РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 августа 2017 года N 1756-р
[Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации]
(с изменениями на 13 октября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2022, N 0001202210170035).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия);
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.
4. Реализация плана мероприятий, утвержденного настоящим распоряжением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года
(с изменениями на 13 октября 2022 года)
Настоящая Стратегия направлена на эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу, включая реализацию мероприятий по созданию благоприятных условий для развития транспортного машиностроения в Российской Федерации.
Под транспортным машиностроением подразумеваются производство железнодорожного подвижного состава для сети железных дорог, а также трамвайных вагонов и вагонов метрополитена для организации движения и оказание сервисных услуг, связанных с эксплуатацией указанного подвижного состава.
Настоящая Стратегия разработана с учетом следующих документов:
федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)";
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Реализация настоящей Стратегии обеспечит вклад отрасли транспортного машиностроения в решение следующих задач экономического развития Российской Федерации:
развитие обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики;
рост валового внутреннего продукта;
удовлетворение потребности российских организаций железнодорожного транспорта в новом высокопроизводительном подвижном составе (позволяющем устранить ограничения для роста экономики страны за счет ее транспортного обеспечения);
повышение экономической эффективности транспортной системы за счет увеличения количества и производительности подвижного состава;
удовлетворение потребности организаций, обеспечивающих функционирование железнодорожного и городского рельсового транспорта, в современном энергоэффективном и экологичном российском подвижном составе;
рост конкурентоспособности организаций транспортного машиностроения на фоне развития Единого экономического пространства.
Реализация настоящей Стратегии направлена на обеспечение достижения показателей, определенных в подпрограмме "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Положения настоящей Стратегии развивают тезисы о необходимости государственной поддержки и создания условий для развития организаций транспортного машиностроения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию)
Целью настоящей Стратегии является обеспечение динамичного развития российского транспортного машиностроения (в частности, поддержание роста экономики и обеспечение потребностей транспортного комплекса Российской Федерации в экономичной, высокоэффективной технике), а также диверсификации экспортного потенциала страны.
В рамках реализации настоящей Стратегии необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции российского транспортного машиностроения;
обеспечение условий для роста объема экспорта продукции российского транспортного машиностроения;
повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешних рынках;
развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих;
стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли транспортного машиностроения, в том числе за счет создания на территории Российской Федерации совместных производственных организаций с иностранными производителями современных и надежных материалов и компонентов для машиностроительной отрасли;
совершенствование кадровой политики в отрасли транспортного машиностроения и обеспечение ее квалифицированными кадрами;
стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава.
Приоритетными направлениями развития отрасли транспортного машиностроения являются:
развитие высокоскоростного движения;
развитие тяжеловесного движения;
внедрение интеллектуальных систем при эксплуатации грузового подвижного состава ("умный вагон").
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является инфраструктурной основой динамичного развития национальной экономики, повышения качества жизни и экономической активности населения, определяющих требования к современному и качественному обновлению подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры.
Железнодорожный транспорт является наиболее экологичным видом транспорта, обеспечивает свыше 27 процентов пассажирских перевозок, более 89 процентов грузоперевозок (без учета трубопроводного транспорта), около 98 процентов воинских и специальных перевозок, максимально приспособлен для массовых перевозок грузов и пассажиров в условиях чрезвычайных ситуаций, а также является для отдельных регионов и большей части населения страны единственным видом пассажирского транспорта в межрегиональном сообщении.
Городской рельсовый транспорт является важной составляющей транспортной инфраструктуры городов, обеспечивающей ежедневную транспортную подвижность населения, социальную и экономическую стабильность, а также производит минимальное количество вредных выбросов в атмосферу.
Продукция отрасли в структуре активной части основных производственных фондов транспортных организаций занимает более 70 процентов.
Развитие российского транспортного машиностроения и совершенствование транспортной техники обеспечивают формирование перспективной транспортной системы страны за счет использования современных экономически эффективных транспортных технологий.
Для загрузки организаций транспортного машиностроения, производящих грузовой железнодорожный подвижной состав, необходимо принять меры по увеличению грузовой базы, в том числе за счет:
строительства новых и развития существующих промышленных организаций в Российской Федерации;
разработки и реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе за счет привлечения частных инвестиций;
продолжения реализации мероприятий реформы железнодорожного транспорта в части либерализации частной локомотивной тяги и создания множественности перевозчиков.
Именно комплекс мер увеличит спрос на подвижной состав и, соответственно, позволит загрузить вагоностроительные и локомотивостроительные заводы.
Мировой опыт показывает, что развитие транспортного машиностроения во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиций, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности российской продукции и создание предпосылок для продвижения российской продукции на внешних рынках сбыта.
В развитых странах государственная поддержка отрасли транспортного машиностроения носит постоянный характер в силу особого значения этой отрасли для государства.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и мировой практикой в номенклатуре продукции и услуг отрасли транспортного машиностроения выделены следующие основные группы:
подвижной состав железнодорожного и городского рельсового транспорта;
комплектующие для подвижного состава;
механическое и электромеханическое путевое оборудование и оборудование для управления движением;
услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава.
В номенклатуру продукции, производимой организациями транспортного машиностроения, входят локомотивы (тепловозы магистральные (грузовые и пассажирские), тепловозы маневровые, электровозы магистральные (грузовые и пассажирские), газотепловозы и газотурбовозы, электровозы промышленные и рудничные), вагоны грузовые (полувагоны, цистерны, платформы, крытые вагоны, изотермические вагоны, прочие), вагоны пассажирские (магистральные пассажирские вагоны локомотивной тяги, электропоезда и дизель-поезда, скоростной подвижной состав (141-250 километров в час), высокоскоростной подвижной состав (свыше 250 километров в час), вагоны метрополитена, рельсовые автобусы, трамвайные вагоны), путевая техника, а также крупноузловые комплектующие (комплекты электрооборудования, колесные пары, крупное железнодорожное литье, дизели).
В настоящее время в отрасли транспортного машиностроения работает 201,6 тыс. человек в 500 организациях различных форм собственности.
В производстве продукции железнодорожного машиностроения задействовано 83,61 тыс. человек, в том числе в производстве:
локомотивов - 12,05 тыс. человек;
грузовых вагонов - 31,08 тыс. человек;
мотор-вагонного подвижного состава - 10,9 тыс. человек;
пассажирских вагонов локомотивной тяги - 3,8 тыс. человек;
путевой техники - 6,18 тыс. человек;
запасных частей и комплектующих для железнодорожного подвижного состава - 19,6 тыс. человек.
В отрасли транспортного машиностроения Российской Федерации фактически завершен процесс консолидации и концентрации активов. 7 крупных компаний производят более 90 процентов продукции отрасли.
В текущих мировых экономических условиях процесс консолидации активов в отрасли транспортного машиностроения продолжается, так как только крупные компании, производящие широкий спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения. Консолидация активов позволяет получить синергетический эффект от объединения научно-технического и производственного потенциала организаций, эффективно загрузить производственные мощности, привлечь достаточный объем инвестиций.
В 2008-2010 годах перед отраслью транспортного машиностроения в связи с дефицитом грузового подвижного состава стояла задача по увеличению мощностей по производству вагонов в Российской Федерации.
В результате примененных мер государственной поддержки были созданы дополнительные производства (публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания"), а также проведена модернизация действующих производств (акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского").