РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2007 года N 4-18
О ПРОГРАММЕ "ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Казанской городской Думы от 01.11.2016 N 6-11, вступившего в силу с 1 ноября 2016 года.
____________________________________________________________________
(в редакции решений Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 7-26, от 07.10.2009 N 15-43, от 21.04.2010 N 5-49, от 17.06.2011 N 10-6, от 03.10.2014 N 9-36)
Заслушав и обсудив информацию начальника Управления жилищной политики Исполнительного комитета города Казани Э.Н.Хуснутдинова о Программе "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", Казанская городская Дума отмечает, что ранее утвержденная Казанским Советом народных депутатов Программа "О жилье горожан и улучшении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им" не соответствует требованиям действующих федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, определяющих порядок участия органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан.
В целях расширения возможностей и повышения уровня доступности жилья для жителей, состоящих на учете в муниципальном образовании г. Казани, Исполнительным комитетом города разработана Программа "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", предполагающая создание эффективного механизма развития жилищного строительства.
Исходя из вышеизложенного, Казанская городская Дума РЕШИЛА:
1. Признать утратившим силу решение Казанского Совета народных депутатов от 25.05.2005 N 41-23 "О Программе "О жилье горожан и улучшении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им".
2. Утвердить Программу "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы" согласно приложению.
3. Поручить Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани:
3.1. внести на рассмотрение Казанской городской Думы изменения в Программу капитальных расходов г. Казани на 2007 год, предусмотрев средства на реализацию Программы "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы";
3.2. предусмотреть при формировании бюджета муниципального образования г. Казани на 2008 год целевую статью и виды расходов на реализацию мероприятий Программы "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", подлежащих исполнению за счет средств муниципального бюджета;
3.3. разработать и внести на рассмотрение сессии Казанской городской Думы концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в III квартале 2007 года.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Главы муниципального образования г. Казани Р.Т.Бурганова.
Мэр города
И.Р.МЕТШИН
ПРОГРАММА "ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"
(в редакции решений Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 7-26, от 07.10.2009 N 15-43, от 21.04.2010 N 5-49, от 17.06.2011 N 10-6, от 03.10.2014 N 9-36)
г. Казань, 2007 год
Наименование программы | Программа "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы и ее нормативное обеспечение | Жилищный кодекс Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; |
Разработчик Программы | Исполнительный комитет г. Казани |
Основные исполнители Программы | Уполномоченные органы Исполнительного комитета г. Казани |
Цели Программы | Реализация на территории муниципального образования города Казани целей и задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; обеспечение права жителей г. Казани на приобретение жилых помещений на рынке жилья за доступную плату; увеличение объемов предоставления социального жилья и сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий казанцев, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; повышение эффективности использования муниципального жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию муниципальных жилищных программ |
Задачи Программы | Достижение целей Программы решается путем выполнения следующих задач: динамичное развитие рыночных и нерыночных подходов к процессам воспроизводства жилья, обеспечивающих сохранение паритета между спросом и предложением на рынке недвижимости; дальнейшее развитие рынка жилья, включая создание организационных условий для объединения финансовых средств участников жилищного рынка: бюджетных ресурсов; средств населения, средств предприятий, направляемых на улучшение жилищных условий своих работников, заемных средств и инвестиционных ресурсов; формирование инвестиционной привлекательности жилищной сферы, системы финансирования строительства и приобретения жилья; создание эффективного механизма предоставления жилья на базе долгосрочного кредитования при минимизации уровня бюджетного финансирования жилищной сферы; ускорение темпов обеспечения жильем категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет увеличения объемов строительства, включая дополнительное привлечение на взаимовыгодной основе финансовых средств физических и юридических лиц в жилищное строительство; осуществление дифференцированной поддержки жителей города Казани в строительстве и приобретении жилых помещений; совершенствование систем учета граждан и управления жилищным фондом муниципального образования города Казани |
Принципы реализации Программы | Основными принципами реализации Программы являются: добровольность участия физических и юридических лиц; адресная направленность реализации механизмов подпрограмм; гласность и публичность реализации основных мероприятий |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации Программы ожидаются: повышение доступности жилья для жителей г. Казани; обеспечение жилыми помещениями 6 900 семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании г. Казани, в рамках реализации Подпрограммы "Социальное жилье"; реализация в собственность участникам Подпрограммы "Доступное жилье" более 600 000 кв. м жилой площади; стабилизация стоимости квадратного метра жилой площади на рынке жилья в городе с ежегодным ростом, не превышающим уровня инфляции в строительстве |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2027 годы |
Формирование новой эффективной системы финансирования строительства и приобретения жилья является в настоящее время одной из самых актуальных и приоритетных задач жилищной политики.
За период, прошедший с начала реформирования жилищной сферы, произошли кардинальные изменения в источниках финансирования строительства и приобретения жилья. Бюджетные источники перестали играть основополагающую роль, значительное место в системе финансирования стали занимать средства частных инвесторов (в том числе населения), привлекаемых к строительству жилья. При этом система жилищного строительства опирается как на прямые частные инвестиции, так и на кредитные ресурсы. Данная ситуация характерна и для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.
Основными проблемами в сфере финансирования жилищного строительства являются:
- невысокий уровень доходов населения, сопровождающийся недостаточной степенью доверия граждан к участникам жилищного рынка;
- ограниченный объем бюджетных ресурсов, направляемых в сферу жилищного строительства;
- отсутствие эффективных схем кредитования, которые удовлетворяли бы финансовым возможностям основной массы работающего населения для приобретения жилья в собственность.
За последние годы произошло значительное увеличение разрыва между ценами на жилье и доходами основной массы жителей, что послужило основной причиной резкого снижения доступности жилья в муниципальном образовании городе Казани.
Реализация задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", на территории муниципального образования г. Казани предполагает создание эффективного механизма развития жилищного строительства, обуславливающего выбор следующих направлений деятельности:
- реализация на практике основных принципов доступности жилья путем создания и внедрения механизмов, обеспечивающих развитие рынка жилья на основе консолидации ресурсов программ жилищного строительства, объединяющих на взаимовыгодных основах бюджетные и внебюджетные средства;
- формирование финансовой и материальной базы (жилищного фонда) для реализации обязательств органов местного самоуправления г. Казани по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- сочетание комплексного подхода в процессе воспроизводства жилья: финансирования, инвестирования, строительства и распределения, обеспечивающих создание условий для свободного выбора семьями способа удовлетворения жилищных потребностей.
Разработка Программы основана на анализе многообразия существующих моделей и схем финансирования жилищного строительства, получивших распространение в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Анализ существующего опыта предоставления жилья и сопоставление различных финансовых схем показывают, что наименее затратной для участника и наиболее экономически эффективной для привлечения финансовых ресурсов является схема продажи жилья с рассрочкой платежа.
Осуществленные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Изменилась структура жилищного фонда города по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования.
Совсем недавно в г. Казани завершила свою работу беспрецедентная, не имеющая аналогов в Российской Федерации Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. За 9 лет ее реализации 33372 семьи переселены из ветхого фонда.
С принятием Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и выходом весной 2005 года ряда нормативных документов Кабинета Министров Республики Татарстан взяла старт программа социального ипотечного кредитования.
С марта 2006 года набирает ход строительство домов в г. Казани по Программе социальной ипотеки, инвестируемой Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Республики Татарстан.
В рамках реализации Программы социальной ипотеки в 2006 году в г. Казани введены в эксплуатацию 13 жилых домов на 1508 семей в разных районах столицы общей площадью более 86,0 тыс. кв. м. Состав жильцов заселенных домов весьма показателен, среди них в основном работники бюджетной сферы - врачи, учителя, работники культуры и искусства, сотрудники правоохранительных органов, люди с небольшими доходами, причем почти треть из них - молодые семьи.
К сожалению, в настоящее время решить жилищный вопрос всех очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании городе Казани, в рамках реализации Программы социальной ипотеки невозможно.
Наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения. Большое количество семей казанцев с надеждой остается ожидать от государства помощи в решении жилищных проблем.
На сегодня по г. Казани таких очередников около 24000 человек. Среди них имеются дети-сироты и граждане, которые в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства. В 2006 году лишь 30 детей-сирот, проживающих в г. Казани, были обеспечены жильем за счет средств республиканского бюджета. Вместе с тем почти 100 детей-сирот в настоящее время состоят в списке очередников на жилье и вынуждены ожидать своей очереди по 5 - 10 лет.
Кроме того, более 100 семей считаются пострадавшими в результате пожаров, 93 - вынуждены проживать с членами семьи, которые больны открытой формой туберкулеза. Около 20000 семей состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях города по месту работы. Среднее время ожидания составляет более 20 лет.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, оказать поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью предоставления рассрочки, отдельным категориям граждан.
В первую очередь это касается граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Проблемы переходного периода не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение нескольких лет, а от органов местного самоуправления - стимулирования вовлечения внебюджетных ресурсов, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Развитие жилищного фонда социального использования, обеспечение условий для жилищного строительства должны опираться на новые формы и механизмы улучшения жилищных условий жителей. В долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств.
В связи с вышеизложенным Исполнительным комитетом г. Казани разработана настоящая Программа, являющаяся новым этапом в решении жилищной проблемы на муниципальном уровне.
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривает меры, которые раньше не рассматривались в федеральных целевых программах. Определены задачи федерального центра, региональных властей. Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:
- привлечение средств частных инвесторов в сферу жилищного строительства и реформа управления жилищным фондом;
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;
- предоставление социального жилья малоимущим гражданам, очередникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом Федеральная целевая программа "Жилище" и входящие в ее состав подпрограммы должны стать одним из основных механизмов реализации национального проекта на муниципальном уровне. Комплекс мероприятий Программы направлен на достижение следующих целей:
1) реализация на территории муниципального образования города Казани целей и задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
2) обеспечение права жителей г. Казани на приобретение жилых помещений на рынке жилья за доступную плату;
3) увеличение объемов предоставления социального жилья и сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий казанцев, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
4) повышение эффективности использования муниципального жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию муниципальных жилищных программ.
Достижение целей Программы решается путем выполнения следующих задач:
- динамичное развитие рыночных и нерыночных подходов к процессам воспроизводства жилья, обеспечивающих сохранение паритета между спросом и предложением на рынке недвижимости;