В соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О стратегическом планировании в Республике Адыгея" Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Премьер-министр
Республики Адыгея
А.НАРОЛИН
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ДО 2030 ГОДА
Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26; 2016, NN 26, 27; 2017, N 45; 2018, N 1) и Законом Республики Адыгея от 6 августа 2015 года N 455 "О стратегическом планировании в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2015, N 8; 2016, N 11).
Главная цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Адыгея, динамичного развития экономики Республики Адыгея в долгосрочной перспективе.
При разработке Стратегии учтены основные положения документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне, в том числе в части пространственного развития, национальной безопасности, культурной политики, научно-технологического развития, инновационного развития, экономической безопасности, социально-экономического развития и другого.
Методологической основой разработки Стратегии является единая методика оценки и повышения конкурентоспособности региона - "Живая" система управления будущим AV Galaxy, разработанная Консорциумом Леонтьевский центр - AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и других и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
"Живая" система управления будущим AV Galaxy - интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры в отдельных отраслях промышленности, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:
1) диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон;
2) доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель - стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) - цели - задачи;
3) план мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в том числе флагманских проектов (портфелей программ) - масштабных комплексных проектов, оказывающих значительное влияние на развитие региона и обеспечивающих, как правило, продвижение по нескольким целевым направлениям. Флагманские проекты являются комплексными, то есть включают большое количество проектов, программ и стратегических мероприятий, поэтапно и скоординировано реализуемых в рамках утвержденной системы проектного управления в исполнительных органах государственной власти региона.
Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.
Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов - конкуренции регионов и предприятий и повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно (таблица 1).
Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.
Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:
1) регион в целом;
2) экономические зоны;
3) базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли;
4) отраслевые кластеры;
5) меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.
Название направления конкуренции (регион/бизнес) | Региональный уровень | Уровень бизнеса |
G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) | Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов/отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки. | Объем продаж (экспорта/вывода). Доля рынка. |
G3. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти) | Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам. | Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов. |
G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека - трудовой ресурс и личность) | Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг. | Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники. |
G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) | Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры. | Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации. |
G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития) | Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития. | Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития. |
G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы - инфраструктура, сырье) | Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе. | Обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства). |
G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции) | Качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций. | Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона. |
При разработке Стратегии учтены текущие тенденции и факторы развития мировой экономики, полный перечень которых представлен в приложении N 1.
Долгосрочные цели и целевые параметры развития Республики Адыгея были определены Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11; 2012, N 4, 6; 2014, N 12; 2017, N 11; 2018, N 7).
Республикой Адыгея проделаны серьезные шаги по реализации Стратегии, что позволило добиться положительной динамики в ежегодном росте валового регионального продукта (далее - ВРП), доходах консолидированного бюджета, обеспечении устойчивой положительной динамики ожидаемой продолжительности жизни.
В Республике Адыгея сохранялась приоритетность решения задач развития социальной сферы, предусмотренных Стратегией.
По результатам рейтинговой оценки качества жизни в регионах, проведенной РИА-Рейтинг, Республика Адыгея в 2017 году заняла 29-е место.
Целевые индикаторы | 2007 год | 2017 год факт (оценка) |
Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) | 11,9 | 10,6 |
Коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) | 14,7 | 12,7 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 68,75 | 73,25 |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) | 9,0 | 6,5 |
Объем ВРП в действующих ценах, в миллиардах рублей | 29,1 | 94,5 |
ВРП на душу населения в действующих ценах, в тысячах рублей | 66,4 | 209,5 |
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с 2007 годом, в процентах | 100,0 | 128,0 |
Реальные денежные доходы, в процентах к 2007 году | 100,0 | 193,6 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума | 30,1 | 13,1 |
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных категорий населения | 10,2 | 12,3 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума | 1,7 | 2,9 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, в процентах | 37,7 | 24,2 |
Удельный вес занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея, в процентах | 22,5 | 28,9 |
Уровень обеспеченности потребителей Республики Адыгея электроэнергией собственной выработки, в процентах | 16 | 9,7 |
Доля безработных в общей численности экономически активного населения (по критериям МОТ), в процентах | 10,3 | 8,8 |
Доходы консолидированного бюджета, в миллионах рублей | 8048,6 | 19056,2 |
Для анализа глобальной конкурентоспособности региона в рамках модели "Галактика" (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов) Консорциума Леонтьевский центр - AV Group. Результаты исследований публично обсуждались/представлялись на различных мероприятиях, и активно применяются в научно-исследовательских работах и при разработке стратегий регионов.
Индекс конкурентоспособности регионов - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.
Методика акцентирует внимание на необходимости приоритизации региональной политики Российской Федерации. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя "полюса роста", которые предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод сделан как на основании изучения вклада российских регионов в развитие отечественной экономики, так и на примере ряда зарубежных развитых и развивающихся экономик).
Индекс конкурентоспособности региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции (на основе оценки индикаторов, отражающих результаты межрегиональной конкуренции). Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции.