УКАЗ
от 08 февраля 2011 года N 24-УГ
О ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2011 - 2014 ГОДЫ)"
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 года N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы", в целях совершенствования системы муниципальной службы и повышения результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в Республике Мордовия постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)" (далее - Программа).
2. Администрации Главы Республики Мордовия обеспечить в пределах своих полномочий реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Мордовия разработать и утвердить муниципальные программы развития муниципальной службы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия
Н.И.МЕРКУШКИН
г. Саранск
8 февраля 2011 года
N 24-УГ
ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2011 - 2014 ГОДЫ)"
Наименование программы | Программа Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. N 48-З |
Государственный заказчик программы | Администрация Главы Республики Мордовия |
Разработчик проекта программы | Администрация Главы Республики Мордовия |
Исполнители программы | Администрация Главы Республики Мордовия; Министерство экономики Республики Мордовия; Министерство финансов Республики Мордовия; органы местного самоуправления в Республике Мордовия (по согласованию); научные, образовательные и иные организации, отбираемые государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством |
Цель программы | развитие и совершенствование муниципальной службы в Республике Мордовия посредством внедрения эффективных кадровых технологий, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы непрерывного обучения муниципальных служащих |
Задачи программы | - развитие нормативной правовой базы Республики Мордовия по вопросам муниципальной службы; - совершенствование системы управления муниципальной службой; - обеспечение взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы; - повышение эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих; - повышение эффективности работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления; - формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; - внедрение эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала; - разработка и применение современных механизмов стимулирования и мотивации труда муниципальных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне; - стимулирование органов местного самоуправления в Республике Мордовия к разработке муниципальных программ развития муниципальной службы; - обеспечение развития гарантий муниципальным служащим; - повышение ответственности муниципальных служащих за результаты своей деятельности; - обеспечение открытости и прозрачности муниципальной службы |
Целевые индикаторы программы | - доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва; - доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса; - доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более трех лет; - число муниципальных служащих, направленных на профессиональную переподготовку; - число муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации; - число муниципальных служащих, прошедших обучение в системе непрерывного обучения; - доля граждан, доверяющих муниципальным служащим; - доля граждан, отмечающих невнимательность и грубость муниципальных служащих |
Сроки и этапы реализации программы | 2011 - 2014 годы, в том числе: I этап - 2011 - 2012 годы; II этап - 2013 - 2014 годы. |
Объемы и источники финансирования программы | мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и средств местных бюджетов. Общий объем финансирования Программы составляет 45789,0 тыс. рублей, из них: 38309,0 тыс. рублей - средства республиканского бюджета Республики Мордовия, 7480,0 тыс. рублей - средства местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности | в результате реализации Программы должны быть обеспечены: - разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы; - разработка и реализация муниципальных программ развития муниципальной службы в органах местного самоуправления в Республике Мордовия; - актуализация содержания программ системы непрерывного обучения муниципальных служащих, внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения; - совершенствование порядка замещения вакантных должностей муниципальной службы на основе конкурса; - внедрение и совершенствование механизмов формирования и использования кадрового резерва, проведения аттестаций и квалификационных экзаменов муниципальных служащих; - разработка и внедрение в органах местного самоуправления программ и индивидуальных планов профессионального развития муниципальных служащих; - разработка и внедрение в органах местного самоуправления современных механизмов мотивации и стимулирования эффективной профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; - реализация установленных законодательством гарантий и прав муниципальных служащих; - разработка и внедрение информационных и современных кадровых технологий в системе органов местного самоуправления; - обеспечение открытости, гласности и равного доступа граждан к муниципальной службе; - повышение доверия населения к органам местного самоуправления |
Право граждан на выражение власти через органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Республики Мордовия. Современный этап социально-экономического развития республики диктует необходимость перехода местного самоуправления на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи по его развитию. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Одним из основных условий поступательного развития местного самоуправления является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.
Программа Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)" разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 года N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы".
Согласно статье 35 вышеуказанного Федерального закона развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Разработать и утвердить программы развития муниципальной службы в субъектах Российской Федерации рекомендовано также Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации".
В настоящее время в работе кадровых служб органов местного самоуправления в Республике Мордовия используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы мотивации и стимулирования муниципальных служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в Республике Мордовия необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров, внедрять систему перспективного резерва.
Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления у населения.
По состоянию на 1 января 2011 г. в органах местного самоуправления в Республике Мордовия замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы 2536 человек.
Возрастной состав работников органов местного самоуправления в Республике Мордовия: до 30 лет - 19,4 процента (492 человека), от 30 до 50 лет - 54 процента (1370 человек), от 50 до 60 лет - 24,8 процента (629 человек), от 60 лет и старше - 1,7 процента (45 человек). Количество лиц в возрасте 60 лет и старше ежегодно увеличивается: в 2008 году - 0,3 процента (9 человек), в 2009 году - 0,4 процента (13 человек), в 2010 году - 0,9 процента (24 человека). Из общего числа муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, на 1 января 2011 г. высшее профессиональное образование имеют 61,3 процента (1557 человек), среднее профессиональное - 27,7 процента (703 человека). По состоянию на 1 января 2010 г. высшее образование имели 57,6 процента (1827 человек из 3173), среднее профессиональное - 30,2 процента (959 человек).
Доля муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеющих высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", от общей численности в 2010 году составила 2,4 процента (76 человек).
30,2 процента муниципальных служащих по уровню образования не соответствуют квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы. Это главным образом лица, замещающие ведущие и старшие должности муниципальной службы, имеющие среднее профессиональное образование. Показатель текучести кадров в органах местного самоуправления в Республике Мордовия находится на высоком уровне: в 2009 году - 2,8 процента (89 человек), в 2010 году - 19,3 процента (612 человек).
В муниципальных образованиях Республики Мордовия при назначении граждан на должности муниципальной службы крайне редко используется кадровый резерв. В 2010 году из числа принятых на муниципальные должности из кадрового резерва назначены 20 человек (0,7 процента). В целях формирования качественного кадрового состава, своевременного замещения вакантных должностей на муниципальной службе кадровый резерв должен стать одним из основных источников пополнения кадров в муниципальных образованиях Республики Мордовия.
Приведенные данные, а также состояние дел в отдельных муниципальных образованиях свидетельствуют о наличии следующих негативных тенденций:
- старение кадров муниципальной службы, оказывающее негативное влияние на внедрение современных форм и методов управленческой деятельности;
- высокий показатель текучести кадров в органах местного самоуправления;
- дефицит высококвалифицированных специалистов в органах местного самоуправления и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления;
- высокий процент лиц из числа муниципальных служащих, не соответствующих квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы;
- применение устаревших кадровых технологий на муниципальной службе в органах местного самоуправления;
- отсутствие системности в работе с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава муниципальной службы, следовательно, низкий процент граждан, назначаемых из кадрового резерва муниципальной службы;
- низкий процент лиц, назначаемых для замещения вакантных должностей муниципальной службы по результатам конкурса;
- снижение роли и престижа муниципальной службы в органах местного самоуправления в Республике Мордовия.
Учитывая вышеизложенное, развитие муниципальной службы в Республике Мордовия должно осуществляться в соответствии с единой программой, которая позволила бы подойти к решению проблем комплексно, обеспечить последовательность и системность реализации мероприятий по развитию муниципальной службы.
Реализация Программы должна способствовать формированию у муниципальных служащих необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно исполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления.
Цель Программы - развитие и совершенствование муниципальной службы в Республике Мордовия посредством внедрения эффективных кадровых технологий, формирование высококвалифицированного кадрового состава, совершенствование системы управления муниципальной службой и системы непрерывного обучения муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
- развитие нормативной правовой базы Республики Мордовия по вопросам муниципальной службы;
- совершенствование системы управления муниципальной службой;
- обеспечение взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы;
- повышение эффективности профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
- повышение эффективности работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления;
- формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- внедрение эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала;
- разработка и применение современных механизмов стимулирования и мотивации труда муниципальных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне;
- стимулирование органов местного самоуправления в Республике Мордовия к разработке муниципальных программ развития муниципальной службы;
- обеспечение развития системы гарантий муниципальным служащим;
- повышение ответственности муниципальных служащих за результаты своей деятельности;
- обеспечение открытости и прозрачности муниципальной службы.
Предлагаемые мероприятия по реформированию и развитию муниципальной службы будут осуществляться в два этапа.
На I этапе (2011 - 2012 годы) предстоит:
- усовершенствовать законодательную и нормативную базу в сфере муниципальной службы;
- организовать информационно-методическую помощь органам местного самоуправления в развитии муниципальной службы;
- сформировать единую систему непрерывного обучения муниципальных служащих;
- провести мероприятия по стимулированию органов местного самоуправления к разработке и реализации муниципальных программ развития муниципальной службы;
- завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала.
На II этапе (2013 - 2014 годы) предстоит:
- осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа муниципальной службы;
- обеспечить эффективность внедрения современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе.
По итогам каждого этапа проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.
N пп | Наименование целевого индикатора и показателя эффективности реализации Программы | Единица измерения | Годы реализации Программы | |||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
1. | Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва (не менее) | % | 10 | 12 | 14 | 16 |
2. | Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса (не менее) | % | 2 | 3 | 5 | 6 |
3. | Доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более трех лет (не менее) | % | 10 | 12 | 14 | 17 |
4. | Число муниципальных служащих, направленных на профессиональную переподготовку (не менее) | человек | 100 | 125 | 150 | 150 |
5. | Число муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации (не менее) | -"- | 270 | 480 | 480 | 480 |
6. | Число муниципальных служащих, прошедших обучение в системе непрерывного обучения (не менее) | -"- | 500 | 700 | 700 | 730 |
7. | Доля граждан, доверяющих муниципальным служащим | % | 17 | 25 | 27 | 30 |
8. | Доля граждан, отмечающих невнимательность и грубость муниципальных служащих (не менее) | % | 20 | 15 | 12 | 10 |