АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 года N 165-па
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 30.10.2014 N 688-па "Об утверждении государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" (в редакции постановлений Администрации Курской области от 19.02.2015 N 86-па, от 26.08.2015 N 549-па, от 08.10.2015 N 663-па, от 31.12.2015 N 973-па).
2. Комитету финансов Курской области (Л.В. Положенцева) разместить государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
Утверждены
постановлением
Администрации Курской области
от 28 марта 2016 года N 165-па
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 30 октября 2014 года N 688-па
(в редакции постановления
Администрации Курской области
от 28 марта 2016 года N 165-па)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области"
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет финансов Курской области |
Соисполнители Программы | - | департамент финансово-бюджетного контроля Курской области |
Участники Программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Осуществление бюджетного процесса на территории Курской области"; подпрограмма 2 "Управление государственным долгом Курской области"; подпрограмма 3 "Эффективная система межбюджетных отношений в Курской области"; подпрограмма 4 "Обеспечение реализации государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области"; подпрограмма 5 "Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок" |
Программно-целевые инструменты Программы | - | отсутствуют |
Цели Программы | - | обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курской области, оптимальной налоговой и долговой нагрузки, повышения эффективности использования бюджетных средств; содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований Курской области и повышению качества управления муниципальными финансами |
Задачи Программы | - | нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в Курской области, организация планирования и исполнения областного бюджета, совершенствование кассового обслуживания исполнения областного бюджета, ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности; эффективное управление государственным долгом Курской области; совершенствование системы межбюджетных отношений в Курской области; обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Курской области |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | охват бюджетных ассигнований областного бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования, % |
Этапы и сроки реализации Программы | - | один этап, 2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных - ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 5325981,343 тыс. рублей, в том числе: на 2015 год - 1265748,604 тыс. рублей; на 2016 год - 1318533,586 тыс. рублей; на 2017 год - 541795,081 тыс. рублей; на 2018 год - 732954,324 тыс. рублей; на 2019 год - 733294,524 тыс. рублей; на 2020 год - 733655,224 тыс. рублей; объем бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию подпрограмм составит: по подпрограмме 1 "Осуществление бюджетного процесса на территории Курской области" - 0,000 тыс. рублей; по подпрограмме 2 "Управление государственным долгом Курской области" - 1381169,466 тыс. рублей, в том числе: на 2015 год - 246954,449 тыс. рублей; на 2016 год - 491140,125 тыс. рублей; на 2017 год - 148257,301 тыс. рублей; на 2018 год - 164939,197 тыс. рублей; на 2019 год - 164939,197 тыс. рублей; на 2020 год - 164939,197 тыс. рублей; по подпрограмме 3 "Эффективная система межбюджетных отношений в Курской области" - 3299951,818 тыс. рублей, в том числе: на 2015 год - 908037,204 тыс. рублей; на 2016 год - 725436,730 тыс. рублей; на 2017 год - 309877,668 тыс. рублей; на 2018 год - 452200,072 тыс. рублей; на 2019 год - 452200,072 тыс. рублей; на 2020 год - 452200,072 тыс. рублей; по подпрограмме 4 "Обеспечение реализации государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" - 484255,109 тыс. рублей, в том числе: на 2015 год - 84233,020 тыс. рублей; на 2016 год - 75792,810 тыс. рублей; на 2017 год - 62502,814 тыс. рублей; на 2018 год - 87242,155 тыс. рублей; на 2019 год - 87242,155 тыс. рублей; на 2020 год - 87242,155 тыс. рублей; по подпрограмме 5 "Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок" - 160604,950 тыс. рублей, в том числе: на 2015 год - 26523,931 тыс. рублей; на 2016 год - 26163,921 тыс. рублей; на 2017 год - 21157,298 тыс. рублей; на 2018 год - 28572,900 тыс. рублей; на 2019 год - 28913,100 тыс. рублей; на 2020 год - 29273,800 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание финансовых условий для устойчивого экономического роста и поступления доходов в консолидированный бюджет Курской области, повышения уровня и качества жизни населения Курской области; перевод большей части средств областного бюджета на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования; сохранение объема государственного долга Курской области в пределах не выше 50% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; обеспечение качественного управления региональными и муниципальными финансами; создание стимулов для развития доходного потенциала муниципальных образований Курской области; сокращение дифференциации муниципальных образований Курской области по уровню расчетной бюджетной обеспеченности; обеспечение сбалансированности местных бюджетов Курской области; обеспечение эффективной организации внутреннего государственного финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств; повышение эффективности расходования бюджетных средств и соблюдение финансовой дисциплины |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
С каждым годом роль бюджета как важнейшего инструмента социально-экономической политики в Курской области непрерывно возрастает, что связано с проводимой долгосрочной бюджетной политикой по мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, концентрации средств на решение социальных и экономических задач, повышение эффективности бюджетного процесса.
Основанное на современных принципах, эффективное, ответственное и прозрачное управление региональными и муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других приоритетов социально-экономического развития Курской области.
В предшествующие годы осуществлялось активное развитие бюджетной системы Курской области, итогом которого стали:
создание четкой законодательной регламентации процесса формирования и исполнения областного бюджета, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществление перехода от годового к среднесрочному формированию областного бюджета на трехлетний период;
внедрение системы казначейского исполнения областного бюджета;
модернизация системы бюджетного учета и отчетности;
создание системы учета расходных обязательств Курской области;
обеспечение прозрачности бюджетной системы и публичности бюджетного процесса в Курской области;
осуществление автоматизации бюджетного процесса Курской области;
введение формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями.
Обеспечение экономической и финансовой стабильности Курской области в сфере управления государственным долгом Курской области осуществляется путем продуманной и взвешенной долговой политики, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств областного бюджета и расходов на обслуживание государственного долга. Основные цели долговой политики - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размеров и структуры государственного долга Курской области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию.
В целях решения данной задачи ежегодно утверждается предельный объем государственного долга Курской области, формируется и исполняется программа государственных внутренних заимствований области, осуществляется привлечение заимствований на аукционной основе.
В результате государственный долг Курской области поддерживается в объеме, необходимом для обеспечения финансирования дефицита областного бюджета, и не превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Привлечение заимствований на аукционной основе позволяет сократить стоимость обслуживания государственного долга Курской области. Предоставление государственных гарантий Курской области направлено на поддержку приоритетных направлений развития экономики области.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Неравномерность распределения налоговой базы по муниципальным образованиям и существенные различия в затратах на предоставление государственных (муниципальных) услуг обуславливают существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Курской области.
В целях решения данной проблемы в соответствии с законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
В соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля, внесенными Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требуют дальнейшего развития системы государственного финансового контроля Курской области. Основными направлениями развития системы государственного финансового контроля являются:
разграничение и уточнение полномочий между органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля и главными распорядителями средств областного бюджета;
реализация комитетом финансов Курской области исключительного полномочия по осуществлению санкционирования оплаты каждого денежного обязательства получателей средств после проверки документов, подтверждающих возникновение таких обязательств, и проверки на всех этапах осуществления закупок соответствия информации о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в документах;
осуществление органами внутреннего государственного финансового контроля полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок для государственных нужд.
Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, в сфере управления общественными финансами все еще сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления к оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и низкая ответственность за них;
недостаточная действенность системы государственного и муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
неразвитость институтов планирования государственных заказов и исполнения государственных контрактов;
подмена ответственности государственного заказчика за конечные результаты закупки ответственностью исключительно за соблюдение формализованных правил отбора поставщика;
значительная степень зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета;
низкое качество управления муниципальными финансами;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
На решение вышеуказанных проблем направлен комплекс подпрограмм и мероприятий государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области".
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы
Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" (далее - государственная программа) является создание условий для поддержания устойчивости бюджетной системы, повышения эффективности деятельности публично-правовых образований Курской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей населения Курской области в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Курской области.
В период реализации государственной программы необходимо создание механизмов, направленных на:
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей социально-экономического развития;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества управления финансами в общественном секторе;
повышение прозрачности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
создание эффективной системы контроля за соблюдением бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий, и соблюдением нормативных правовых актов в сфере закупок в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.
Целями государственной программы являются:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курской области, оптимальной налоговой и долговой нагрузки, повышения эффективности использования бюджетных средств;
содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований Курской области и повышению качества управления муниципальными финансами.
Для достижения поставленных целей в рамках реализации государственной программы планируется решение следующих основных задач:
нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в Курской области, организация планирования и исполнения областного бюджета, совершенствование кассового обслуживания исполнения областного бюджета, ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности;
эффективное управление государственным долгом Курской области;