ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 июня 2017 года N 1191-р

[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 2788-р (в части внесения изменений в Программу некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа]



Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в программу некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 2788-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 3, ст.598).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 июня 2017 года N 1191-р

     

Изменения, которые вносятся в программу некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа



Изложить программу некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2014 года N 2788-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 8 июня 2017 года N 1191-р)

     

Программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территориях Республики Крым и г.Севастополя


Наименование Программы

-

программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территориях Республики Крым и г.Севастополя

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

пункт 1.6 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития транспорта от 18 апреля 2014 г. N Пр-866

Государственный заказчик Программы

-

Министерство транспорта Российской Федерации

Основные разработчики Программы

-

Министерство транспорта Российской Федерации,
публичное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания"

Цель и задачи Программы

-

обновление парка городского пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта (далее - парк пассажирской техники) на территориях Республики Крым и г.Севастополя в соответствии с потребностями организаций городского пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта на территориях Республики Крым и г.Севастополя (далее - транспортные организации) в замещении пассажирской техники со сроком службы, превышающим 15 лет;

наращивание парка пассажирской техники транспортных организаций с учетом роста пассажирооборота;

стимулирование использования транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, в том числе за счет развития инфраструктуры для использования техники на газомоторном топливе на территориях Республики Крым и г.Севастополя

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

приобретение 462 единиц пассажирской техники в соответствии с потребностью транспортных организаций в рамках ресурсного обеспечения Программы в 2015-2016 годах;

закупка дополнительных 367 единиц техники в том числе за счет возвратных средств лизингополучателей до конца 2020 года;

обновление парка троллейбусов на территориях Республики Крым и г.Севастополя на 82 процента до конца 2016 года;

обновление парка трамваев на территории Республики Крым на 50 процентов до конца 2019 года;

увеличение парка автобусов на территориях Республики Крым и г.Севастополя на 28 процентов до конца 2016 года;

увеличение парка пассажирской техники на территориях Республики Крым и г.Севастополя на 45 процентов до конца 2020 года;

увеличение до конца 2020 года количества объектов инфраструктуры для использования техники на газомоторном топливе за счет строительства 4 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территориях Республики Крым и г.Севастополя

Срок и этапы реализации Программы

-

2015-2020 годы - один этап

Объем и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы в 2015-2020 годах составляет 11492 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

в 2015 году за счет средств федерального бюджета - 4944 млн. рублей (путем взноса в уставный капитал публичного акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания");

в 2015-2020 годах за счет средств внебюджетных источников - 6548 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-
экономической эффективности

-

обновление критически изношенного парка пассажирской техники транспортных организаций и расширение парка пассажирской техники с учетом роста пассажирооборота;

повышение эффективности, безопасности и экологичности городских пассажирских перевозок;

обеспечение технической доступности пассажирской техники транспортных организаций для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями;

создание благоприятных условий для серийного производства пассажирской техники на газомоторном топливе на российских предприятиях транспортного машиностроения;

развитие инфраструктуры автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, достаточной для обслуживания увеличивающегося количества транспортных средств на газомоторном топливе;

обеспечение поступления в 2015-2020 годах в федеральный бюджет налогов на сумму до 1830 млн. рублей за счет производства техники;

обеспечение занятости до 5650 работников транспортного машиностроения и создание до 1000 новых рабочих мест в транспортных организациях;

направление денежных средств на закупку пассажирской техники для транспортных организаций, а также на увеличение количества объектов инфраструктуры для использования техники на газомоторном топливе в размере 11492 млн. рублей (на 1 рубль бюджетных средств, инвестируемых в Программу, более 1,3 рубля инвестируется на постоянной основе за счет средств внебюджетных источников в течение 6 лет)

     

I. Характеристика проблемы

1. Общее описание сферы городского пассажирского транспорта Республики Крым и г.Севастополя


По данным службы статистики Республики Крым на 31 декабря 2014 г. автомобильным транспортом перевозится 50,2 процента общего количества пассажиров, воспользовавшихся пассажирским транспортом Республики Крым, и обеспечивается 58,5 процента пассажирооборота. В 2014 году автоперевозчиками перевезено 127,2 млн. пассажиров, а пассажирооборот составил 2607,2 млн. пассажиро-километров, что соответственно на 5,1 процента и 4,3 процента больше, чем в 2013 году.

Наиболее распространенным видом наземного городского пассажирского транспорта в Республике Крым и г.Севастополе является автобус. Все города Республики Крым соединены с другими населенными пунктами маршрутами регулярных перевозок. При этом в связи с высоким износом и малой численностью парка автобусов происходит бурное развитие частного парка микроавтобусов, осуществляющих перевозки пассажиров с посадкой и высадкой в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. В Республике Крым действуют внутригородские и междугородные троллейбусные маршруты (трасса аэропорт г.Симферополя - г.Симферополь - г.Алушта - г.Ялта), а также трамвайное сообщение в г.Евпатории.

Электротранспортом в 2014 году было перевезено 97,8 млн. пассажиров. Объем перевозок пассажиров троллейбусами и трамваями в январе - ноябре 2015 г. сократился на 49 процентов к соответствующему показателю прошлого года и составил 46,3 млн. пассажиров. Основная часть перевозок выполняется во внутригородском сообщении (91 процент).

2. Состояние парка пассажирской техники транспортных организаций


По данным Федеральной службы государственной статистики, в Республике Крым насчитывается около 796 единиц автобусов общего пользования. Основными эксплуатируемыми городскими транспортными организациями моделями автобусов являются Богдан А091, Богдан А06921, БАЗ 2215, БАЗ А079, ГАЗ-3221, ПАЗ-3205, ЛАЗ-695Н, ЛиАЗ-677 и Neoplan N4411 Centroliner.

За последние 20 лет большинство коммунальных автотранспортных предприятий Республики Крым было закрыто. Для постепенного возрождения системы городских автобусов в 2010 году создано Крымское республиканское предприятие "Крымавтобус" (с 2014 года - муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Горавтотранс") и закуплено 25 единиц автобусов средней вместимости (Богдан А201).

В связи с тем, что нормы по срокам эксплуатации автобусов давно превышены, необходима доукомплектация парка автобусов транспортных организаций новой современной пассажирской техникой. Для улучшения экологической обстановки на территориях Республики Крым и г.Севастополя, а также для повышения эффективности и безопасности перевозок парк автобусов транспортных организаций требуется доукомплектовать за счет пассажирской техники на газомоторном топливе.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в г.Севастополе насчитывается около 231 единицы автобусов общего пользования.

Городу требуется расширение парка автобусов, которое планируется осуществить за счет пассажирской техники на газомоторном топливе, при условии создания газозаправочной инфраструктуры. По данным, полученным публичным акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" от государственного унитарного предприятия "Севавтотранс", потребность предприятия в автобусах, работающих на газомоторном топливе, составляет 150 единиц.

В Республике Крым действует уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая г.Симферополь с курортами Южного берега Крыма. Это самая длинная троллейбусная система в мире (от аэропорта г.Симферополя до г.Ялты - 96 км), которая включает в себя также линии городских и пригородных маршрутов регулярных перевозок троллейбусами в гг.Симферополе, Алуште и Ялте. Обслуживает указанную систему Крымское республиканское производственное предприятие "Крымтроллейбус", основанное в 1959 году (с 2015 года - государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтроллейбус").

Парк государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтроллейбус" состоит из 236 единиц троллейбусов, из них более 50 процентов - устаревшие модели ( 9Tr, 14Tr, 15Tr), произведенные в 1970-1980-х годах. Также парк троллейбусов представлен такими моделями, как ЮМЗ-Т2.09, К-12.03, К-12.04, АКСМ-32102, Богдан T601.11, Богдан Т701.10, Богдан Т701.15 и Богдан Т801.10. Средний возраст указанной техники составляет около 30 лет, при этом заводом-изготовителем срок службы ограничен 14 годами.

Подвижной состав троллейбусного транспорта на территории Республики Крым (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2015 года) составляет 250 единиц.

Потребность в обновлении парка троллейбусов со сроком службы, превышающим 15 лет, составляет 117 единиц (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2015 года).

В г.Севастополе парк троллейбусов состоит преимущественно из машин производства Энгельсского троллейбусного завода Саратовской области Российской Федерации, износ которых составил уже более 65 процентов. Численность парка троллейбусов составляет 148 единиц (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2015 года). Эксплуатируемые модели - ЗиУ-9, ЮМЗ-Т2, ЮМЗ T1, ElectroLAZ-12, Тролза-5265 "Мегаполис". Троллейбусы обслуживает государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севэлектроавтотранс им.А.С.Круподерова" (ранее - государственное коммунальное предприятие "Севтроллейбус"). Потребность в обновлении парка троллейбусов составляет 93 единицы (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2015 года, срок службы таких транспортных средств превышает 15 лет).

В Республике Крым в настоящее время перевозка пассажиров трамваями сохранилась только в г.Евпатории. Система электрического трамвая в г.Евпатории была открыта в 1914 году. Парк трамваев города состоит из 22 единиц устаревших узкоколейных трамвайных вагонов чешского и немецкого производства (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2015 года). Эксплуатируемые модели - Tatra КТ4, Gotha Т57 и Gotha В57. Возраст некоторых вагонов составляет более 50 лет. Трамваи обслуживает муниципальное унитарное предприятие "Трамвайное управление им.И.А.Пятецкого". Потребность в обновлении парка трамваев составляет 22 единицы (по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2015 года, срок службы таких транспортных средств превышает 15 лет).

Для реализации мероприятий по модернизации и обновлению парка трамваев в рамках программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территориях Республики Крым и г.Севастополя (далее - Программа) необходим механизм консолидированной закупки, так как серийно указанный тип городского пассажирского транспорта (узкоколейные трамвайные вагоны) не производится.

3. Проблемы транспортных организаций


В настоящее время состояние и функционирование транспортных организаций характеризуется рядом негативных тенденций, для устранения которых требуются значительные объемы капиталовложений, оздоровление финансового состояния организаций, совершенствование нормативно-правовой базы и усиление государственной поддержки.

Основной проблемой транспортных организаций является низкая техническая оснащенность парка пассажирской техники.

Существующие производственные мощности транспортных организаций состоят из физически и морально устаревшей техники. Кроме того, существенна нехватка пассажирской техники (в первую очередь автобусов) на городских маршрутах, что приводит к снижению качества транспортного обслуживания, высокому проценту аварийности, росту расходов на финансирование эксплуатационных и инвестиционных затрат, ухудшению экологической безопасности и безопасности дорожного движения.

Следует также отметить сложную ситуацию в связи с финансированием мероприятий по развитию парка пассажирской техники транспортных организаций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на обновление парка пассажирской техники, и слабого финансового состояния транспортных организаций единственным источником для проведения мероприятий по модернизации и обновлению парка пассажирской техники могут стать различные формы кредитования.

Однако возможности транспортных организаций по привлечению банковских кредитов крайне ограничены. В настоящее время на территориях Республики Крым и г.Севастополя кредитные Организации предлагают заемщикам финансирование под 15 и более процентов годовых. Привлечение транспортными организациями заемного финансирования на рыночных условиях существенно скажется на тарифе.

При этом транспортные организации не интересны коммерческим банкам и лизинговым компаниям как заемщики, так как высокий износ эксплуатируемой пассажирской техники не дает транспортным организациям возможности предоставить указанную технику в залог при предоставлении банковских кредитов, а дефицит собственных средств означает возникновение сложностей с оплатой первоначального взноса (аванса) (для покрытия залогового дисконта) при закупке указанной техники в лизинг или кредит.

Существует еще одна проблема, с которой столкнулись организации, расположенные на территориях Республики Крым и г.Севастополя, - сложность с интеграцией хозяйствующих субъектов Республики Крым и г.Севастополя в правовое поле Российской Федерации.

Экономическая деятельность в Республике Крым и г.Севастополе в настоящее время затруднена, приостановлены многие сделки, не производится регистрация новых юридических лиц из-за существенного различия правовых систем Российской Федерации и Украины (в том числе в части законодательства о юридических лицах).

Отсутствие у транспортных организаций российской отчетности также ухудшает оценку качества ссуд российскими кредитными организациями при рассмотрении заявок о предоставлении кредитов транспортным организациям для приобретения пассажирской техники.

Для решения указанной проблемы был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым юридические лица, действующие на территориях Республики Крым и г.Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве российских организаций (при этом одновременно с постановкой на учет в налоговых органах Российской Федерации будет осуществляться внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц) либо могут не приводить свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и сохранить статус иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации.

Организации, осуществившие постановку на учет в налоговых органах Российской Федерации и зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц, приобретают права и обязанности российских организаций с даты принятия Республики Крым и г.Севастополя в состав Российской Федерации.

4. Потребность в пассажирской технике на территориях Республики Крым и г.Севастополя


По данным, полученным публичным акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" в 2015-2016 годах от органов исполнительной власти Республики Крым и г.Севастополя, первоочередная потребность в обновлении изношенного парка пассажирской техники и увеличении парка пассажирской техники транспортных организаций оценивается в 473 единицы, в том числе:

в автобусах - 290 единиц (200 единиц - для Республики Крым, 90 единиц - для г.Севастополя);

в троллейбусах - 172 единицы (111 единиц - для Республики Крым, 61 единица - для г.Севастополя);

в трамваях - 11 единиц (для Республики Крым).

Потребность в технике на 2017-2020 годы сформирована на основании предварительных заявок транспортных организаций, полученных публичным акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания", с учетом 100 процентов собираемости лизинговых платежей и составляет 356 единиц.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»