МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 13 августа 2010 года N 1070

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209, и в целях совершенствования процедуры аттестации приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия (Приложение 1).

2. Утвердить показатели и критерии оценки профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия (Приложение 2).

3. Ввести в действие Положение, показатели и критерии оценки с 1 января 2011 года.

4. Признать утратившими силу с 1 января 2011 года:

- Положение о формах и процедурах проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия, утвержденное Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 9 сентября 2009 года N 171-к "Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия в 2009 - 2010 учебном году";

- Приказ об утверждении критериев оценки портфолио педагогических и управленческих кадров государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия от 10 декабря 2007 года N 7024.

5. Отделу контроля качества образования довести данный приказ до органов управления образованием и образовательных учреждений.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Явкину Г.А.

Министр
Н.Е.ЮТКИНА




Приложение 1
к приказу Министерства образования Республики Мордовия от 13.08.2010 N 1070

ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

1. Общие положения  


1.1. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 года, регистрационный номер N 2322, настоящее Положение определяет формы и процедуры проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия (далее - формы и процедуры).

1.2. Формы и процедуры аттестации применяются в целях:

- обеспечения единого государственного подхода к регулированию аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовия;

- определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

- подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;  

- реализации основных принципов аттестации в соответствии с пунктом 1.4. Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года.

1.3. Нормативной основой для Положения являются:

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Закон Республики Мордовия "Об образовании в Республике Мордовия";


- Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года.

1.4. Настоящее Положение является действительным до утверждения Министерством образования и науки Российской Федерации в установленном порядке единых вариативных форм и процедур аттестации.

2. Основные положения по применению форм и процедур аттестации

2.1. Аттестация педагогических работников (далее - работников) осуществляется по двум направлениям:

- на соответствие занимаемым должностям (данный вид аттестации является обязательным, проводится в отношении работников, не имеющих квалификационной категории (первой, высшей) по представлению работодателя);

- на соответствие первой или высшей квалификационным категориям (аттестация является добровольной, проводится по заявлению работника).

2.2. Процедурой аттестации с целью подтверждения занимаемой должности является квалификационное испытание работника в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности по занимаемой должности.

2.3. Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности - очная (в присутствии аттестуемого).

2.4. Форма квалификационного испытания - тестирование.

2.5. Процедуры аттестации на первую и высшую категории осуществляются по двум направлениям экспертизы:

- первое направление - экспертиза профессиональной компетентности аттестуемого работника;

- второе направление - экспертиза результатов профессиональной деятельности аттестуемого работника.

2.6. Оценка профессиональной компетентности производится на основе анализа результатов аттестационного тестирования.

2.7. Оценка результатов профессиональной деятельности производится на основе изучения портфолио.

2.8. В отдельных спорных случаях осуществляется внешняя экспертиза посредством изучения экспертами профессиональных результатов по месту работы аттестуемого работника.

3. Порядок применения форм и процедур аттестации работников с целью подтверждения занимаемой должности

3.1. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - Представление).

3.2. Работодатель должен ознакомить работников с Представлением под роспись.

3.3. Если работники не согласны с содержанием Представления, они должны зафиксировать свое несогласие в письменном виде и предъявить собственные сведения, характеризующие их трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации, а также заявление с соответствующим обоснованием в аттестационную комиссию Министерства образования Республики Мордовия (далее - МО РМ).

3.4. Не позднее чем за 2 месяца до начала аттестации работодатель должен сдать Представление в аттестационную комиссию МО РМ на работников, которым необходимо пройти аттестацию на соответствие занимаемым должностям.

3.5. Информация о дате, месте и времени проведения квалификационного экзамена (тестирования) письменно доводится работодателем до сведения работников не позднее 30 календарных дней до начала аттестации.

3.6. График и пункты проведения тестирования утверждаются приказом МО РМ.

3.7. Организатором проведения аттестационного тестирования является Государственное учреждение "Центр мониторинга и оценки качества образования" РМ (далее - ЦМиОКО).

3.8. Если работник, аттестуемый на соответствие занимаемой должности, не набирает необходимого количества баллов по результатам тестирования, ему назначается повторное испытание в течение данного аттестационного периода.

3.9. Решение о соответствии или несоответствии работников занимаемой должности принимает аттестационная комиссия МО РМ.

3.10. Решение аттестационной комиссии МО РМ утверждается приказом МО РМ.

3.11. Аттестационный лист, выписка из приказа направляются работодателю аттестуемого работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.12. Срок действия присвоенной квалификации на соответствие занимаемой должности - 5 лет.

4. Порядок применения форм и процедур аттестации работников на первую и высшую квалификационные категории

4.1. Основанием для проведения аттестации является заявление аттестуемого.

4.2. Вместе с заявлением работник сдает в аттестационную комиссию МО РМ характеристику-представление от работодателя (в характеристике необходимо указать общие сведения об аттестуемом, профессиональный уровень, результативность профессиональной деятельности, его коммуникативную культуру, выводы)

4.3. Аттестация работников на первую и высшую квалификационные категории проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетентности и результативности педагогической или управленческой деятельности (далее - экспертиза).

4.4. Экспертиза проходит в два этапа:

1-й этап - анализ результатов аттестационного тестирования;

2-й этап - оценка представленных материалов и документов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого в электронном виде - портфолио.

4.5. Аттестационное тестирование состоит из:

- тестирования знаний нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ педагогической деятельности;

- предметного тестирования для учителей, преподающих учебные предметы по которым проводится итоговая аттестация выпускников в форме ЕГЭ;

- тестирования знаний информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-тестирование).

4.6. Аттестационное тестирование проводится с использованием программного обеспечения для оценки профессиональной компетентности работников согласно Положению об аттестационном тестировании педагогических работников РМ, аттестующихся на первую или высшую квалификационные категории, которое утверждается приказом МО РМ.

4.7. График и пункты проведения тестирования утверждаются приказом МО РМ. Работодатель должен проинформировать работника о месте и дате проведения тестирования не позже чем за 30 календарных дней до тестирования.

4.8. Аттестуемый вправе познакомиться с демонстрационными версиями тестов на сайте ЦМиОКО.

4.9. Организатором проведения аттестационного тестирования является ЦМиОКО.

4.10. По результатам тестирования ЦМиОКО выдает аттестуемому справку с указанием набранных баллов не позднее чем через 10 дней после прохождения теста.

4.11. Если аттестуемого не устраивает количество баллов, он может пройти тест повторно на платной основе в ЦМиОКО в течение данного аттестационного периода.

4.12. Оценка деятельности работников на втором этапе осуществляется по выбору аттестуемого как в его присутствии (форма "собеседование по материалам портфолио", так и без его участия (форма "портфолио"). В портфолио накапливаются документально зафиксированные результаты в электронном виде, подтверждающие компетентность и эффективность труда работников, его индивидуальные достижения, приобретенные им за межаттестационный период.

4.13. Электронное портфолио формируется в соответствии с показателями и критериями оценки профессиональной компетентности педагогических работников, разработанными в соответствии с должностными характеристиками (Приложение 2).

4.14. Электронное портфолио создается в программе Power Point и сдается на CD (DVD) - диске муниципальному координатору или в ЦМиОКО не позднее чем за два месяца до начала аттестации.

4.15. Подтверждающие документы портфолио сканируются.

4.16 Результаты внешней экспертизы необходимы для всех аттестуемых учителей на первую и высшую категории.

4.17. Если в межаттестационный период внешней экспертизы не было, аттестуемый вправе обратиться с заявлением в аттестационную комиссию с просьбой о проведении внешней экспертизы в течение аттестационного периода.

4.18. За достоверность представленных в портфолио документов несут ответственность аттестуемый и работодатель.

4.19. Для проведения экспертизы приказом МО РМ при аттестационной комиссии МО РМ создаются экспертные группы из квалифицированных педагогических работников, имеющих квалификационную категорию не ниже той, на которую претендуют аттестуемые.

4.20. Экспертные группы формируются в срок до 25 сентября.

4.21. Из членов экспертной группы назначается руководитель, который несет ответственность за организацию и координацию деятельности экспертной группы, за соблюдение законных прав и интересов аттестуемых при проведении экспертизы.

4.22. Экспертиза проводится по графику, утвержденному аттестационной комиссией.

4.23. Координация деятельности экспертных групп осуществляется ЦМиОКО.

4.24. Эксперты оценивают электронное портфолио согласно критериям оценки и заполняют листы оценивания уровня результативности профессиональной деятельности аттестуемого (Приложение 2.1.).

4.25. Портфолио каждого аттестуемого оценивают независимые эксперты. Руководитель группы экспертов определяет среднее арифметическое значение по каждому показателю и определяет итоговое количество баллов за экспертизу портфолио.

4.26. Баллы, полученные за тесты и портфолио, суммируются и на основании шкалы оценивания профессиональной компетентности каждой должностной группы педагогических работников руководитель экспертной группы готовит экспертное заключение (Приложение 2.2.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»