КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2007 года N 2-17

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Заслушав и обсудив доклад первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани Р.К.Нигматуллина о Программе социально-экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (далее - Программа), Казанская городская Дума отмечает, что во исполнение ранее принятого решения Программа доработана с учетом замечаний и предложений, высказанных на XVI сессии.

Программа доработана, и продлены сроки ее реализации до 2010 года. Программа дополнена разделом "Капитальные вложения", где отражен перечень планируемых объектов капитального строительства до 2010 года.

Реализация данной Программы позволит создать необходимые условия для повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчиво высоких темпов экономического роста, структурных и институциональных преобразований путем создания благоприятного инвестиционного климата, более эффективного использования ресурсов на территории муниципального образования г. Казани.

Исходя из вышеизложенного, Казанская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу социально-экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) (приложение).

2. Ежегодно предусматривать в бюджете муниципального образования города Казани средства на реализацию Программы.

3. Поручить:

3.1. Исполнительному комитету г. Казани:

3.1.1. разработать и принять план реализации мероприятий Программы;

3.1.2. обеспечить реализацию Программы в установленные сроки и в полном объеме;

3.2. постоянным комиссиям Казанской городской Думы систематически рассматривать ход выполнения Программы по своим направлениям на заседаниях.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Главы муниципального образования г. Казани Р.Т.Бурганова.

Мэр города
И.Р.МЕТШИН

     




Приложение
к решению
Казанской городской Думы
от 17 мая 2007 года N 2-17



 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2007 - 2010 ГОДЫ)


2007 г.


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. КАЗАНИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2007 - 2010 годы)

Паспорт программы

Наименование
программы         

Программа социально-экономического развития города Казани
на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы)            

Основание для
разработки        

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"
, Закон Республики Татарстан от 15.09 2004
N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального
образования г. Казани", Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу
(2006 - 2008 годы), утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р,
Программа социально-экономического развития Республики
Татарстан на 2005 - 2010 годы, утвержденная Законом
Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ, Устав города
Казани, Стратегия развития г. Казани до 2015 года          

Заказчик
программы         

Исполнительный комитет г. Казани                           

Основные
разработчики
программы         

Исполнительный комитет г. Казани                           

Основная цель
программы         

Создание условий для обеспечения повышения уровня и
качества жизни населения на основе устойчиво высоких темпов
экономического роста, структурных и институциональных
преобразований путем создания благоприятного
инвестиционного климата, более эффективного использования
ресурсов                                                   

Основные задачи
программы         

Реализация экономических и социальных программ, создание
условий для развития наукоемкой промышленности,
производственной и социальной инфраструктуры, обеспечение
конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций.
Осуществление единой градостроительной политики на
территории города, разработка в полном объеме необходимых
документов территориального планирования,
градостроительного зонирования и документации по планировке
территории.
Внедрение механизмов бюджетного финансирования в
соответствии с объемом и качеством оказываемых бюджетных
услуг в социальной сфере                                   

Сроки
реализации
программы         

2007 - 2010 годы                                           

Исполнители
программы и
основных
мероприятий       

Казанская городская Дума, Исполнительный комитет
г. Казани, предприятия, учреждения, организации, население
города                                                     

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы         

Ожидаемый эффект от реализации:
- для населения города - расширение доступа к услугам, рост
качества услуг;
- для предпринимателей - расширение возможностей для
бизнеса, привлечения инвестиций;
- для органов местного самоуправления - увеличение
возможностей по предоставлению муниципальных услуг.
Результатом реализации Программы должны стать:
- увеличение доходной части бюджета за счет роста
поступлений налогов и платежей, в частности в результате
создания более благоприятных условий для бизнеса и
инвестиций, качественного предоставления муниципальных
услуг всем категориям населения города;
- повышение эффективности управления муниципальным
имуществом;
- экономия средств бюджета по конкретным статьям и
повышение эффективности расходов;
- создание новой качественной ситуации в работе органов
местного самоуправления, структурных подразделений
Исполнительного комитета г. Казани                         

Система
организации
контроля за
исполнением
программы         

Контроль за ходом реализации программы осуществляют:
- Казанская городская Дума (заслушивание отчетов о ходе
выполнения программы и принятие решений по их результатам);
- Исполнительный комитет г. Казани (заслушивание на
аппаратных совещаниях отчетов о ходе реализации программы);
- Комитет экономического развития Исполнительного комитета
г. Казани (текущий контроль за ходом реализации программы,
исполнение установленных индикаторов).                     


      Введение


Программа социально-экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) (далее - Программа) определяет ключевые направления деятельности г. Казани на этот период, является составной частью Стратегии развития г. Казани до 2015 года и разработана на основе анализа социально-экономической ситуации в городе за 2003 - 2006 годы.

Объектом анализа в Программе является реализация вопросов местного значения, на основании которого осуществляются построение целей, постановка задач и планирование мероприятий по их достижению. В основу мероприятий положен программно-целевой метод, базирующийся на реализации действующих городских целевых и планируемых к разработке ведомственных программ, суть которых заключается в распределении бюджетных ресурсов в зависимости от конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами.

Миссия Программы:

для населения - обеспечение информирования о приоритетах и характере действий органов местного самоуправления, предприятий, организаций, других участников реализации Программы;

для предприятий, организаций и общественных объединений - создание возможности определения их собственной роли в реализуемой политике развития города Казани;

для органов местного самоуправления - принятие стратегически правильных и системных решений;

для потенциальных российских и зарубежных инвесторов - знание приоритетов развития города и получение информации, упрощающей принятие инвестиционных решений.

Цель Программы - создание условий для обеспечения повышения уровня и качества жизни населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, структурных и институциональных преобразований путем создания благоприятного инвестиционного климата, более эффективного использования ресурсов, реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, модернизации промышленности и активизации инновационной деятельности.

Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижение избыточного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышение конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации.


 1. Социально-экономическое положение г. Казани


Казань - столица Республики Татарстан - один из крупнейших экономических, исторических, научных и культурных центров России, внесших большой вклад в сокровищницу мировой цивилизации, имеющий развитую законодательную базу, направленную на защиту интересов инвестора.

Тысячелетний город, расположенный на стыке Европы и Азии, благодаря весьма выгодному географическому положению издавна был торговым посредником между Востоком и Западом. Общая площадь города составляет 425,3 кв. км.

Территориально город разделен на семь районов: Авиастроительный, Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский, Приволжский и Советский.

Казань относится к старопромышленным городам и традиционно является деловым, финансовым, промышленным, историческим и культурным центром Российской Федерации. Здесь сосредоточен уникальный производственный, научно-исследовательский, опытно-экспериментальный и проектно-конструкторский потенциал, производятся прогрессивные виды станков, машин, оборудования, приборов, потребительские товары высокого качества и т.д.


 1.1. Демографическая ситуация


По состоянию на 01.01.2006 количество населения г. Казани составило 1112,7 тыс. человек, или 29,6% от общереспубликанской численности.


Численность населения по районам г. Казани, тыс. чел.*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  


В настоящее время в Казани, как и в целом по стране, идет сокращение численности трудовых ресурсов и стремительное старение населения. Если в настоящее время численность населения старше трудоспособного возраста составляет 20,6%, то в 80-е годы прошлого столетия этот показатель был 14,6%. Молодежь составляет 35% от общего населения города. Также уменьшилось количество детей в возрасте до 2 лет, которое составляет 2,8% (ранее 4%).


Доля возрастных групп в общей численности населения, %*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  


Демографическая ситуация в г. Казани характеризуется уменьшением величины естественного прироста населения в результате снижения рождаемости и увеличения смертности. Показатели, характеризующие рождаемость, близки к уровню России и развитых стран.

Одной из негативных тенденций демографического развития являются стабильно увеличивающиеся показатели смертности населения, из них более 60% умирает в возрасте старше трудоспособного возраста, 32% - моложе трудоспособного возраста. Основными причинами смерти являются заболевания системы кровообращения (58%), 15% умерло от новообразований, 5% - от болезней органов пищеварения, 14% - неестественной смертью.

Наметившаяся стабильность в рождаемости и уменьшение детской смертности - это не столько результат целенаправленных усилий, а, скорее, отражение общей позитивной социально-экономической динамики в стране. Комплекс мер, направленных на сокращение смертности, прежде всего младенческой, улучшение репродуктивного здоровья населения, а также на повышение рождаемости, предусмотрен в разделах Программы, связанных с развитием здравоохранения и образования, формированием рынка доступного жилья и сокращением масштабов бедности.

Таблица 1.1.1


      Демографические показатели численности населения г. Казани

     

┌═══════════════════════════════════════════┬═══════┬════════┬═══════┬════════‰
│         Наименование показателей          │2003 г.│2004 г. │2005 г.│ 2006 г.│
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│Численность населения на начало года,      │1106,0 │ 1106,9 │1110,0 │1112,7  │
│тыс. чел.,                                 │       │        │       │        │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│в том числе по возрасту:                   │       │        │       │        │
│- моложе трудоспособного возраста          │ 186,0 │ 178,7  │ 172,2 │ 166,6  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│- трудоспособного возраста                 │ 692,9 │ 701,7  │ 710,4 │ 717,1  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│- старше трудоспособного возраста          │ 227,1 │ 226,5  │ 227,4 │ 229,0  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│по полу:                                   │       │        │       │        │
│- мужчин, тыс. чел.                        │ 494,5 │ 494,2  │ 494,4 │ 494,4  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│- женщин, тыс. чел.                        │ 611,5 │ 612,7  │ 615,6 │ 618,3  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│Родившихся, тыс. чел.                      │ 10,4  │  10,4  │ 10,3  │  10,4  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│Умерших, тыс. чел.                         │ 15,6  │  15,8  │ 15,7  │  14,9  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│Естественный прирост, тыс. чел.            │ -5,2  │  -5,4  │ -5,4  │  -4,5  │
├═══════════════════════════════════════════┼═══════┼════════┼═══════┼════════┤
│Миграционный прирост, тыс.чел.             │  6,1  │  8,5   │  8,1  │  7,8   │
└═══════════════════════════════════════════┴═══════┴════════┴═══════┴════════…


И все же демографическая ситуация в городе по многим позициям остается более благоприятной, чем в России в целом. Если в России из года в год происходит уменьшение численности населения, то за последние 5 лет в г. Казани она возросла на 10,0 тыс. чел. В основном прирост численности происходит за счет миграционного процесса. Казань имеет репутацию политически и экономически стабильного города, и, приезжая, люди уверены в своем будущем.

В то же время меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение квалифицированных специалистов. На уровне города эта задача решается Программой содействия занятости и социальной защиты незанятого населения, которая ежегодно разрабатывается Центром занятости населения г. Казани.

По пессимистическим прогнозам старение населения неминуемо приведет к дефициту рабочей силы и увеличению нагрузки на трудоспособное население. Учитывая, что трудовые ресурсы используются для обеспечения валового территориального продукта и, как следствие, для обеспечения базовых общественных потребностей, одним из путей выхода из сложившейся ситуации является подъем жизненного уровня трудоспособного населения и более эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов.


 1.2. Трудовые ресурсы


Баланс трудовых ресурсов в рыночной экономике остается одним из основных инструментов прогнозирования состояния занятости населения. Он содержит систему показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов и их распределение по основным группам населения: на занятых в экономике, на учебе с отрывом от работы и на граждан, не занятых трудовой деятельностью и учебой. Трудовые ресурсы - это занятое и способное к труду население, достигшее законодательно установленного минимально необходимого для трудовой деятельности возраста. В трудовые ресурсы включается население в трудоспособном возрасте (мужчины - от 16 до 59 лет, женщины - от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста и неработающих мужчин от 50 до 59 лет и женщин от 45 до 54 лет, получающих пенсии на льготных условиях до наступления общеустановленного пенсионного возраста), а также работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста.

Общая численность занятых в экономике определяется спросом предприятий и организаций на рабочую силу. Кроме того, в общую численность занятых в экономике включаются занятые индивидуально-трудовой деятельностью и в фермерских хозяйствах, а также в домашнем хозяйстве (включая личное подсобное хозяйство) производством товаров и услуг для реализации.

Состояние рынка труда на 01.01.2006 определялось следующими данными: численность трудоспособного населения составила 717,1 тыс. человек, или 64% от общей численности населения города, заняты в экономике - 550,6 тыс. чел. (с учетом занятых в домашнем хозяйстве), в том числе: работающих на малых предприятиях - 87,2 тыс. чел., индивидуальных частных предпринимателей - 38,4 тыс. чел. Среднесписочная численность работающих за 2005 год возросла за год на 10,5 тыс. чел., в 2006 году - на 14,7 тыс. чел.

На нынешнее состояние рынка рабочей силы повлияли социально-экономические процессы, происходящие как в Российской Федерации, так и Республике Татарстан, что привело к радикальным преобразованиям в использовании трудовых ресурсов.


Среднесписочная численность работающих по видам экономической деятельности в 1990 и 2006 гг., тыс. чел.*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»