ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 февраля 2016 года N 103-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2015 N 841-Р
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Костромской области:
1. Внести в программу оздоровления государственных финансов Костромской области и муниципальных финансов муниципальных образований Костромской области на 2016-2018 годы (приложение N 1), утвержденную распоряжением губернатора Костромской области от 30 октября 2015 года N 841-р "Об утверждении программы оздоровления государственных финансов Костромской области и муниципальных финансов муниципальных образований Костромской области на 2016-2018 годы", следующие изменения:
1) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
1) увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области;
2) оптимизация и приоритизация расходов областного бюджета;
3) погашение просроченных расходных обязательств (бюджетных обязательств) Костромской области;
4) эффективное исполнение Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
5) совершенствование долговой политики (сокращение государственного долга) Костромской области;
6) оздоровление муниципальных финансов муниципальных образований Костромской области.";
2) в пункте 8 слова "(по состоянию на 1 октября 2015 года)" заменить словами "(по состоянию на 1 января 2016 года)";
3) дополнить пунктами 8.1-8.2 следующего содержания:
"8.1. Государственный долг Костромской области на 1 января 2016 года составляет 17 692,1 млн. рублей. Сведения о долговых обязательствах Костромской области на 1 января 2016 года и сроках их погашения (без учета кредитов Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов) приведены в приложении N 6 к настоящей Программе.
8.2. В целях сдерживания темпов роста государственного долга, оптимизации его структуры по долговым инструментам и по срокам погашения, минимизации стоимости обслуживания государственного долга в Костромской области приняты следующие правовые акты:
1) распоряжение администрации Костромской области от 11 декабря 2015 года N 245-ра "Об утверждении долговой политики Костромской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов";
2) распоряжение губернатора Костромской области от 19 августа 2014 года N 656-р "Об утверждении плана мероприятий, направленных на совершенствование политики управления государственным долгом и ограничение финансирования расходов неинвестиционного характера";
3) распоряжение администрации Костромской области от 4 июня 2014 года N 141-ра "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области до 2018 года.";
4) подпункт 3 пункта 10 исключить;
5) дополнить пунктами 10.1-10.3 следующего содержания:
"10.1. В целях обеспечения эффективности реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приняты нормативные правовые акты в сфере долгосрочного планирования и нормирования закупочной деятельности.
10.2. В 2016 году планируется разработать требования к закупаемым государственными органами Костромской области и подведомственными им государственными учреждениями Костромской области отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), а также нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов Костромской области и подведомственных им государственных учреждений Костромской области.
10.3. Установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, в том числе требований к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг (в том числе к предельным ценам), позволит выработать типовые описания объектов закупок и увеличить конкуренцию при проведении процедур определения поставщиков.";
6) в пункте 15 слова "и (или) в целях реализации проектов, имеющих общий бюджетный эффект, перекрывающий объем предоставляемого бюджетного кредита" исключить;
7) дополнить главой 7 следующего содержания:
"Глава 7. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
22. Сводный анализ рисков, их вероятности и силы влияния, а также мер по их минимизации при реализации Программы приведен в таблице.
Таблица
Сводный анализ рисков, их вероятности и силы влияния, а также мер по их минимизации при реализации Программы
Наименование рисков | Вероятность | Сила влияния | Меры по минимизации риска |
Внешние риски реализации Программы | |||
Изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы консолидированного бюджета Костромской области | Средняя | Высокая | Разработка предложений по внесению изменений в законодательство Костромской области в сфере бюджетных правоотношений |
Ухудшение макроэкономической ситуации | Средняя | Высокая | Реализация мероприятий по мобилизации доходов в областной бюджет, оптимизация бюджетных расходов, уточнение областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период |
Негативные природные явления и техногенные аварии | Средняя | Средняя | Перераспределение бюджетных расходов для устранения последствий негативных природных явлений и техногенных аварий |
Внутренние риски реализации Программы | |||
Несбалансированность консолидированного бюджета Костромской области | Средняя | Высокая | Формирование долгосрочного бюджетного прогноза, определение предельных объемов расходования средств на реализацию государственных программ Костромской области |
Невыполнение расходных обязательств Костромской области по финансовому обеспечению первоочередных расходов | Низкая | Высокая | Формирование областного бюджета исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Костромской области |
Ухудшение уровня кредитоспособности региона | Средняя | Высокая | Проведение работы по рефинансированию долговых обязательств |
Неэффективное использование бюджетных средств | Средняя | Средняя | Выполнение программы повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области |
Недостаточная заинтересованность главных администраторов доходов областного бюджета в увеличении поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета | Средняя | Высокая | Доведение заданий по мобилизации доходов до главных администраторов доходов областного бюджета, контроль их выполнения |
23. Принятие мер по управлению рисками реализации Программы осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.";
8) дополнить главой 8 следующего содержания:
"Глава 8. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2016 ГОД
24. Объем налоговых и неналоговых доходов по отношению к уровню 2014 года снизился на 1,7 процента, или на 224 млн. рублей, по сравнению с 2013 годом увеличился на 5,8 процента, или на 710,4 млн. рублей.
Исполнение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2015 году составляет 12,9 млрд. рублей, или 95 процентов от плана. Недопоступление доходов в объеме 687,7 млн. рублей произошло по следующим основным бюджетообразующим доходным источникам:
налогу на доходы физических лиц - в размере 335,9 млн. рублей, что связано с замедлением темпов роста фонда заработной платы, увеличением суммы возвратов, в том числе в виде имущественных налоговых вычетов, ростом численности безработных, работников на условиях неполного рабочего дня или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы;
налогу на прибыль организаций - в размере 305,5 млн. рублей, что связано со снижением суммы налогооблагаемой прибыли по крупным налогоплательщикам области, а также осуществлением возвратов в текущем году сумм переплат по налогу, составивших более 623 млн. рублей.
В 2015 году по сравнению с фактическими поступлениями 2014 года достигнуты высокие темпы роста по следующим налоговым доходам областного бюджета:
налогу на имущество организаций - на 112,2 процента, или 144,2 млн. рублей;
транспортному налогу - на 111,2 процента, или 54,5 млн. рублей;
налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 106,8 процента, или 65,7 млн. рублей.
По неналоговым доходам в целом темп роста составил 106,8 процента, или 39,9 млн. рублей.
В разрезе видов экономической деятельности наибольший рост поступлений по налоговым платежам за 2015 год к уровню 2014 года отмечается по хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области:
производства и распределения электроэнергии, газа и воды;
оптовой и розничной торговли;
обрабатывающих производств;
строительства;
сельского хозяйства.
Снижение поступлений платежей отмечается от организаций, занимающихся в сфере финансовой деятельности, транспорта и связи.
Несмотря на напряженное исполнение областного бюджета сохранен достигнутый уровень финансирования первоочередных расходных обязательств.
По оперативным данным, по итогам 2015 года целевые показатели оплаты труда в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года выполнены.
В соответствии с федеральным законодательством в 2015 году произошло увеличение платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, исполнение расходов составило 2 541,2 млн. рублей с ростом на 34,4 процента к уровню предыдущего года.
В 2015 году продолжена реализация мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования. Расходы консолидированного бюджета на строительство и реконструкцию детских садов составили 383,3 млн. рублей.
Затраты на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот по итогам года составили 72,7 млн. рублей. С 2015 года органы местного самоуправления Костромской области получают субвенции из областного бюджета на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Другой важной задачей является продолжение работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Объем финансирования этих расходов по итогам 2015 года составил 220,3 млн. рублей.
В 2015 году обязательства по перечислению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности исполнены в полном объеме (986,9 млн. рублей). Исполнение дотаций из областного фонда стимулирования развития налогового потенциала городских округов и муниципальных районов Костромской области составило 34,3 млн. рублей, или 100 процентов от плана.
Для финансового обеспечения первоочередных расходов областного бюджета реализованы мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики, бюджетный эффект от которых по итогам года составил 337,0 млн. рублей.
В марте 2015 года расходы областного бюджета сокращены на 595,0 млн. рублей. Внесены изменения в 21 государственную программу Костромской области с учетом текущей экономической ситуации и усиления влияния финансовых рисков на достижение целевых показателей.
Реорганизовано 8 областных учреждений социальной сферы без ухудшения объема и качества оказания услуг.
Проведены мероприятия по оптимизации штатной численности в бюджетной сфере и государственном управлении. Штатная численность гражданских служащих в органах государственной власти Костромской области, содержащихся за счет собственных средств областного бюджета, сокращена на 138 единиц, или на 9,3 процента к уровню 2014 года. Заработная плата, выплачиваемая лицам, замещающим государственные должности Костромской области, с 1 июня по 31 декабря 2015 года уменьшена на 10 процентов.
В 2015 году Костромской области выделены бюджетные кредиты из федерального бюджета на общую сумму 5 638,8 млн. рублей под 0,1 процента годовых. Средства бюджетных кредитов направлены на замещение дорогостоящих банковских кредитов, что позволило улучшить структуру государственного долга, а также сэкономить на уплате процентных платежей не менее 727 млн. рублей в расчете на год.
Реализация мероприятий по мобилизации доходов и сокращению расходов бюджета не позволила в полной мере компенсировать дефицит финансовых ресурсов, для покрытия которого регион был вынужден привлекать заемные средства.
Объем государственного долга Костромской области на 1 января 2016 года составил 17 692,1 млн. рублей, или 136,7 процента от собственных доходов бюджета. Уровень долговой нагрузки на областной бюджет не превышает порогового значения (146,0 процента), установленного соглашением с Минфином России.
Своевременное рефинансирование долговых обязательств, а также реализация мер, направленных на сбалансированность областного бюджета, позволили минимизировать финансовые риски и сохранить устойчивость бюджетной системы.
Дефицит областного бюджета без учета изменения остатков на счетах и положительной разницы по бюджетным кредитам к концу года составил 6,6 процента от собственных доходов областного бюджета, что соответствует условиям соглашения с Минфином России.
С 2016 года предоставление субсидий местным бюджетам на питание учащихся муниципальных общеобразовательных организаций осуществляется с учетом принципа малоимущности, размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка снижен с 300 до 200 тыс. рублей.
Для повышения эффективности использования бюджетных средств с 2016 года изменен порядок формирования и финансового обеспечения государственных заданий для бюджетных и автономных учреждений. Государственное задание устанавливается только по услугам, включенным в ведомственные перечни услуг, сформированным в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". В основу финансового обеспечения государственного задания закладываются базовые нормативы затрат на оказание единицы услуги.
25. Федеральным законом от 30 сентября 2015 года N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлено право в рамках текущего бюджетного цикла сформировать бюджеты только на 2016 год. Для областного бюджета в 2016 году временно приостановлено действие трехлетнего цикла планирования в части планового периода.