Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОСТИНТЕРНАТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приложение 6
к Административному регламенту
по предоставлению государственной
услуги по подготовке кандидатов
в постинтернатные воспитатели



УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства социального
развития Пермского края
от N

Дополнительная общеобразовательная программа подготовки кандидатов в постинтернатные воспитатели "СОУЧАСТИЕ В СУДЬБЕ"


Актуальность данной Программы обусловлена внедрением на территории Пермского края системы постинтернатного сопровождения выпускников замещающих семей и детских домов в возрасте от 18 до 23 лет, появления института постинтернатного кураторства в лице постинтернатного воспитателя. Региональное законодательство (Постановление Правительства Пермского края N 88-п от 27.02.2009 "Порядок осуществления постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") предусматривает специальную подготовку через обучающую образовательную программу граждан, желающих стать постинтернатными воспитателями. В российской социальной практике подобных аналогов не существует, поэтому предлагаемая программа "Соучастие в судьбе" является инновационной и востребована специалистами служб сопровождения замещающих семей Пермского края.

Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство. Трудовые навыки часто ограничиваются набором элементарных умений. В любой ситуации общения - на работе с соседями, в транспорте - они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, даже небольшие недоразумения стремятся разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов. Уровень ответственности выпускников очень низок, они ощущают свою ответственность только перед "своими детдомовцами". Такое упрощенное восприятие жизни им привычно.

Для преодоления этого требуется осознанный подход к воспитанию самостоятельности. Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельной жизни, необходима помощь и поддержка. Профессионально выстроенное общение, работа с выпускником могут стать основой его успешной адаптации. Для построения эффективной работы постинтернатному воспитателю необходимо понимать личностные особенности выпускников, испытывающих значительные трудности при формировании жизненного плана, от наличия которого зависит успешность жизнеустройства и социальной адаптации, быть осведомленными в правовой сфере, уметь моделировать ситуации и принимать необходимые решения в вопросах организации учебной деятельности и досуга, трудоустройства, сохранении здоровья выпускника.

Цель обучения - формирование и развитие компетентности постинтернатных воспитателей в работе с выпускниками детских домов и замещающих семей.

Задачи обучения:

1. Изучить личностные особенности кандидата, выяснить его ресурсы к выполнению договорных обязательств, оценить готовность к сотрудничеству со специалистами Центра сопровождения.

2. Подготовить кандидата к новой социальной роли, помочь осознать собственные мотивы и оценить собственные возможности в работе с выпускником, степень готовности к работе по постинтернатному сопровождению.

3. Помочь в самоопределении, принятии окончательного решения к заключению договора на постинтернатное сопровождение.

4. Закрепить полученные знания и умения кандидата в практической деятельности (составление и защита индивидуального плана сопровождения выпускника, работа с отчетными документами).

Специфика обучения с учетом особенностей слушателей:

Форма обучения - очно-заочная, занятия проводятся в течение 24 учебных часов, по 1-2 занятия в неделю. Выполнение домашних заданий составляет 8 учебных часов. Общий объем программы - 32 часа. Продолжительность цикла обучения - 1-1,5 месяца. Группа от 8 до 20 человек.

Программа рассчитана на кандидатов в постинтернатные воспитатели разных категорий:

- бывших приемных родителей и патронатных воспитателей, в чьих семьях воспитывались выпускники;

- родственников, других значимых людей из социально поддерживающей сети выпускника;

- специалистов и воспитателей детских домов и Центров сопровождения, которые хорошо знают выпускников и являются их неформальными кураторами;

- мастеров производственного обучения, классных руководителей, других педагогов учреждений НПО, СПО, которые сравнительно недавно познакомились с выпускниками, но тесно контактируют с ними в процессе учебной деятельности.

Учитывая их разный опыт общения и воспитания детей-сирот, авторы данной Программы предлагают введение инвариантного и вариативного разделов. Инвариантная часть программы является ядерной (базовой), обязательной для прохождения всеми участниками. Вариативная часть учитывает уровень подготовки кандидата к работе с выпускником, осознание им особенностей детей-сирот, конкретных навыков организации работы в качестве куратора выпускника. Этот уровень и обязательность включения кандидата в вариативную часть программы определяется результатами анкетирования (опыт работы с детьми-сиротами), социальный пакет документов. В этом случае уровень подготовленности кандидата к работе с выпускником оценивается по стажу работы - не менее 3 лет, предоставляется портфолио достижений замещающей семьи и выпускника.

Основные формы занятий по содержанию:

- теоретические;

- практические;

- смешанные (теория и практика).

Теоретические формы занятий:

мини-лекции, беседа, рассказ с использованием дидактических материалов и видеоматериалов.

Практические занятия - интерактивные формы обучения в виде:

"мозговых" штурмов;