Вектор приоритетов внедрения энергоресурсоэффективности в городском хозяйстве сегодня меняется. В настоящее время энергосбережение рассматривается как реальный механизм эффективного использования бюджетных средств и возможность улучшить благосостояние наших горожан, снизить их затраты на жилищно-коммунальные услуги.
Разработанная в рамках Республиканской целевой программы энергоресурсоэффективности и утвержденная решением Казанской городской Думы в октябре 2006 года Программа энергоресурсоэффективности г. Казани предусматривает реализацию мероприятий и проектов в коммунальной, жилищной и бюджетной сферах города.
Основными целями Программы энергоресурсоэффективности г. Казани на 2006 - 2010 годы являются перевод жилищно-коммунальной и бюджетной сфер города на энергоресурсоэффективный путь развития и снижение общих расходов на потребляемые энергоресурсы на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих экономию и высокоэффективное использование энергоресурсов.
Принципиальное отличие Программы энергоресурсоэффективности г. Казани в том, что если раньше мероприятия в сфере энергосбережения города были направлены в первую очередь на промышленные предприятия, то сегодня основное направление - это жилищно-коммунальное хозяйство и социальная сфера. Очевидно, что промышленные предприятия сами заинтересованы в снижении своих затрат, а тепло и вода - это зона ответственности муниципальных властей, это основные затраты города на содержание жилого фонда и социальных учреждений.
В общем объеме отраслей городского хозяйства доля потребления энергоресурсов жилищной сферы составляет 54,8% по потреблению электроэнергии, 82,8% - тепла и 61,3% - газа. На обеспечение жизнедеятельности в жилищном фонде ежегодно расходуется около трети общегородского потребления электроэнергии и тепла. В 2005 году на эти нужды израсходовано 570,2 млн кВт/ч электроэнергии, 3,7 млн Гкал тепловой энергии и 412,2 млн куб. м природного газа.
В настоящее время в жилом фонде города введено в эксплуатацию более 5,8 тыс. общедомовых узлов учета и регулирования энергоресурсов и воды, более 210 тыс. квартирных счетчиков холодной, горячей воды и газа и более 80,4 тыс. терморегуляторов.
За 2006 год в г. Казани проведены замена и установка 865 подвальных и подъездных дверей, замена 105,4 тыс. погонных метров металлических трубопроводов систем горячего водоснабжения на полипропиленовые, произведено остекление 3,9 тыс. кв. м окон.
В настоящее время Исполнительным комитетом г. Казани совместно с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Татарстан разработана и реализуется Целевая программа адресной социальной помощи пенсионерам и льготным категориям пенсионеров г. Казани на приобретение и установку приборов учета горячей и холодной воды, которая позволит сэкономить средства пенсионеров в части оплаты жилищно-коммунальных услуг за счет безвозмездной установки приборов учета.
Основные энергосберегающие мероприятия в жилищной сфере г. Казани на 2007 - 2009 годы:
- оснащение жилых домов приборами учета и регулирования потребления тепла и воды;
- ремонт инженерных сетей;
- утепление жилых домов;
- установка приборов учета горячей и холодной воды.
В общем объеме отраслей городского хозяйства доля потребления энергоресурсов бюджетной сферы составляет 7,9% по потреблению электроэнергии, 16,1% - тепла и 0,2% - газа. Организациями бюджетной сферы г. Казани ежегодно потребляется более 81,9 кВт/ч электроэнергии, 0,7 млн Гкал тепла и 1,5 млн куб. м газа на общую сумму свыше 262 млн рублей. 70% общего потребления энергоресурсов в данной сфере приходится на учреждения образования, 20% - на учреждения здравоохранения и 10% - на прочие учреждения бюджетной сферы.
На 01.01.2007 на 640 объектах бюджетной сферы установлено более 1184 узлов учета энергоресурсов и воды, в том числе 528 узлов учета тепловой энергии, 407 - холодной воды и 249 - горячего водоснабжения.