Право граждан на выражение власти через органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Республики Мордовия. Современный этап социально-экономического развития республики диктует необходимость перехода местного самоуправления на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи по его развитию. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Одним из основных условий поступательного развития местного самоуправления является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.
Программа Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)" разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 года N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы".
Согласно статье 35 вышеуказанного Федерального закона развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Разработать и утвердить программы развития муниципальной службы в субъектах Российской Федерации рекомендовано также Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации".
В настоящее время в работе кадровых служб органов местного самоуправления в Республике Мордовия используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы мотивации и стимулирования муниципальных служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в Республике Мордовия необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров, внедрять систему перспективного резерва.
Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления у населения.
По состоянию на 1 января 2011 г. в органах местного самоуправления в Республике Мордовия замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы 2536 человек.
Возрастной состав работников органов местного самоуправления в Республике Мордовия: до 30 лет - 19,4 процента (492 человека), от 30 до 50 лет - 54 процента (1370 человек), от 50 до 60 лет - 24,8 процента (629 человек), от 60 лет и старше - 1,7 процента (45 человек). Количество лиц в возрасте 60 лет и старше ежегодно увеличивается: в 2008 году - 0,3 процента (9 человек), в 2009 году - 0,4 процента (13 человек), в 2010 году - 0,9 процента (24 человека). Из общего числа муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, на 1 января 2011 г. высшее профессиональное образование имеют 61,3 процента (1557 человек), среднее профессиональное - 27,7 процента (703 человека). По состоянию на 1 января 2010 г. высшее образование имели 57,6 процента (1827 человек из 3173), среднее профессиональное - 30,2 процента (959 человек).
Доля муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеющих высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", от общей численности в 2010 году составила 2,4 процента (76 человек).
30,2 процента муниципальных служащих по уровню образования не соответствуют квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы. Это главным образом лица, замещающие ведущие и старшие должности муниципальной службы, имеющие среднее профессиональное образование. Показатель текучести кадров в органах местного самоуправления в Республике Мордовия находится на высоком уровне: в 2009 году - 2,8 процента (89 человек), в 2010 году - 19,3 процента (612 человек).
В муниципальных образованиях Республики Мордовия при назначении граждан на должности муниципальной службы крайне редко используется кадровый резерв. В 2010 году из числа принятых на муниципальные должности из кадрового резерва назначены 20 человек (0,7 процента). В целях формирования качественного кадрового состава, своевременного замещения вакантных должностей на муниципальной службе кадровый резерв должен стать одним из основных источников пополнения кадров в муниципальных образованиях Республики Мордовия.
Приведенные данные, а также состояние дел в отдельных муниципальных образованиях свидетельствуют о наличии следующих негативных тенденций:
- старение кадров муниципальной службы, оказывающее негативное влияние на внедрение современных форм и методов управленческой деятельности;
- высокий показатель текучести кадров в органах местного самоуправления;
- дефицит высококвалифицированных специалистов в органах местного самоуправления и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления;
- высокий процент лиц из числа муниципальных служащих, не соответствующих квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы;
- применение устаревших кадровых технологий на муниципальной службе в органах местного самоуправления;
- отсутствие системности в работе с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава муниципальной службы, следовательно, низкий процент граждан, назначаемых из кадрового резерва муниципальной службы;
- низкий процент лиц, назначаемых для замещения вакантных должностей муниципальной службы по результатам конкурса;
- снижение роли и престижа муниципальной службы в органах местного самоуправления в Республике Мордовия.
Учитывая вышеизложенное, развитие муниципальной службы в Республике Мордовия должно осуществляться в соответствии с единой программой, которая позволила бы подойти к решению проблем комплексно, обеспечить последовательность и системность реализации мероприятий по развитию муниципальной службы.
Реализация Программы должна способствовать формированию у муниципальных служащих необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно исполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления.