(с изменениями на 21 февраля 2023 года)
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 07.02.2017 N 21, от 26.10.2017 N 185, от 28.12.2017 N 255, от 28.06.2018 N 119, от 27.12.2018 N 289, от 29.11.2019 N 284, от 13.11.2020 N 217, от 15.12.2021 N 268, от 26.12.2022 N 352, от 21.02.2023 N 29)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также объектам информации и связи Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:
1. Утвердить государственную программу Республики Адыгея "Доступная среда" (далее - государственная программа) согласно приложению.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 13.11.2020 N 217)
2. Министерству финансов Республики Адыгея совместно с Министерством труда и социального развития Республики Адыгея предусматривать в республиканском бюджете Республики Адыгея расходы на финансовое обеспечение реализации государственной программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять муниципальные программы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также объектам информации и связи.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Премьер-министр
Республики Адыгея
М.КУМПИЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 07.02.2017 N 21, от 26.10.2017 N 185, от 28.12.2017 N 255, от 28.06.2018 N 119, от 27.12.2018 N 289, от 29.11.2019 N 284, от 13.11.2020 N 217, от 15.12.2021 N 268, от 26.12.2022 N 352, от 21.02.2023 N 29)
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 13.11.2020 N 217)
Наименование государственной программы | государственная программа Республики Адыгея "Доступная среда" (далее - государственная программа) |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 13.11.2020 N 217) | |
Основание разработки государственной программы | 1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; 2) Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 1538-р; 4) государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"; |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.11.2019 N 284) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство труда и социального развития Республики Адыгея |
Соисполнители государственной программы | отсутствуют |
Участники государственной программы | 1) Министерство здравоохранения Республики Адыгея; 2) Министерство образования и науки Республики Адыгея; 3) Министерство культуры Республики Адыгея; 4) Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея; 5) Комитет Республики Адыгея по физической культуре и спорту; 6) Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации; 7) Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея |
Подпрограммы государственной программы | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы (ведомственные целевые программы) | отсутствуют |
Цель государственной программы | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) |
Задачи государственной программы | 1) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; 2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 3) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея; 2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея; 3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея; 4) доля приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея; 5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея; 6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея; 7) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея; 8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея; 9) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 10) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея; |
11) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 12) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея; 13) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 14) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея; 15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея; 16) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея; 17) доля профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея; 18) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 19) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 20) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея; 21) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов | |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.12.2017 N 255) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | государственная программа реализуется в один этап, срок реализации государственной программы - 2016 - 2025 годы |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 13.11.2020 N 217) | |
Ресурсное обеспечение государственной программы | общий объем финансирования реализации государственной программы составляет 149127,47 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 36173,10 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 41749,28 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 15660,89 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 10973,60 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 8222,00 тысячи рублей; 6) в 2021 году - 18664,40 тысячи рублей; 7) в 2022 году - 3054,80 тысячи рублей; 8) в 2023 году - 4209,80 тысячи рублей; 9) в 2024 году - 5209,80 тысячи рублей; 10) в 2025 году - 5209,80 тысячи рублей. Объем средств федерального бюджета составляет 92347,00 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 23518,50 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 4493.0 тысячи рублей, с Министерством спорта Российской Федерации - 3360,00 тысячи рублей, с Министерством образования и науки Российской Федерации - 15665,50 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 33838,10 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 6892,0 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 10700,20 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 13861,20 тысячи рублей, по соглашению с Министерством образования и науки Российской Федерации - 2384,70 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 10968,30 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 3938,80 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 2350,50 тысячи рублей, по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации - 4679,00 тысячи рублей; |
4) в 2019 году - 5320,60 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 3727,00 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 1593,60 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 3663,80 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 1860,50 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 1803,30 тысячи рублей; 6) в 2021 году - 15037,70 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 15037,70 тысячи рублей; 7) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей; 8) в 2023 году - 0,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей; 9) в 2024 году - 0,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 1860,50 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей; | |
10) в 2025 году - 0,00 тысячи рублей, в том числе по соглашению с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства спорта Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей, по направлению Министерства просвещения Российской Федерации - 0,00 тысячи рублей. Объем средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 50739,15 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 6981,00 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 7706,79 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 4639,26 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 5573,00 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 4528,20 тысячи рублей; 6) в 2021 году - 3626,70 тысячи рублей; 7) в 2022 году - 3054,80 тысячи рублей; 8) в 2023 году - 4209,80 тысячи рублей; 9) в 2024 году - 5209,80 тысячи рублей; 10) в 2025 году - 5209,80 тысячи рублей. Объем средств местных бюджетов - 6041,32 тысячи рублей, из них: 1) в 2016 году - 5673,60 тысячи рублей; 2) в 2017 году - 204,39 тысячи рублей; 3) в 2018 году - 53,33 тысячи рублей; 4) в 2019 году - 80,00 тысячи рублей; 5) в 2020 году - 30,00 тысячи рублей; 6) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей; 7) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей; 8) в 2023 году - 0,00 тысячи рублей; 9) в 2024 году - 0,00 тысячи рублей; 10) в 2025 году - 0,00 тысячи рублей | |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.12.2021 N 268, от 26.12.2022 N 352) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Адыгея; 2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Адыгея; 3) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Адыгея; 4) увеличение доли приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов государственной службы занятости населения Республики Адыгея; 5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Адыгея; 6) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Адыгея; 7) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) в Республике Адыгея; 8) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Адыгея; 9) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Адыгея; 10) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Адыгея; 11) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 12) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Адыгея; |
13) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Адыгея; 14) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Адыгея; 15) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Адыгея; 16) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Адыгея; 17) увеличение доли профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Адыгея; 18) увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 19) уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 20) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Адыгея; 21) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов - 92% | |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.12.2017 N 255) |
Одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Республики Адыгея является поддержка и социальная защита инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
1) на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48; 1998, N 31; 1999, N 2, 29; 2000, N 22; 2001, N 24, 33, 53; 2002, N 1, 22; 2003, N 2, 43; 2004, N 35; 2005, N 1; 2006, N 1; 2007, N 43, 49; 2008, N 9, 29, 30, 52; 2009, N 18, 30; 2010, N 50; 2011, N 27, 30, 45, 47, 49; 2012, N 29, 30, 53; 2013, N 8, 19, 27, 48, 52; 2014, N 26, 30, 49; 2015, N 27, 48; 2016, N 1, 52; 2017, N 11, 23, 24, 31, 45, 50; 2018, N 1, 11, 31; 2019, N 29, 49; 2020, N 17, 48, 50; 2021, N 1, 15, 22, 24), от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28; 2004, N 35, 45; 2005, N 19; 2006, N 6, 10, 31; 2007, N 1, 7; 2008, N 18; 2009, N 29; 2010, N 7, 15, 27, 31; 2011, N 7, 9, 25, 27, 29, 30, 45, 49, 50; 2012, N 31, 53; 2013, N 19, 27, 30, 43, 44, 48, 49, 52; 2014, N 6, 14, 19, 26, 30, 49; 2015, N 29; 2016, N 10, 15, 18, 26, 27, 28; 2017, N 17, 24, 31, 50; 2018, N 17, 32, 51, 53; 2019, N 18, 23, 52; 2020, N 9, 15, 42, 50; 2021, N 1, 11, 18, 24, 27), от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50; 2008, N 30, 52; 2009, N 19, 29, 48; 2010, N 19, 31, 49; 2011, N 9, 17, 30, 49, 50; 2012, N 29, 31, 53; 2013, N 19, 23, 27, 30; 2014, N 23, 26; 2015, N 1, 14, 27, 41, 45; 2016, N 15, 18, 23, 27, 48; 2017, N 14, 17, 31, 50; 2018, N 7, 17, 24, 31, 52, 53; 2019, N 27, 31; 2020, N 29, 31, 50; 2021, N 1, 15, 18, 27), от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52; 2014, N 30; 2017, N 47, 50; 2018, N 7, 11; 2019, N 18; 2020, N 29; 2021, N 24), определены требования к органам власти и организациям, независимо от организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований. Государственная программа разработана в соответствии с:
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.12.2021 N 268)
1) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 47; 2017, N 8; 2018, N 41);
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.12.2021 N 268)
2) Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 1538-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 38; 2015, N 2);
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.12.2021 N 268)
4) государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, 47; 2020, N 1; 2021, N 1, 14);
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.11.2019 N 284, от 15.12.2021 N 268)
5) постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2018 года N 286 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2018, N 12).
(пп. 5 в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.11.2019 N 284)
По состоянию на 1 января 2016 года в Республике Адыгея проживают 35379 инвалидов, из которых 1376 человек составляют дети-инвалиды, 1134 человека - инвалиды войны и инвалиды вследствие военной травмы, 1210 человек - инвалиды по зрению и 590 человек - инвалиды с потерей слуха. Инвалидов 1-й группы - 3734 человека, инвалидов 2-й группы - 19142 человека. Инвалиды составляют 8% населения Республики Адыгея, что соответствует среднему показателю по Российской Федерации.
Анализируя спектр проблем, связанных с организацией жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН), можно сделать вывод, что одной из глобальных проблем является их вынужденная изолированность, которая обусловлена неприспособленностью объектов социальной инфраструктуры к нуждам инвалидов и других МГН и, как следствие, низкая доступность жизненно важных услуг.
Одной из самых больших проблем в Республике Адыгея остается неприспособленность жилищного фонда для нужд инвалидов. В настоящее время при строительстве новых объектов учитываются требования федерального законодательства и сооружаемые здания сразу же обеспечиваются пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН.
Однако большое количество инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, проживает в домах старого образца, не приспособленных для их жизнедеятельности. Оборудовать такие дома пандусами или иными средствами, позволяющими людям с ограниченными возможностями свободно выходить из дома, сложно, а иногда просто невозможно, не нарушая при этом установленные строительные нормы и правила (СНиПы).
Другой проблемой, с которой сталкиваются инвалиды и другие МГН, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта. Существующие остановки не позволяют инвалидам попасть даже в имеющийся низкопольный транспорт.