С 2014 года в Российской Федерации начали реализовываться новые подходы в организации и проведении мероприятий защиты населения и территорий от ЧС как в мирное, так и военное время. Увеличилось число полномочий органов местного самоуправления по всем направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на усилия, предпринимаемые органами местного самоуправления города по исполнению всего объема полномочий, наблюдается отставание существующих возможностей органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС по реализации современных требований по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения:
в Алтайском крае реализуется программа модернизации региональной автоматизированной централизованной системы оповещения населения (далее - АСЦО), предусматривающая обновление технических устройств, входящих в ее состав. В целях оповещения населения города об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, в городе создана местная АСЦО, являющаяся составной частью региональной АСЦО. Сопряжение аппаратуры управления местной АСЦО с модернизированной региональной АСЦО потребует обновления аппаратуры управления местной АСЦО и внедрения современных технических устройств доведения до населения сигналов оповещения. В то же время зона доведения сигнала оповещения ГО "Внимание всем" не полностью покрывает территории новостроек и сельских населенных пунктов города, а зоны экстренного оповещения населения, определенные в рамках проекта по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения города об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН), не затрагивают территорий города, подверженных затоплению и переходу на них лесных пожаров. Указанное требует приобретения и установки дополнительных средств оповещения, проведения мероприятий по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры управления местной АСЦО в течение всего периода действия Программы;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р утверждена концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасный город". АПК "Безопасный город" на территории города реализуется в составе комплексной системы безопасности жизнедеятельности Алтайского края на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) города в 2016 - 2020 годах.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального казенного учреждения "Управление по делам ГОЧС г. Барнаула" (далее - ЕДДС) функционирует в соответствии с постановлением администрации города от 19.06.2017 N 1219 "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе города Барнаула", Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 N 7, Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" (далее - ГОСТ Р 22.7.01-2021).
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 18.03.2021 N 349, от 16.02.2024 N 255)
Соответствие ЕДДС предъявляемым требованиям основывается на обеспечении бесперебойной работы технических средств систем связи, оповещения, управления и информирования, эксплуатационного обслуживания технических средств, обновления программных продуктов, а также перспективных систем КСЭОН, системы вызова экстренных оперативных служб по единому телефону "112", наличия структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях, других информационно-аналитических систем, а также выполнении комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2021.
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 18.03.2021 N 349, от 16.02.2024 N 255)
Для чего требуются:
модернизация на основе современной элементной базы технических систем управления, связи и информирования населения, установленных на пунктах управления руководителей ГО города и районов города;
оснащение стационарных и подвижных пунктов управления ГО и городского звена РСЧС программно-аналитическими комплексами оценки обстановки и поддержки решений;
повышение эффективности деятельности органов управления по делам ГОЧС города требует поддержания в постоянной готовности оперативных и служебных автомобилей, в том числе путем их обновления. В условиях ограниченного финансирования МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Барнаула" не может приобретать дорогостоящие командно-штабные машины и специальные спасательные автомобили. В целях экономии средств приобретаются автомобили транспортной группы, которые в последующем переоборудуются и оснащаются средствами спасения, современными приборами и оборудованием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подвижным пунктам управления, спасательным автомобилям аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ);
повышение эффективности действий АСФ города требует увеличения штатной численности, всестороннего материально-технического обеспечения личного состава, поддержания в исправном состоянии техники, аварийно-спасательного инструмента, специальных приборов и снаряжения;
муниципальные резервы материальных средств, предназначенные для ликвидации ЧС и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, и запасы, создаваемые в целях гражданской обороны, требуют пополнения до объемов, необходимых и достаточных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах и вследствие этих конфликтов, ликвидации ЧС муниципального характера в мирное и военное время, а также оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;