РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2013 года N 91
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА САЛЕХАРДА
(в редакции решений Городской Думы МО город Салехард от 19.02.2015 N 5, от 16.06.2017 N 47, с изм., внесенными решением Салехардского городского суда от 29.10.2014)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
решения Городской Думы города Салехарда Ямало-Ненецкого
автономного округа от 29 апреля 2020 года N 37
____________________________________________________________________
Принято
Городской Думой города Салехарда
25 декабря 2013 года
На основании статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Устава муниципального образования город Салехард, Городская Дума решает:
1. Утвердить Генеральный план города Салехарда в редакции проекта "Корректировка генерального плана г. Салехард".
2. Признать утратившим силу решение Городской Думы города Салехарда от 14 октября 2011 года N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехарда (корректировка).
3. Опубликовать настоящее решение в городской газете "Полярный круг" и разместить на официальном сайте муниципального образования город Салехард - www.salekhard.org.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Городской Думы
города Салехарда
А.М.СПИРИН
г. Салехард
25 декабря 2013 года
N 91
(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 16.06.2017 N 47)
1. Настоящее Положение о территориальном планировании муниципального образования городской округ город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение) подготовлено в соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве текстовой части материалов в составе генерального плана городского округа город Салехард (далее - город Салехард, город), содержащей цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения.
2. В соответствии с Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, Законом автономного округа "Об административно-территориальном устройстве Ямало-Ненецкого автономного округа", Законом автономного округа "О статусе административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа" город Салехард, расположенный на Полярном круге, основанный в 1595 году, является городом окружного значения и обладает статусом административного центра автономного округа - является местом постоянного нахождения органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных структур, представительств субъектов Российской Федерации и иностранных государств, а также центром объединения культур коренных малочисленных народов Севера, иных этнических общностей, проживающих на территории автономного округа.
3. Территориальное планирование города осуществляется в соответствии с действующим федеральным и окружным законодательством, муниципальными правовыми актами города Салехарда, с учетом статуса города как административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа, с одной стороны, и муниципального образования со статусом городского округа (Закон ЯНАО от 22.06.2004 N 26-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард"), с другой.
4. Территориальное планирование направлено на комплексное решение задач развития столичных функций города Салехарда и решение вопросов местного значения городского округа, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Основные задачи генерального плана города Салехарда:
1) выявление проблем градостроительного развития территории города Салехарда, обеспечение их решения на основе анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также принятых градостроительных решений;
2) определение основных направлений и параметров пространственного развития города, обеспечивающих создание инструмента управления развитием территории города на основе баланса интересов федеральных, региональных и местных органов власти;
3) создание электронного генерального плана на основе новейших компьютерных технологий и программного обеспечения, а также требований к формированию ресурсов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
6. Генеральный план города Салехарда устанавливает:
1) функциональное зонирование территории города;
2) характер развития города с определением подсистем социально-культурных и общественно-деловых центров;
3) направления развития различных типов жилищного строительства за счет сноса ветхого, аварийного и фенольного жилья, а также путем освоения незастроенных территорий, обладающих высокой градостроительной ценностью;
4) характер развития сети транспортных и инженерных узлов и коммуникаций, социальной и производственной инфраструктур;
5) характер развития средозащитной и рекреационной инфраструктуры.
7. Генеральный план города Салехарда разработан на расчетный срок до 2025 года. Этапы реализации генерального плана, их сроки определяются органами местного самоуправления г. Салехарда исходя из складывающейся социально-экономической обстановки в городе и округе, финансовых возможностей местного бюджета, сроков и этапов реализации соответствующих федеральных и окружных целевых программ в части, затрагивающей территорию города, приоритетных национальных проектов.
2.1. Цели территориального планирования города
Территориальное планирование города Салехарда направлено на определение функционального назначения территорий города исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:
- обеспечения устойчивого развития города;
- формирования благоприятной среды жизнедеятельности;
- сохранения объектов исторического и культурного наследия для настоящего и будущего поколений;
- развития и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
- формирования комплексной инфраструктуры города, отвечающей его предназначению (миссии) столичного города - административного, делового и культурного центра Ямало-Ненецкого автономного округа.
2.2. Задачи территориального планирования
2.2.1. Задачи пространственного развития города
Первой и основной задачей пространственного планирования является создание благоприятной среды обитания человека и условий для устойчивого развития города на перспективу путем достижения баланса экономических и экологических интересов.
Эта задача включает в себя ряд направлений, к основным из которых отнесены следующие:
- обеспечение экологически устойчивого развития территории путем создания условий для сохранения уникального природно-ресурсного потенциала территории, выполнение территорией средоохранных, экологовоспроизводящих функций;
- увеличение инвестиционной привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа, в целом, и города Салехарда, в частности, что повлечет за собой создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения;
- создание доступной и высокоэффективной социальной сферы обслуживания населения, в том числе возможность получения квалифицированных услуг в сфере образования и здравоохранения;
- усовершенствование внешних и внутренних транспортных связей как основы укрепления экономической сферы, а также улучшение состояния улично-дорожной сети;
- создание условий для полноценной рекреации, разнообразных видов отдыха, занятий спортом.
Исходя из комплексного градостроительного анализа потенциала города Салехарда и опираясь на программы его социально-экономического развития, генеральным планом определены основные пути решения задач пространственного развития города:
- сохранение историко-культурного градостроительного наследия;
- совершенствование пространственной структуры территории города;
- развитие зоны общественного центра и объектов социальной инфраструктуры;
- реконструкция и развитие жилых территорий;
- реорганизация и развитие производственных территорий.
Основные задачи территориального планирования в городе Салехарде связаны с усилением основной градообразующей функции города - центра экономически развитого региона, расположенного на территории Крайнего Севера, имеющего глубокие исторические корни, граждане которого ценят свою культуру и берегут ее как народное достояние.
Генеральным планом определены способы решения обозначенных задач пространственного развития города.
2.2.1.1. Сохранение историко-культурного градостроительного наследия
- обеспечение исторической преемственности в развитии планировочной, архитектурно-пространственной и ландшафтной организации территории города, а также в формировании городской среды на основе ансамблевого подхода к формированию градостроительных комплексов;
- восстановление на территории, сохранившей целостный исторический характер или типичные признаки исторического ландшафта, планировки и застройки утраченных или нарушенных исторических признаков;
- обеспечение требований режимов охраны памятников истории и культуры при осуществлении градостроительной деятельности.
2.2.1.2. Совершенствование пространственной структуры территории города
- переход развития города к структурной, функциональной и средовой реорганизации и обустройству территории в планируемых границах;
- сохранение, развитие, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой городских зеленых массивов и долин рек, и образующего природоохранную и рекреационную функциональную подсистему территории города;
- развитие и совершенствование сложившегося каркаса ядра исторического центра, примагистральных территорий и общественных подцентров; визуальное акцентирование характерных архитектурно-пространственных признаков городской среды - ансамблей площадей и многофункциональных комплексов, высотных доминант, формирующих контрастный силуэт города, фронтальной застройки главных улиц и пешеходных пространств;
- структуризация жилых, производственных и природных территорий, трансформация в соответствии с общей моделью планировочной структуры города развитие многофункциональных зон в системе прилегающих к центру города кварталов;
- формирование зон с повышенной плотностью застройки, обеспечивающих комфортный климат в условия Крайнего Севера, упорядочение сети улиц, проездов, создание подцентров планировочных элементов жилых и производственных территорий.
2.2.1.3. Развитие зоны общественного центра и объектов социальной инфраструктуры
- функциональное насыщение примагистральных территорий - основного каркаса города, формирование на его основе пространственно разветвленной системы многопрофильных и специализированных общественных центров и зон городского значения; развитие общественных функций на территориях, образующих фронт главных улиц и площадей;
- повышение роли исторического центра и, прежде всего, его центрального ядра в качестве национального, общественно-культурного центра;
- развитие комплексов социальной инфраструктуры, обслуживания и потребительского рынка - здравоохранения, образования, культуры, религиозной деятельности, торговли, досуга и рекреации, физической культуры и спорта, гостиниц; развитие сети местных общественных центров комплексного повседневного и периодического обслуживания жилых районов, микрорайонов и жилых групп;
- организация городских деловых зон, включающих помимо офисно-выставочных комплексов, гостиницы, объекты досуга, обслуживания и торговли;
- формирование в общественных центрах благоустроенных и озелененных пешеходных пространств.
2.2.1.4. Реконструкция и развитие жилых территорий
- увеличение градостроительной емкости жилых территорий города путем завершения освоения внутригородских территориальных резервов и реконструкции существующих жилых территорий;
- дальнейшее формирование жилых комплексов, отвечающих социальным требованиям доступности объектов обслуживания, общественных центров, остановок городского транспорта, объектов досуга, требованиям безопасности и комплексного благоустройства;
- формирование многообразия жилой среды и застройки, удовлетворяющее запросам различных групп потребителей;
- увеличение объемов комплексной реконструкции и благоустройства жилых территорий, капитального ремонта жилых домов, восстановления, реставрации и модернизации исторически ценного жилищного фонда; ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда;
- ликвидация на жилых территориях объектов, не соответствующих нормативным требованиям к использованию и застройке этих территорий.
2.2.1.5. Реорганизация и развитие производственных территорий
- полная или частичная реорганизация с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для жилищного, общественно-делового строительства;