АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2014 года N 1674


Об утверждении муниципальной программы "Управление земельными ресурсами города Барнаула на 2015 - 2026 годы"

(с изменениями на 29 марта 2024 года)

(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 03.03.2015 N 284, от 25.12.2015 N 2545, от 01.03.2016 N 317, от 30.12.2016 N 2550, от 23.03.2017 N 563, от 27.03.2018 N 568, от 29.03.2019 N 489, от 13.03.2020 N 425, от 10.03.2021 N 319, от 28.02.2022 N 279, от 22.03.2023 N 365, от 29.03.2024 N 535)




В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", в целях повышения эффективности управления земельными ресурсами города Барнаула постановляю:


1. Утвердить муниципальную программу "Управление земельными ресурсами города Барнаула на 2015 - 2026 годы" (приложение).


(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 01.03.2016 N 317, от 23.03.2017 N 563, от 27.03.2018 N 568, от 29.03.2019 N 489, от 13.03.2020 N 425, от 22.03.2023 N 365)


2. Постановление вступает в силу с 01.01.2015.


3. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.


4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города.


(п. 4 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 29.03.2024 N 535)



Глава администрации г. Барнаула
И.Г.САВИНЦЕВ



Приложение
к Постановлению
администрации города
от 5 августа 2014 г. N 1674



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ГОРОДА БАРНАУЛА НА 2015 - 2026 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 03.03.2015 N 284, от 25.12.2015 N 2545, от 01.03.2016 N 317, от 30.12.2016 N 2550, от 23.03.2017 N 563, от 27.03.2018 N 568, от 29.03.2019 N 489, от 13.03.2020 N 425, от 10.03.2021 N 319, от 28.02.2022 N 279, от 22.03.2023 N 365, от 29.03.2024 N 535)



Паспорт муниципальной программы "Управление земельными ресурсами города Барнаула на 2015 - 2026 годы"

(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 29.03.2024 N 535)

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула

Соисполнители муниципальной программы

Участники муниципальной программы

администрация Железнодорожного района города Барнаула,

администрация Октябрьского района города Барнаула,

администрация Ленинского района города Барнаула,

администрация Центрального района города Барнаула

Подпрограммы муниципальной программы

Программно-целевые инструменты муниципальной программы

Цель муниципальной программы

Повышение эффективности управления земельными ресурсами города Барнаула

Задачи муниципальной программы

Совершенствование системы управления земельными ресурсами города;

обеспечение поступлений в бюджет города средств от использования земельных участков

Индикаторы муниципальной программы

Количество земельных участков, зарегистрированных в муниципальную собственность, под муниципальными объектами;

количество сформированных земельных участков и охранных зон объектов инженерной инфраструктуры;

обеспеченность доходами в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (без учета средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков), на душу населения;

количество сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков в целях предоставления на торгах для нестационарных объектов;

количество отчетов об оценке;

количество населенных пунктов, расположенных в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости

Сроки и этапы реализации муниципальной программы

2015 - 2026 годы

Объемы финансирования муниципальной программы

Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 426632,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 20961,8 тыс. рублей;

2016 год - 26369,1 тыс. рублей;

2017 год - 20537,9 тыс. рублей;

2018 год - 21100,7 тыс. рублей;

2019 год - 28032,4 тыс. рублей;

2020 год - 30736,9 тыс. рублей;

2021 год - 35719,5 тыс. рублей;

2022 год - 38366,2 тыс. рублей;

2023 год - 43335,3 тыс. рублей;

2024 год - 53860,1 тыс. рублей;

2025 год - 53808,1 тыс. рублей;

2026 год - 53804,2 тыс. рублей,

в том числе за счет краевого бюджета 2676,8 тыс. рублей:

2015 год - 0 тыс. рублей;

2016 год - 0 тыс. рублей;

2017 год - 0 тыс. рублей;

2018 год - 0 тыс. рублей;

2019 год - 2676,8 тыс. рублей,

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей,

за счет средств бюджета города 423955,4 тыс. рублей:

2015 год - 20961,8 тыс. рублей;

2016 год - 26369,1 тыс. рублей;

2017 год - 20537,9 тыс. рублей;

2018 год - 21100,7 тыс. рублей;

2019 год - 25355,6 тыс. рублей;

2020 год - 30736,9 тыс. рублей;

2021 год - 35719,5 тыс. рублей;

2022 год - 38366,2 тыс. рублей;

2023 год - 43335,3 тыс. рублей;

2024 год - 53860,1 тыс. рублей;

2025 год - 53808,1 тыс. рублей;

2026 год - 53804,2 тыс. рублей.

Реализация мероприятий в рамках муниципальной программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы

Реализация муниципальной программы позволит:

зарегистрировать в муниципальную собственность под муниципальными объектами 887 земельных участков;

сформировать 4619 земельных участков и охранных зон объектов инженерной инфраструктуры;

обеспечить поступление в бюджет города доходов в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (без учета средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков), в размере 169,0 рублей на душу населения;

сформировать и осуществить государственный кадастровый учет 40 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью предоставления на торгах для размещения нестационарных объектов;

подготовить 116 отчетов об оценке;

внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах 2 населенных пунктов, расположенных в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края



1. Общая характеристика сферы реализации Программы


В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.


Муниципальная собственность является одной из экономических основ местного самоуправления. От ее эффективного использования зависят доходы местного бюджета и, как следствие, финансово-экономическая, инвестиционная и социальная политика муниципалитета.


В соответствии с Положением о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 33, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений. Одной из основных задач Комитета является обеспечение экономически эффективного использования земельных ресурсов.


На 2013 год планировалось поступление денежных средств в бюджет города от использования земельных ресурсов в сумме 1506,4 млн рублей, что на 5% выше поступлений 2012 года. Фактическое поступление составило 1634,8 млн рублей (исполнение планового задания - 109%), из которых:


земельный налог - 918,9 млн рублей;


поступления денежных средств, администрируемых Главным управлением имущественных отношений Алтайского края, - 604,8 млн рублей;


поступления денежных средств, администрируемых Комитетом, - 110,8 млн рублей;


поступления в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, - 0,3 млн рублей.


Фактическое поступление неналоговых доходов от использования земельных участков в 2013 году составило 715,9 млн рублей (плановое значение - 592,0 млн рублей, исполнение планового задания - 121%).



Динамика поступления неналоговых доходов, администрируемых Комитетом, в бюджет города за 2012 - 2013 годы

Поступление доходов, администрируемых Комитетом, по годам (млн рублей)

Исполнение плана в 2013 году, %

Факт 2013 года к 2012 году, %

Наименование

Факт 2012

План 2013

Факт 2013

1

2

3

4

5

6

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности городского округа

59,9

70,0

85,3

122

142

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа

12,3

4,0

9,3

233

76

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городского округа

11,8

10,0

11,9

119

101

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городского округа

2,9

3,0

3,3

110

114

Прочие неналоговые поступления в бюджет городского округа

0,7

0,6

1,0

167

143

Всего поступило доходов от использования земельных участков в бюджет города

87,6

87,6

110,8

126

126


Поскольку основную долю доходов от использования земельных участков, администрируемых Комитетом, составляют доходы от использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (в 2013 году указанный показатель составил 85%), особое значение приобретает деятельность Комитета по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки. По состоянию на 31.12.2013 Комитетом зарегистрировано право муниципальной собственности на 2733 земельных участка общей площадью 2364,31 га.


Одной из основных проблем, возникающих в настоящее время при управлении земельными ресурсами, является ограниченная возможность увеличения поступлений неналоговых доходов от использования земельных участков в бюджет города. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с уменьшением количества земельных участков, находящихся в аренде (в связи с продажей земельных участков, переходом земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах). Ресурс свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам и стать источником дополнительных доходов бюджета города, практически исчерпан.


Комитетом осуществлен перевод имеющихся фондов инженерно-топографических планов масштаба 1:500 на территорию городского округа - города Барнаула Алтайского края в электронный вид.


Топографический план масштаба 1:500 является основой для формирования земельных участков, проектирования объектов капитального строительства, инженерных сооружений и сетей, проведения природоохранных мероприятий, при производстве землеустроительных, кадастровых и иных работ, позволяющих решать задачи управления и развития городского хозяйства.


Учитывая сложившуюся ситуацию в сфере управления земельными ресурсами, в ближайшее время приоритетным направлением работы для Комитета является использование имеющегося потенциала по земельным платежам в полном объеме, в том числе посредством:


выявления и регистрации неоформленных, но используемых юридическими и физическими лицами земельных участков;


постоянного контроля за поступлением земельных платежей в бюджет города и мониторинга задолженности.



2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы, цель и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации



2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы


Приоритетом политики в сфере реализации Программы является повышение эффективности использования земельных участков, создание условий для увеличения инвестиционного потенциала земельных участков.


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из целевых ориентиров в социально-экономическом развитии страны является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Указанный переход невозможен без развития в России современной институциональной среды. Формирование современной системы экономических институтов предполагает построение эффективной системы управления государственной и муниципальной собственностью.


Формирование эффективной системы управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе земельными ресурсами, становится необходимым условием повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и отдельных регионов.


Законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС утверждена стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Одним из приоритетных направлений прогнозного развития Алтайского края является создание финансово-экономической, инвестиционной, инженерной, транспортно-логистической, коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей динамичное социально-экономическое развитие края. Снятие излишних ограничений на предоставление земельных участков указывается в качестве мероприятия, необходимого для создания условий для увеличения притока инвестиций в сельское хозяйство, туризм, развитие транспортной инфраструктуры, системы обращения с отходами, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы края.


(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 29.03.2024 N 535)


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234, одной из основных задач администрации города является повышение эффективности управления имущественным комплексом города. Важным составляющим в решении данной задачи становится повышение эффективности управления муниципальными земельными ресурсами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»