БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2013 года N 83

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА БАРНАУЛА ЗА 2012 ГОД


Заслушав доклад председателя Счетной палаты города Барнаула Магель О.М. о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2012 год, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 N 598, руководствуясь статьей 62 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, городская Дума решила:

1. Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2012 год принять к сведению (приложение).

2. Рекомендовать администрации города:

- принимать меры по обеспечению эффективности расходования средств бюджета города главными администраторами бюджетных средств, в том числе в рамках исполнения городских целевых программ;

- продолжить работу по увеличению доходной базы бюджета города, в том числе за счет более эффективного использования муниципальной собственности;

- обеспечить принятие мер по исполнению представлений Счетной палаты города Барнаула об устранении выявленных нарушений и недостатков.

3. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать решение в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

4. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике (Солодилов А.А.).

Глава города
Л.Н.ЗУБОВИЧ






Приложение
к Решению
городской Думы
от 29 марта 2013 года N 83

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА БАРНАУЛА ЗА 2012 ГОД


Годовой отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула (далее - Счетная палата) подготовлен в соответствии со статьей 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 N 598, в рамках полномочий, определенных Положением о Счетной палате, связанных с организацией и осуществлением контроля за законностью, результативностью использования средств бюджета города, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

1. Общие сведения о деятельности Счетной палаты


В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) статус Счетной палаты определяется как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, подотчетный Барнаульской городской Думе.

Счетная палата является контрольно-счетным органом муниципального образования и обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Штатная численность работников Счетной палаты в отчетном году составляла 10 человек: председатель, заместитель председателя, 2 аудитора, 4 инспектора, главный специалист - главный бухгалтер и ведущий специалист, совмещающий функции секретаря руководителя, делопроизводителя и специалиста по кадровой и административно-хозяйственной работе.

В 2012 году решениями городской Думы назначены на второй срок председатель Счетной палаты Магель О.М., аудитор Руденко Л.П., впервые назначены заместитель председателя Оленина Е.Ю., аудитор Бурова Е.А.

Организация работы Счетной палаты строилась на принципах, являющихся базовыми для функционирования деятельности контрольно-счетного органа: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась в соответствии с планом работы на 2012 год, утвержденным распоряжением коллегии Счетной палаты.

Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ предусмотрена самостоятельность при планировании деятельности Счетной палаты - формирование плана осуществляется исходя из полномочий Счетной палаты, включая проведение обязательных мероприятий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений городской Думы, предложений и запросов главы города.

В связи с этим с 2012 года план работы на очередной год не выносится на утверждение городской Думы, а утверждается коллегией Счетной палаты и направляется для сведения в городскую Думу и главе администрации города.

Утвержденный план работы на 2012 год выполнен в полном объеме, кроме того, по решению Коллегии Счетной палаты проведены 2 внеплановых контрольных мероприятия:

- по обращению Счетной палаты Алтайского края была проведена проверка целевого использования средств краевого бюджета, выделенных в 2011 - 2012 годах на проведение мероприятий по благоустройству кладбищ города Барнаула;

- проверка исполнения представления Счетной палаты города Барнаула об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной в 2011 году по вопросу заключения договоров аренды земли под объектами недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Отдельное место занимали мероприятия в рамках исполнения статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ, касающиеся обязательной внешней проверки годовой отчетности главных администраторов средств бюджета города и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города, а также обсуждения и принятия бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период.

Важным направлением в деятельности Счетной палаты, посредством которого реализуется функция предварительного контроля, является экспертно-аналитическая деятельность, в процессе которой проводится экспертиза проектов решений городской Думы.

2. Основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты


В отчетном году Счетной палатой в рамках предварительного контроля проведена экспертиза и подготовлены заключения на 53 проекта нормативных правовых актов, в рамках текущего контроля подготовлены 3 аналитические записки о ходе исполнения бюджета города в 2012 году, в рамках последующего контроля проведено 8 контрольных мероприятий.

В ходе 8 контрольных мероприятий проведено 44 проверки, в том числе документальных с выходом на место - на 22 объектах, из них 20 органов местного самоуправления города, 1 муниципальное предприятие (МУП "Дорожник-2" Октябрьского района г. Барнаула) и 1 Открытое акционерное общество (ОАО "Быт-Сервис"); камеральных - 22 проверки (в рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города за 2011 год).

Общий объем проверенных средств в 2012 году (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2011 год) составил 11591,5 млн. рублей, из них бюджетных средств - 11580,1 млн. рублей. В ходе проверок установлено финансовых нарушений на сумму 59829,0 тыс. рублей. По материалам проверок подлежало восстановлению в бюджет 4166,2 тыс. рублей.

Устранено финансовых нарушений на общую сумму 49463,7 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города - 5227,5 тыс. рублей, в том числе:

- по результатам проверок, проведенных в 2012 году, устранено финансовых нарушений на сумму 42683,3 тыс. рублей, в том числе восстановлено в бюджет города 2922,8 тыс. рублей;

- по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, на сумму 6780,4 тыс. рублей, из них в бюджет города восстановлено 2304,7 тыс. рублей.

Устранение выявленных в ходе проверок нарушений находится на постоянном контроле Счетной палаты. Основными мерами по устранению нарушений являются: возврат (восстановление) израсходованных неправомерно бюджетных средств; взыскание задолженности по платежам в бюджет; приведение нормативных правовых актов в соответствие требованиям, исключающим условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений в процессе формирования и исполнения бюджета, неэффективному использованию муниципального имущества; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными актами.

На переходящем контроле остаются нарушения в сумме 11214,8 тыс. рублей, из них подлежит возмещению в бюджет города 6214,3 тыс. рублей, в том числе по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, - 4969,4 тыс. рублей.

Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий рассмотрены коллегией Счетной палаты и направлены в городскую Думу и главе администрации города.

Руководителям проверенных объектов направлено 24 представления и 6 писем, которыми внесено 123 предложения об устранении выявленных нарушений и недостатков.

Кроме этого, подготовлено и направлено 8 информационных писем о результатах контрольных мероприятий курирующим заместителям главы администрации города, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, вышестоящим органам местного самоуправления города, 1 информационное письмо - в Счетную палату Алтайского края.

Материалы по 1 контрольному мероприятию направлены в прокуратуру города.

Проведено 17 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 26 вопросов (основной темой большинства заседаний коллегии являлось обсуждение результатов проведенных контрольных мероприятий).

Из представленных Счетной палате информаций следует, что итоги проверок обсуждены в предприятиях, организациях и учреждениях, ими разработаны и осуществляются мероприятия по выполнению предложений Счетной палаты. В результате проведенной работы 17 представлений снято с контроля, реализовано 116 предложений, 15 муниципальным служащим уменьшен размер премий на сумму 9,3 тыс. рублей, 4 человека привлечены к дисциплинарной ответственности.

В отчетном периоде Счетной палатой рассмотрено 53 проекта нормативных правовых актов, по 24 проектам внесено 52 замечания и предложения, из которых 39 учтены, 12 предложений по внесению изменений в бюджет города, городские целевые программы и в прочие нормативные правовые акты остаются на контроле Счетной палаты. Один проект был снят с рассмотрения городской Думой по предложению Счетной палаты. Ряд замечаний был устранен по предложениям Счетной палаты в ходе подготовки проектов муниципальных правовых актов.

На стадии текущего контроля за исполнением бюджета города Счетной палатой подготовлено 3 аналитические записки об исполнении бюджета города: за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2012 года. При подготовке аналитических записок использованы материалы проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий, статистическая информация, а также данные, предоставленные органами местного самоуправления. Результаты экспертно-аналитической работы утверждены коллегией Счетной палаты, направлены главе администрации города и в городскую Думу с рекомендациями по улучшению бюджетного процесса.

2.1. Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета города


В рамках исполнения статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ, которая обязывает проведение внешней проверки годовой отчетности главных администраторов средств бюджета города, проведена внешняя проверка отчетности 25 главных распорядителей средств бюджета города, главных администраторов доходов бюджета города, источников финансирования дефицита бюджета, из них 3 - с выходом на место, проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета города за 2011 год и подготовлено на него заключение.

Результаты внешней проверки свидетельствуют о ежегодной тенденции к более качественному составлению годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета города.

Бюджет города исполнен по доходам в объеме 10252636,9 тыс. рублей, или 101,3% от плана, по расходам - 10203804,0 тыс. рублей, или 96,1% от плана, с превышением доходов над расходами на 48832,9 тыс. рублей.

Основные параметры бюджета города исполнены в большем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2010 год: по доходам - на 23,0%, расходам - на 25,4%.

Увеличение доходной части бюджета города в 2011 году связано с положительной тенденцией стабилизации экономики города, проведенной работой по сокращению задолженности по доходам, а также с увеличением безвозмездных поступлений от других уровней бюджетной системы.

Расходная часть бюджета не исполнена в полном объеме, в основном, за счет остатков на конец отчетного года средств федерального и краевого бюджетов, которые планировалось использовать по целевому назначению в 2012 году, предоставлением социальных пособий и выплат по факту обращений граждан.

В ходе внешней проверки установлены отдельные финансовые нарушения и недостатки на общую сумму 35854,0 тыс. рублей:

1. Отдельными распорядителями и получателями средств бюджета города не обеспечивался контроль за эффективным использованием бюджетных средств, в результате, при отсутствии потребности, бюджетные средства направлялись на оплату платежей будущих периодов.

Необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность составило 263,1 тыс. рублей. Отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность ведет к образованию дополнительной нагрузки на бюджет, и данные расходы можно считать неэффективными.

Следует отметить, что сумма необоснованного отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность сократилась почти в 2 раза по сравнению с предшествующим годом и в 25 раз по сравнению с внешней проверкой годового отчета за 2008 год, проводившейся впервые, что свидетельствует о положительной динамике в недопущении подобных нарушений бюджетного процесса.

2. Отдельными главными администраторами бюджетных средств допущены нарушения бюджетного учета, в том числе нарушения в оформлении первичной учетной документации и ведении бюджетного учета основных средств комитетом по культуре города Барнаула (10682,7 тыс. рублей), в результате чего был излишне уплачен налог на имущество (2,6 тыс. рублей), несвоевременное списание дебиторской задолженности по ликвидируемым муниципальным предприятиям (101,7 тыс. рублей).

3. Нарушение указаний о порядке применения бюджетной классификации на сумму 1421,0 тыс. рублей.

4. Несвоевременная актуализация долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Барнауле на 2010 - 2012 гг." заказчиком - комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Отклонение расходов, предусмотренных программой на 2011 год, от утвержденных бюджетом города составило 23382,9 тыс. рублей, не корректировались объемы расходов по мероприятиям программы, целевые индикаторы, что свидетельствует о неисполнении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.

5. В нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ не соблюдены сроки утверждения двух долгосрочных целевых программ: "Электронный Барнаул на 2011 - 2015 годы", "Капитальный ремонт административных зданий органов местного самоуправления города Барнаула на 2011 - 2013 годы".

6. В Реестре расходных обязательств города Барнаула были указаны не все нормативно-правовые акты, определяющие расходные обязательства города Барнаула.

7. Отмечен большой объем задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города, работа по снижению которой является резервом для увеличения доходной части бюджета. Продолжало иметь место отсутствие должного взаимодействия между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула и администрациями районов города, осуществляющими заключение договоров аренды земельных участков для размещения объектов некапитального строительства. В рамках внешней проверки бюджетной отчетности за 2010 год Счетная палата города Барнаула обращала внимание на данный факт, однако показатели бюджетной отчетности за 2011 год по данному виду поступлений не улучшились.

Дебиторская задолженность по расчетам с Фондом социального страхования по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложилась у отдельных распорядителей бюджетных средств по состоянию на 01.01.2012 в общей сумме 558,7 тыс. рублей, из которой 518,0 тыс. рублей подлежало перечислению в бюджет города.

По итогам внешней проверки годового отчета Счетной палатой направлено представление об устранении выявленных нарушений органу, организующему исполнение бюджета города, - комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, 5 представлений - главным распорядителям бюджетных средств, допустившим нарушения бюджетного законодательства, и 5 писем - главным распорядителям бюджетных средств, у которых выявлены отдельные недостатки при исполнении бюджета города.

В целях устранения выявленных нарушений по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2011 год принято распоряжение администрации города от 31.05.2012 N 144-р "О мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой города Барнаула" с указанием сроков устранения нарушений и ответственных исполнителей.

В результате подлежало возмещению в бюджет города 741,2 тыс. рублей. Бюджетные средства, необоснованно отвлеченные в 2011 году в дебиторскую задолженность, а также дебиторская задолженность по единому социальному налогу в связи с начислением пособий по временной нетрудоспособности и излишне уплаченный налог на имущество восстановлены в бюджет города в сумме 626,7 тыс. рублей.

На контроле остается возмещение в бюджет города средств в размере 114,5 тыс. рублей, необоснованно отвлеченных в дебиторскую задолженность комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.

Для устранения выявленных в ходе внешней проверки нарушений и недостатков приняты новые или внесены изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты:

- постановлением администрации города от 30.05.2012 N 1576 утвержден Порядок организации работы по электронному обмену данными между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и администрациями районов города, сельскими, поселковой администрациями по договорам аренды земельных участков под объектами некапитального строительства, согласно которому с июня 2012 года осуществляется передача информации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»