ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2007 года N 2325
О ПРОГРАММЕ "ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2016 N 3148.
____________________________________________________________________
Во исполнение решения Казанской городской Думы от 04.07.2007 N 4-18 "О Программе "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", обеспечения организационно-правовых условий для реализации мероприятий Программы ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Первым заместителям, заместителям Руководителя Исполнительного комитета г. Казани, руководителю аппарата Исполнительного комитета г. Казани, главам администраций районов Исполнительного комитета г. Казани, руководителям комитетов, управлений, отделов Исполнительного комитета г. Казани, муниципальных учреждений и предприятий принять Программу "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы" (далее - Программа) к руководству и исполнению (прилагается).
2. Финансовому управлению Исполнительного комитета г. Казани (О.В.Прокопьев):
2.1. обеспечить финансирование Программы в 2007 году в пределах средств, предусмотренных в бюджете г. Казани на жилищное строительство;
2.2. ежегодно при формировании бюджета г. Казани обеспечивать включение целевой статьи и видов расходов на реализацию мероприятий Программы.
3. Комитету экономического развития Исполнительного комитета г. Казани (А.Р.Шарапов) предусматривать в Программе капитальных расходов г. Казани на 2007 и последующие годы средства, необходимые для реализации мероприятий Программы.
4. Утвердить в качестве уполномоченного органа на реализацию Программы Управление жилищной политики Исполнительного комитета г. Казани.
5. Управлению жилищной политики Исполнительного комитета г. Казани (Э.Н.Хуснутдинов):
5.1. обеспечивать своевременное осуществление функций уполномоченного органа на реализацию Программы;
5.2. разработать нормативно-правовую основу, регламентирующую реализацию мероприятий Программы.
6. Признать утратившим силу Постановление Главы администрации г. Казани от 07.07.2005 N 1547 "О Программе "О жилье горожан и улучшении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им".
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета города Казани И.С.Минкина.
Исполняющий обязанности -
первый заместитель
И.С.МИНКИН
ПРОГРАММА "ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"
г. Казань, 2007 год
Наименование | Программа "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы" |
Основания для | Жилищный кодекс Российской Федерации; |
Разработчик | Исполнительный комитет г. Казани |
Основные | Уполномоченные органы Исполнительного комитета |
Цели Программы | Реализация на территории муниципального |
Задачи Программы | Достижение целей Программы решается путем |
Принципы | Основными принципами реализации Программы |
Ожидаемые | В результате реализации Программы ожидаются: |
Сроки реализации | 2007 - 2027 годы |
Формирование новой эффективной системы финансирования строительства и приобретения жилья является в настоящее время одной из самых актуальных и приоритетных задач жилищной политики.
За период, прошедший с начала реформирования жилищной сферы, произошли кардинальные изменения в источниках финансирования строительства и приобретения жилья. Бюджетные источники перестали играть основополагающую роль, значительное место в системе финансирования стали занимать средства частных инвесторов (в том числе населения), привлекаемых к строительству жилья. При этом система жилищного строительства опирается как на прямые частные инвестиции, так и на кредитные ресурсы. Данная ситуация характерна и для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.
Основными проблемами в сфере финансирования жилищного строительства являются:
- невысокий уровень доходов населения, сопровождающийся недостаточной степенью доверия граждан к участникам жилищного рынка;
- ограниченный объем бюджетных ресурсов, направляемых в сферу жилищного строительства;
- отсутствие эффективных схем кредитования, которые удовлетворяли бы финансовым возможностям основной массы работающего населения для приобретения жилья в собственность.
За последние годы произошло значительное увеличение разрыва между ценами на жилье и доходами основной массы жителей, что послужило основной причиной резкого снижения доступности жилья в муниципальном образовании городе Казани.
Реализация задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", на территории муниципального образования г. Казани предполагает создание эффективного механизма развития жилищного строительства, обуславливающего выбор следующих направлений деятельности:
- реализация на практике основных принципов доступности жилья путем создания и внедрения механизмов, обеспечивающих развитие рынка жилья на основе консолидации ресурсов программ жилищного строительства, объединяющих на взаимовыгодных основах бюджетные и внебюджетные средства;
- формирование финансовой и материальной базы (жилищного фонда) для реализации обязательств органов местного самоуправления г. Казани по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- сочетание комплексного подхода в процессе воспроизводства жилья: финансирования, инвестирования, строительства и распределения, обеспечивающих создание условий для свободного выбора семьями способа удовлетворения жилищных потребностей.
Разработка Программы основана на анализе многообразия существующих моделей и схем финансирования жилищного строительства, получивших распространение в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Анализ существующего опыта предоставления жилья и сопоставление различных финансовых схем показывают, что наименее затратной для участника и наиболее экономически эффективной для привлечения финансовых ресурсов является схема продажи жилья с рассрочкой платежа.
Осуществленные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Изменилась структура жилищного фонда города по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования.
Совсем недавно в г. Казани завершила свою работу беспрецедентная, не имеющая аналогов в Российской Федерации Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. За 9 лет ее реализации 33372 семьи переселены из ветхого фонда.
С принятием Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и выходом весной 2005 года ряда нормативных документов Кабинета Министров Республики Татарстан взяла старт программа социального ипотечного кредитования.
С марта 2006 года набирает ход строительство домов в г. Казани по Программе социальной ипотеки, инвестируемой Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Республики Татарстан.
В рамках реализации Программы социальной ипотеки в 2006 году в г. Казани введены в эксплуатацию 13 жилых домов на 1508 семей в разных районах столицы общей площадью более 86,0 тыс. кв. м. Состав жильцов заселенных домов весьма показателен, среди них в основном работники бюджетной сферы - врачи, учителя, работники культуры и искусства, сотрудники правоохранительных органов, люди с небольшими доходами, причем почти треть из них - молодые семьи.
К сожалению, в настоящее время решить жилищный вопрос всех очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании городе Казани, в рамках реализации Программы социальной ипотеки невозможно.
Наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения. Большое количество семей казанцев с надеждой остается ожидать от государства помощи в решении жилищных проблем.
На сегодня по г. Казани таких очередников около 24000 человек. Среди них имеются дети-сироты и граждане, которые в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства. В 2006 году лишь 30 детей-сирот, проживающих в г. Казани, были обеспечены жильем за счет средств республиканского бюджета. Вместе с тем почти 100 детей-сирот в настоящее время состоят в списке очередников на жилье и вынуждены ожидать своей очереди по 5 - 10 лет.
Кроме того, более 100 семей считаются пострадавшими в результате пожаров, 93 - вынуждены проживать с членами семьи, которые больны открытой формой туберкулеза. Около 20000 семей состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях города по месту работы. Среднее время ожидания составляет более 20 лет.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, оказать поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью предоставления рассрочки, отдельным категориям граждан.
В первую очередь это касается граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Проблемы переходного периода не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение нескольких лет, а от органов местного самоуправления - стимулирования вовлечения внебюджетных ресурсов, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Развитие жилищного фонда социального использования, обеспечение условий для жилищного строительства должны опираться на новые формы и механизмы улучшения жилищных условий жителей. В долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств.
В связи с вышеизложенным Исполнительным комитетом г. Казани разработана настоящая Программа, являющаяся новым этапом в решении жилищной проблемы на муниципальном уровне.
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривает меры, которые раньше не рассматривались в федеральных целевых программах. Определены задачи федерального центра, региональных властей. Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:
- привлечение средств частных инвесторов в сферу жилищного строительства и реформа управления жилищным фондом;
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;
- предоставление социального жилья малоимущим гражданам, очередникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом Федеральная целевая программа "Жилище" и входящие в ее состав подпрограммы должны стать одним из основных механизмов реализации национального проекта на муниципальном уровне. Комплекс мероприятий Программы направлен на достижение следующих целей:
1) реализация на территории муниципального образования города Казани целей и задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
2) обеспечение права жителей г. Казани на приобретение жилых помещений на рынке жилья за доступную плату;
3) увеличение объемов предоставления социального жилья и сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий казанцев, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
4) повышение эффективности использования муниципального жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию муниципальных жилищных программ.
Достижение целей Программы решается путем выполнения следующих задач: