(с изменениями на 25 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 05.09.2017 N 577, от 01.12.2017 N 780, от 29.12.2017 N 919, от 16.05.2018 N 262, от 16.10.2018 N 588, от 12.02.2019 N 72, от 30.05.2019 N 350, от 23.09.2019 N 659, от 14.10.2019 N 717, от 25.10.2019 N 751, от 30.12.2019 N 1025, от 14.05.2020 N 321, от 22.09.2020 N 723, от 28.12.2020 N 1120, от 08.04.2021 N 200, от 29.07.2021 N 518, от 30.08.2021 N 634, от 25.10.2021 N 803, от 29.12.2021 N 1121, от 25.03.2022 N 172, от 13.04.2022 N 257, от 13.10.2022 N 855, от 09.12.2022 N 1112, от 30.01.2023 N 60, от 26.04.2023 N 341, от 03.10.2023 N 793, от 27.12.2023 N 1141, от 30.05.2024 N 376, от 25.07.2024 N 553)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований в Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области "Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области" (далее - Государственная программа).
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 27.12.2023 N 1141)
2. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Постановление Правительства Самарской области от 25.10.2019 N 751.
3. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области в 2024 - 2026 годах относятся:
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области, направленных на решение вопросов местного значения и связанных с реализацией мероприятий по поддержке общественных проектов;
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области, направленных на решение вопросов местного значения и связанных с реализацией мероприятий по поддержке решений референдумов (сходов) об использовании средств самообложения граждан.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 27.12.2023 N 1141)
3.1. Установить, что возникающие на основании настоящего Постановления расходные обязательства Самарской области исполняются за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета.
(п. 3.1 введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2023 N 1141)
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на департамент внутренней политики Самарской области.
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 12.02.2019 N 72, от 22.09.2020 N 723)
5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - Государственная программа)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 05.09.2017 N 577, от 01.12.2017 N 780, от 29.12.2017 N 919, от 16.05.2018 N 262, от 16.10.2018 N 588, от 12.02.2019 N 72, от 30.05.2019 N 350, от 23.09.2019 N 659, от 14.10.2019 N 717, от 30.12.2019 N 1025, от 14.05.2020 N 321, от 22.09.2020 N 723, от 28.12.2020 N 1120, от 08.04.2021 N 200, от 29.07.2021 N 518, от 30.08.2021 N 634, от 25.10.2021 N 803, от 29.12.2021 N 1121, от 25.03.2022 N 172, от 13.04.2022 N 257, от 13.10.2022 N 855, от 09.12.2022 N 1112, от 30.01.2023 N 60, от 26.04.2023 N 341, от 03.10.2023 N 793, от 27.12.2023 N 1141, от 30.05.2024 N 376, от 25.07.2024 N 553)
Утратил силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства Самарской области от 27.12.2023 N 1141.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 27.12.2023 N 1141)
Самарская область является одним из регионов Российской Федерации, на территории которого реализуются практики инициативного бюджетирования.
С использованием механизмов инициативного бюджетирования осуществляется реализация гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией объектов общественной инфраструктуры.
По состоянию на 2023 год:
в 56 стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации определен порядок процедур участия граждан в управлении субъектом Российской Федерации;
инициативное бюджетирование закреплено в 13 стратегиях;
законы о реализации проектов инициативного бюджетирования приняты в 18 субъектах Российской Федерации;
в 40 субъектах Российской Федерации инициативное бюджетирование регулируется постановлениями высшего исполнительного органа.
Важным направлением развития инициативного бюджетирования является повышение финансовой грамотности населения.
Определение приоритетов расходования бюджетных средств - одна из важнейших задач, которая стоит перед участниками бюджетного процесса. Основными проблемами в сфере развития и благоустройства территорий муниципальных образований Самарской области являются в том числе отсутствие детских игровых площадок, зон отдыха, площадок для занятий физической культурой и спортом, качественных дорог и иных общедоступных объектов. Неухоженность территорий общего пользования негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения Самарской области.
Для улучшения финансово-экономической ситуации в Самарской области необходимо обеспечить привлечение внебюджетных средств (средств физических и юридических лиц) на реализацию мероприятий по развитию территорий муниципальных образований в регионе. Население зачастую готово самостоятельно выйти с инициативой, направленной на решение обозначенных проблем, в том числе с использованием собственных средств и (или) трудового участия. Именно в этом случае вынесение проблем на всеобщее обсуждение позволяет найти оптимальный вариант урегулирования вопросов. Проекты инициативного бюджетирования являются важным дополнением всестороннего решения проблем, волнующих граждан.
Однако отсутствие у населения опыта и навыков инициирования предложений по решению проблем является сдерживающим фактором для более активного участия жителей в реализации мероприятий по развитию территорий муниципальных образований. Реализация механизма регулирования практик инициативного бюджетирования будет способствовать созданию комфортных условий для проживания населения в Самарской области и, как следствие, концентрации в регионе человеческого капитала, обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, повышению туристической привлекательности и привлечению инвестиций.
К преимуществам государственной поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований Самарской области относятся:
получение относительно быстрых результатов развития территорий муниципальных образований и удовлетворенность населения деятельностью органов власти;
увеличение доходов местных бюджетов за счет поступающих средств добровольных пожертвований, инициативных платежей, самообложения граждан и иных неналоговых платежей, направляемых на решение конкретных проблем, которые население соответствующих муниципальных образований считает наиболее актуальными.
Решению проблемы в целом способствует реализация комплекса программных мероприятий, предусмотренных Государственной программой.
При реализации Государственной программы могут возникнуть следующие риски:
отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета;
высокая инфляция;
невозможность обеспечения муниципальными образованиями установленной доли участия в реализации Государственной программы за счет средств местного бюджета (в части проведения мероприятий по реализации общественных проектов).
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.
Многообразие направлений поддержки инициатив населения муниципальных образований, содержащееся в Государственной программе, соответствует следующим национальным целям, определенным Президентом Российской Федерации:
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
комфортная и безопасная среда для жизни.
С применением механизмов инициативного бюджетирования через гражданское участие обеспечивается развитие местного самоуправления как одного из основных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Из общей характеристики текущего состояния инициативного бюджетирования и отдельных практик инициативного бюджетирования следует, что решение вопросов местного значения с учетом потребностей населения Самарской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, некоммерческих организаций, физических, юридических лиц, а также с привлечением внебюджетных источников финансирования.
Программно-целевой метод позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области.
В целях обеспечения вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений и осуществление контроля за эффективностью и результативностью их исполнения предусматривается содействие в создании условий для реализации практики инициативного бюджетирования на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.