ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2000 года N 333
О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2001 ГГ.
(в редакции Постановления Главы Администрации Амурской области от 13.11.2000 N 685)
В целях обеспечения дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории Амурской области постановляю:
1. Утвердить Программу поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2000 - 2001 гг.
2. Финансовому департаменту (Терехов В.В.) обеспечить финансирование мероприятий программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления осуществить разработку муниципальных программ и мер поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, обеспечивая выделение на эти цели средств из соответствующих бюджетов, налоговое, организационное и иное стимулирование малого предпринимательства.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Шкурина А.И.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2001 ГГ.
Наименование Программы - Программа поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2000 - 2001 гг.
Основание для разработки Программы - Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 года N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 гг.", Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Амурской области от 18 апреля 1996 года N 80-ОЗ "О малом предпринимательстве в Амурской области".
Заказчик Программы - администрация Амурской области.
Основные разработчики Программы - комитет экономики администрации Амурской области, фонд поддержки предпринимательства Амурской области.
Цель Программы - Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в производственной и других сферах экономики.
Задачи Программы - Создание правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства; формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства; создание элементов инфраструктуры, способствующих развитию предпринимательской деятельности; создание новых рабочих мест, поддержка малых предприятий в производственной, инновационной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами; поддержка деловой активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства.
Сроки реализации Программы - 2000 - 2001 гг.
Основные направления Программы - Нормативное правовое обеспечение, информационное обеспечение малого предпринимательства, кадровое обеспечение малого предпринимательства, формирование инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства, организационное и производственное обеспечение малого предпринимательства.
Ответственные за исполнение основных мероприятий Программы - администрация Амурской области, комитет экономики администрации области, фонд поддержки предпринимательства Амурской области, Амурская торгово-промышленная палата, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Амурской области, комитет администрации области по управлению государственным имуществом администрации области, органы местного самоуправления районов и городов области.
Объемы средств и источники финансирования Программы - Общий объем финансирования 15160 тыс. рублей, в том числе 4110 тыс. руб. - средства областного бюджета.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Увеличение численности занятых в малом предпринимательстве, расширение налогооблагаемой базы, повышение собираемости налогов с субъектов малого предпринимательства бюджета всех уровней, снижение уровня теневого оборота; увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт до 12 процентов; насыщение товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами и услугами.
Система контроля - комитет экономики администрации области, комитеты и управления, ответственные за реализацию мероприятий Программы
Областная целевая Программа поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2000 - 2001 гг. (далее именуется программой) разработана в соответствии с Законом Амурской области "О малом предпринимательстве в Амурской области". Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим областным программам по поддержке малого предпринимательства, в ходе реализации которых удалось решить часть намеченных мероприятий. Выполнить поставленные цели в полном объеме не удалось, в первую очередь, из-за отсутствия предусмотренных объемов финансирования. В 1997 - 1999 гг. поддержка малого бизнеса сводилась в основном к проведению организационных мероприятий и разработке нормативных правовых актов.
К настоящему времени сформирована основа областной политики поддержки малого предпринимательства. Приняты Законы "О малом предпринимательстве в Амурской области", "Об установлении объекта налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового патента для субъекта малого предпринимательства в Амурской области", "Об инвестициях в Амурской области", "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по розничной продаже товаров на территории Амурской области", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Амурской области" и ряд других нормативных актов, направленных на создание условий для деятельности малого предпринимательства.
В Амурской области за последние два года малое предпринимательство в количественном отношении остается примерно на одном уровне. На начало 2000 года на территории области зарегистрировано 4,5 тыс. малых предприятий, 37,9 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, 1935 крестьянско-фермерских хозяйств. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 90 тыс. человек. На доходы от этого вида деятельности живет около 200 тысяч амурчан.
По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Наибольшее количество предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питания (47%). На выпуске промышленной продукции специализировалось 16 процентов предприятий, 16 процентов занимаются строительством. За 1999 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 1725 млн. рублей.
На долю субъектов малого предпринимательства приходилось более 45 процентов от общего объема розничного товарооборота области и 65 процентов оказанных бытовых услуг населению. Вместе с тем удельный вес производства промышленной продукции малыми предприятиями остается незначительным. Объем налоговых поступлений от сферы малого бизнеса составил около 11 процентов от общего объема налоговых поступлений в области.
Развитие малого предпринимательства на территории области идет неравномерно. Лидером является город Благовещенск, на долю которого приходится 54 процента от общего числа малых предприятий и 36 процентов предпринимателей без образования юридического лица. Наибольшее количество малых предприятий находится также в городах Тында, Белогорск, Свободный, Зея, Тындинском и Благовещенском районах. Наибольшее число предпринимателей без образования юридического лица зарегистрировано в городах Благовещенск, Тында, Свободный, Зея. Большинство крестьянско-фермерских хозяйств находится в Ивановском, Благовещенском, Тамбовском и Серышевском районах.
В целом наблюдается снижение темпов роста малых предприятий.
Значительная часть зарегистрированных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица так и не приступают к хозяйственной деятельности. Это объясняется тем, что в ряде отраслей (торговля, общественное питание, отдельные виды бытовых услуг), не требующих значительных капитальных вложений для организации предприятия, произошло определенное насыщение рынка, спрос и предложение примерно уравновесились, возникла конкуренция. Создание же других производств требует больших финансовых и временных затрат, необходимых для приобретения технологического оборудования, подготовки производственных помещений и т.п.
Вместе с тем роль малого бизнеса в экономике области значительна. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. Поэтому процесс укрепления сферы малого предпринимательства нуждается во всемерной государственной поддержке и стимулировании.
Действующая система поддержки малого предпринимательства включает органы законодательной и исполнительной власти, фонды поддержки предпринимательства, центры обучения, органы службы занятости, торгово-промышленную палату, общественные объединения предпринимателей и другие элементы, которые содействуют становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях.
В последнее время заметно усиливается роль органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса. Во многих городах и районах разработаны муниципальные программы поддержки предпринимательства, оказывается содействие субъектам малого предпринимательства по различным аспектам их деятельности. Наиболее широко эта работа ведется в городах Благовещенск, Свободный, Белогорск и ряде других. Проводится размещение муниципальных заказов на малых предприятиях, удельный объем которых составил в 1999 году по г. Благовещенску - 31 процент, по г. Свободному - 30, по г. Шимановску - 23 процента от объема заказов для муниципальных нужд. Практически все органы местного самоуправления для субъектов малого предпринимательства предоставляют в аренду нежилые помещения, в том числе на льготных условиях. Осуществляется предоставление льгот по налогам. В городах Благовещенске, Свободном и Тынде осуществляется льготное кредитование отдельных предпринимательских проектов из средств местного бюджета на конкурсной основе. В Благовещенском и Райчихинском городских, Белогорском объединенном и Магдагачинском районных отделах занятости населения работают бизнес школы по обучению безработных граждан основам предпринимательства. Администрация области совместно с администрациями городов и районов проводит работу по подготовке управленческих кадров для предприятий области, проведению выставок - ярмарок продукции предприятий, разработке нормативных правовых актов и др.
В то же время несмотря на проводимую работу, направленную на создание благоприятных условий, малое предпринимательство в области по-прежнему сталкивается с большим количеством проблем, сдерживающих его развитие. В первую очередь это сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования, отсутствием условий и интереса вложений имеющихся собственных средств, низким уровнем опыта и нехваткой специалистов по инвестиционным вопросам, недостаточным уровнем информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом.
Мешают административные барьеры. Малые предприятия вынуждены еще до начала своей деятельности нести расходы на оплату услуг по регистрации, органов статистики, открытие счета, получение лицензии, сертификации продукции и оплату ряда других услуг до получения каких либо финансовых результатов. Неотрегулированность арендных отношений, системы контроля и разрешительной практики, отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения сдерживают развитие предпринимательства. Высокие энергетические и транспортные тарифы ведут к росту себестоимости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией других регионов.
В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к предпринимательству. Особенностью отраслевой структуры малых предприятий области является низкий удельный вес предприятий, специализирующихся на производстве товаров. Создание условий для развития предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг, необходимых для населения области, остается важнейшей задачей государственной политики по поддержке развития предпринимательства.
В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга, привлечения иностранных инвестиций, гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования, страховых компаний и других.
Основной целью Программы является создание благоприятных условий и системы всесторонней поддержки малого предпринимательства, обеспечения устойчивой деятельности малых предприятий как неотъемлемой части новой структуры экономики, развитие которой призвано обеспечить рост занятости населения, насыщение рынка товаров и услуг, развития реальной конкуренции.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих основных задач:
преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых предприятий в теневую экономику, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства;
создание устойчивых правовых и организационно-экономических условий приоритетного развития малого предпринимательства;
освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание условий, облегчающих доступ субъектам малого бизнеса к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;
расширение деловой и инвестиционной активности в сфере производственного предпринимательства, в первую очередь в приоритетных направлениях деятельности сферы малого бизнеса;
активизация деятельности государственных и общественных организаций, фондов и иных структур в развитии и поддержке малого предпринимательства;
содействие созданию новых малых предприятий, их укреплению и развитию, формированию среднего класса;
укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей, а также социальной защищенности работников малого бизнеса;
развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
подготовка управленческих кадров в сфере малого бизнеса;
развитие инфраструктуры поддержки, в том числе на муниципальном уровне.
Для достижения намеченных Программой целей и решения поставленных задач основными направлениями деятельности, имеющими приоритетное значения для области и требующими первоочередной поддержки, являются:
1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
2. Производство продовольственных и промышленных товаров народного потребления.
3. Бытовые услуги населению.
4. Переработка вторичных ресурсов.
5. Инновационная деятельность.
В каждом городе и районе области могут устанавливаться свои приоритеты. Они фиксируются в муниципальных программах и отражают специфику каждого субъекта местного самоуправления, особенности его экономического потенциала.
В 2000 - 2001 гг. основными направлениями государственной поддержки субъектов малого предпринимательства будут являться:
1. Нормативное правовое обеспечение деятельности малого бизнеса в Амурской области.
2. Информационная поддержка деятельности малого предпринимательства, содействие работе специализированных фирм, предоставляющих информацию на коммерческой основе (консультационную, правовую и др.).
3. Кадровое обеспечение малого предпринимательства, включающее организацию системы начального предпринимательского образования, курсовую подготовку (по менеджменту, бизнес-планированию, финансовому анализу деятельности предприятий, налогообложению), профессиональную подготовку специалистов и подготовку управленческих кадров для малых предприятий.
4. Содействие в создании инфраструктуры поддержки предпринимательства.
5. Оказание финансовой поддержки по реализации предпринимательских проектов в сфере малого бизнеса за счет привлечения средств из различных источников по приоритетным направлениям деятельности, определенных Программой. Создание гарантийного фонда, обеспечивающего гарантии инвесторам под кредиты, выдаваемые субъектам малого бизнеса.
6. Оказание содействия и поддержки безработным в создании собственного дела, выделение на эти цели субсидий из средств государственного фонда занятости населения.
7. Организация работы по привлечению субъектов малого предпринимательства к выполнению заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
8. Оказание помощи вновь создаваемым малым предприятиям в поиске офисных и производственных площадей, передача в аренду или продажа свободных или неэффективно используемых помещений государственного имущества.
9. Организация конференций, "круглых столов", семинаров, информационных встреч для предпринимателей по вопросам предпринимательской деятельности.