ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 года N 971-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 27.09.2012 N 981-П
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Ярославской области от 28 декабря 2015 года N 112-з "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области" и в целях приведения нормативных правовых актов Ярославской области в соответствие с законодательством
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 27.09.2012 N 981-п "Об утверждении Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области" следующие изменения:
1.1. Заголовок и пункт 1 после слова "создания" дополнить словами ", реорганизации и упразднения".
1.2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы агропромышленного комплекса и природопользования.".
1.3. Порядок создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утвержденный постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ
Утвержден
постановлением
Правительства области
от 27.09.2012 N 981-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 22.08.2016 N 971-п)
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И УПРАЗДНЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Порядок создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области (далее - Порядок) регулирует отношения, связанные с созданием особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), изменением границ и зонирования ООПТ, выделением зон ограниченного хозяйственного использования в ООПТ, реорганизацией и упразднением ООПТ.
1.2. Порядок разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
1.3. С учетом особенностей режима ООПТ различают следующие категории указанных территорий:
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- охраняемые природные комплексы;
- туристско-рекреационные местности.
1.4. Законами Ярославской области могут устанавливаться и иные категории ООПТ.
1.5. ООПТ могут образовываться на территориях одного, двух и более муниципальных образований области. Образование ООПТ в границах двух и более муниципальных образований области не может быть основанием для нарушения ее целостности.
1.6. Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент) согласовывает проекты постановлений Правительства области о создании ООПТ, об изменении режима их особой охраны (в том числе об изменении зонирования ООПТ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования в ООПТ), об изменении границ ООПТ, реорганизации и упразднении ООПТ:
- с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- с органами исполнительной власти области и структурными подразделениями аппарата Правительства области в соответствии с указом Губернатора области от 23.09.2015 N 541 "Об утверждении Регламента Правительства Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области".
1.7. На землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей (далее - земли ООПТ), включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами Ярославской области.
1.8. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
1.9. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются Губернатором области в порядке, установленном федеральным законодательством. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, утвержденным указом Губернатора области.
1.10. ООПТ учитываются при подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, схемы территориального планирования Ярославской области, документации по планировке территорий, лесоустроительной документации, в том числе при внесении изменений в указанные документы.
1.11. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах ООПТ, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный на ООПТ режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
1.12. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление природных объектов и комплексов.
2. Порядок создания ООПТ
2.1. С предложением о создании ООПТ могут обратиться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, юридические и физические лица (далее - заявители).
2.2. Предложение о создании ООПТ, содержащее обоснование того, что предложенная природная территория имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и/или оздоровительное значение, с приложением карты-схемы ее размещения (далее - предложение) заявитель направляет в департамент.
Заявитель вправе представить иные сведения, документы и материалы, предусмотренные пунктами 2.12 - 2.16 данного раздела Порядка (далее - дополнительные материалы).
2.3. В течение 10 рабочих дней с момента поступления предложения:
- осуществляется регистрация предложения в порядке, установленном для регистрации входящей корреспонденции департамента;
- в соответствии с приказом департамента из числа специалистов департамента образуется рабочая группа по рассмотрению предложения (далее - рабочая группа) (в состав рабочей группы могут быть включены по согласованию специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, ученые и специалисты, обладающие специальными знаниями в сфере охраны окружающей среды и природопользования, биологического и ландшафтного разнообразия);
- заявителю направляется (вручается) уведомление о получении предложения и об образовании рабочей группы.
2.4. В течение 30 рабочих дней с момента образования рабочая группа:
- рассматривает предложение и дополнительные материалы (при наличии), проверяет достоверность содержащейся в них информации, устанавливает наличие (отсутствие) ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством;
- собирает имеющиеся сведения о ведущейся на предложенной территории хозяйственной и иной деятельности или об утвержденных проектах освоения лесов, использования водных объектов, участков недр, земель сельскохозяйственного назначения, охотничьих ресурсов, о наличии хозяйственных объектов, зон с особыми условиями использования территории;
- принимает мотивированное решение об отказе в создании ООПТ либо о наличии у предложенной территории особой природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной и/или оздоровительной ценности и о необходимости создания ООПТ.
2.5. При принятии рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ учитываются следующие факторы:
- значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
- наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
- наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих особую научную, культурную и эстетическую ценность;
- наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2.6. В решении рабочей группы о необходимости создания ООПТ приводятся:
- реквизиты предложения, зарегистрированного в департаменте;
- наименование заявителя;
- описание природного комплекса и (или) объекта, указанного в предложении (название, месторасположение, тип природного комплекса или объекта);
- обоснование особой природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной и/или оздоровительной ценности предложенной территории с указанием перечня ценных объектов;
- перечень видов хозяйственной или иной деятельности или объектов, указанных в абзаце третьем пункта 2.4 данного раздела Порядка (при наличии);
- перечень видов хозяйственной или иной деятельности, которые необходимо запретить или ограничить на ООПТ;
- обоснование необходимости создания ООПТ в определенные сроки (при наличии) с указанием таких сроков;
- указание на необходимость резервирования территории для создания ООПТ (при наличии);
- обоснование необходимости проведения дополнительных исследований для уточнения границ территории, предложенной для создания ООПТ (при наличии).
2.7. Основания для отказа в создании ООПТ:
- отсутствие на указанной в предложении территории объектов, указанных в пункте 2.5 данного раздела Порядка;
- недостоверная информация, содержащаяся в предложении;
- наличие ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством.
2.8. Решение об отказе в создании ООПТ должно содержать:
- реквизиты предложения, зарегистрированного в департаменте;
- наименование заявителя;
- описание природного комплекса и (или) объекта, указанного в предложении (название, месторасположение, тип природного комплекса или объекта);
- обоснование отказа с указанием реквизитов решения рабочей группы.
2.9. Департамент в течение 10 рабочих дней с момента принятия рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ либо об отказе в создании ООПТ направляет заявителю письменный ответ с информацией о принятом решении и копией решения.
2.10. В случае принятия рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ департамент в течение 30 календарных дней с момента принятия решения включает сведения о такой территории в план создания ООПТ, который утверждается приказом департамента. План создания ООПТ формируется с учетом очередности поступления предложений, рекомендаций рабочей группы и имеющегося бюджетного финансирования, выделяемого департаменту для проведения указанных работ. Департамент организует работы по созданию ООПТ в соответствии с планом создания ООПТ в срок, не превышающий 3 лет с момента принятия рабочей группой решения о необходимости создания ООПТ.
2.11. На основании документов территориального планирования уполномоченным органом исполнительной власти области принимается решение о резервировании земель для государственных нужд области (при необходимости) в целях создания ООПТ. Порядок резервирования земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
2.12. Создание ООПТ осуществляется в следующем порядке:
- подготовка материалов комплексного экологического обследования территории, обосновывающих придание этой территории правового статуса ООПТ;