КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2018 года N 286


О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



В соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О стратегическом планировании в Республике Адыгея" Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Премьер-министр
Республики Адыгея
А.НАРОЛИН



Приложение
к постановлению
Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 декабря 2018 г. N 286



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ДО 2030 ГОДА



Введение


Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26; 2016, NN 26, 27; 2017, N 45; 2018, N 1) и Законом Республики Адыгея от 6 августа 2015 года N 455 "О стратегическом планировании в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2015, N 8; 2016, N 11).


Главная цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Адыгея, динамичного развития экономики Республики Адыгея в долгосрочной перспективе.


При разработке Стратегии учтены основные положения документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне, в том числе в части пространственного развития, национальной безопасности, культурной политики, научно-технологического развития, инновационного развития, экономической безопасности, социально-экономического развития и другого.


Методологической основой разработки Стратегии является единая методика оценки и повышения конкурентоспособности региона - "Живая" система управления будущим AV Galaxy, разработанная Консорциумом Леонтьевский центр - AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и других и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


"Живая" система управления будущим AV Galaxy - интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры в отдельных отраслях промышленности, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:


1) диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон;


2) доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель - стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) - цели - задачи;


3) план мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в том числе флагманских проектов (портфелей программ) - масштабных комплексных проектов, оказывающих значительное влияние на развитие региона и обеспечивающих, как правило, продвижение по нескольким целевым направлениям. Флагманские проекты являются комплексными, то есть включают большое количество проектов, программ и стратегических мероприятий, поэтапно и скоординировано реализуемых в рамках утвержденной системы проектного управления в исполнительных органах государственной власти региона.



Рисунок 1




Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.


Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов - конкуренции регионов и предприятий и повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно (таблица 1).


Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.


Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:


1) регион в целом;


2) экономические зоны;


3) базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли;


4) отраслевые кластеры;


5) меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.



Таблица 1. Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название направления конкуренции (регион/бизнес)

Региональный уровень

Уровень бизнеса

G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок)

Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов/отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки.

Объем продаж (экспорта/вывода). Доля рынка.

G3. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти)

Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам.

Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов.

G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека - трудовой ресурс и личность)

Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг.

Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники.

G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации)

Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры.

Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации.

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития)

Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития.

Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития.

G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы - инфраструктура, сырье)

Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе.

Обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства).

G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции)

Качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций.

Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона.


При разработке Стратегии учтены текущие тенденции и факторы развития мировой экономики, полный перечень которых представлен в приложении N 1.



1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Республики Адыгея


Долгосрочные цели и целевые параметры развития Республики Адыгея были определены Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11; 2012, N 4, 6; 2014, N 12; 2017, N 11; 2018, N 7).


Республикой Адыгея проделаны серьезные шаги по реализации Стратегии, что позволило добиться положительной динамики в ежегодном росте валового регионального продукта (далее - ВРП), доходах консолидированного бюджета, обеспечении устойчивой положительной динамики ожидаемой продолжительности жизни.


В Республике Адыгея сохранялась приоритетность решения задач развития социальной сферы, предусмотренных Стратегией.


По результатам рейтинговой оценки качества жизни в регионах, проведенной РИА-Рейтинг, Республика Адыгея в 2017 году заняла 29-е место.



Таблица 2. Оценка достижения целевых параметров Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года

Целевые индикаторы

2007 год

2017 год факт (оценка)

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)

11,9

10,6

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения)

14,7

12,7

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

68,75

73,25

Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми)

9,0

6,5

Объем ВРП в действующих ценах, в миллиардах рублей

29,1

94,5

ВРП на душу населения в действующих ценах, в тысячах рублей

66,4

209,5

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с 2007 годом, в процентах

100,0

128,0

Реальные денежные доходы, в процентах к 2007 году

100,0

193,6

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

30,1

13,1

Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных категорий населения

10,2

12,3

Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума

1,7

2,9

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, в процентах

37,7

24,2

Удельный вес занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея, в процентах

22,5

28,9

Уровень обеспеченности потребителей Республики Адыгея электроэнергией собственной выработки, в процентах

16

9,7

Доля безработных в общей численности экономически активного населения (по критериям МОТ), в процентах

10,3

8,8

Доходы консолидированного бюджета, в миллионах рублей

8048,6

19056,2



1.1. Общая оценка уровня конкурентоспособности Республики Адыгея в сравнении с другими регионами


Для анализа глобальной конкурентоспособности региона в рамках модели "Галактика" (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов) Консорциума Леонтьевский центр - AV Group. Результаты исследований публично обсуждались/представлялись на различных мероприятиях, и активно применяются в научно-исследовательских работах и при разработке стратегий регионов.


Индекс конкурентоспособности регионов - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.


Методика акцентирует внимание на необходимости приоритизации региональной политики Российской Федерации. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя "полюса роста", которые предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод сделан как на основании изучения вклада российских регионов в развитие отечественной экономики, так и на примере ряда зарубежных развитых и развивающихся экономик).


Индекс конкурентоспособности региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции (на основе оценки индикаторов, отражающих результаты межрегиональной конкуренции). Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»