе бюджетного планирования (1 - 3 года). Благоприятным обстоятельством будет участие в национальных проектах, федеральных и областных программах и использование выделяемых на их реализацию финансовых ресурсов. В структуре бюджетных ассигнований трансферты превалируют над инвестициями.
Для данного сценария характерно состояние, когда при значительной доле малого бизнеса в экономике города его связь с политикой органов местного самоуправления и развитием муниципально-частного партнерства не будет носить заинтересованного характера.
Высока вероятность сдерживания инноваций в социальной сфере, снижение вложений в инфраструктуру города, ориентация домашних хозяйств на выживание, сохранение социальных диспропорций, низкие темпы роста экономики города, в лучшем случае будет иметь место медленный рост экономики и качества жизни.
Объемы внедряемых инвестиций сохранятся на достигнутом уровне, в перспективе снизится инвестиционная привлекательность в сравнении с другими развивающимися регионами и городами, реализующими активную инвестиционную и инновационную политику. Городу не удастся сохранить накопленные конкурентные преимущества, сформировать и приобрести новые.
Стратегический выбор заключается в удержании социально-экономической ситуации за счет стабильности развития экономики и доходов населения на приемлемом уровне и их умеренном росте в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации.
Возможности для решения вопросов местного значения останутся практически на достигнутом уровне, критические области городского хозяйства будут накапливаться, зависимость от бюджетной политики области будет возрастать.