РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 марта 2016 года N 74-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 28.10.2021 на основании распоряжения Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 28.10.2021 N 632-р.
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом а.1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, и в целях гармонизации национальных отношений, этнокультурного развития народов Российской Федерации, иных этнических общностей, проживающих на территории Кемеровской области:
1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию государственной национальной политики в Кемеровской области на период до 2025 года.
2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомову.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Региональная стратегия государственной национальной политики в Кемеровской области на период до 2025 года (далее - Стратегия), сформированная в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации), включает в себя систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в Кемеровской области.
2. Стратегия является основой для взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кемеровской области (далее - государственные органы), органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области (далее - органы местного самоуправления), институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Кемеровской области.
Стратегия направлена на развитие сотрудничества народов Российской Федерации, проживающих на территории Кемеровской области, развитие их национальных языков и культур.
3. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, Устав Кемеровской области и иные нормативные правовые акты Кемеровской области.
Положения Стратегии реализуются в комплексе с целями, принципами, основными направлениями, задачами и механизмами реализации государственной национальной политики Российской Федерации, определенными Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации.
4. Основными вопросами государственной национальной политики в Кемеровской области, требующими особого внимания государственных органов и органов местного самоуправления, являются вопросы укрепления общероссийской гражданской идентичности, сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Кемеровской области, укрепление их духовной общности, а также обеспечение прав и гарантий коренных малочисленных народов Кемеровской области.
5. Государственная национальная политика в Кемеровской области нуждается в актуальных концептуальных подходах с учетом имеющихся региональных особенностей, необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.
6. Реализация Стратегии призвана стать фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в Кемеровской области, и должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики в Кемеровской области государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества.
7. Кемеровская область является субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители свыше ста национальностей. Нерусское население составляет около 10 процентов жителей области. Самыми многочисленными национальными диаспорами в Кемеровской области являются татарская (более 40 тыс. человек), немецкая (более 23 тыс. человек), украинская (более 22 тыс. человек), далее идут армяне (10,7 тыс. человек), чуваши (9,3 тыс. человек), белорусы (6.1 тыс. человек), мордва (3,9 тыс. человек) и другие. Территориально диаспоры составляют яркую мозаику национального состава Кузбасса.
Русское население на протяжении почти четырех веков живет вместе с коренными малочисленными народами (шорцами и телеутами). Численность шорцев - 10, 7 тыс. человек, телеутов - 2,5 тыс. человек по данным переписи 2010 года.
Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области, в горно-таежной местности, получившей в начале XX века название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившие свою традиционную культуру и разговорный язык, сегодня проживают только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г. Мыски. Вторым некогда многочисленным тюркоязычным народом Кузбасса, сохраняющим свою культуру и этническое самосознание, являются бачатские телеуты, проживающие на территории Бековского сельского поселения Беловского района в деревнях Челухоево, Беково, Верховская и в деревне Шанда Гурьевского района. Часть телеутских поселков вошла в черту городов Белово (пп. Черта, Телеут, Заречная) и Новокузнецка (бывший п. Телеут).
В Кемеровской области действует система структур и организаций, конструктивно работающих в сфере межнациональных и межэтнических отношений:
координационный совет национальных общественных объединений Кемеровской области, действующий с 2001 года и зарекомендовавший себя как надежный партнер органов государственной власти в деле укрепления гражданского единства и поддержания добрососедских межнациональных взаимоотношений в обществе;
консультативные советы по делам национальностей, образованные органами местного самоуправления;
национально-культурные автономии и общественные организации;
Кемеровская региональная ассоциация общественных объединений "Координационный совет немцев";
региональная общественная организация "Татарская национально-культурная автономия Кемеровской области";
Кемеровская областная общественная организация "Ассоциация телеутского народа "Эне-Байат";
Кемеровская региональная общественная организация "Ассоциация шорского народа".
По инициативе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и при поддержке общественных объединений, действующих в сфере межнациональных и межэтнических отношений, проводятся ежегодные межнациональные форумы, традиционные национальные мероприятия и праздники и межнациональные фестивали "Мы живем семьей единой" и "Родники Кузбасса".
8. Особенностью национальных отношений в Кемеровской области является отсутствие доминирующих структурированных диаспор, что способствует стабильной и равноправной реализации региональной национальной политики. Между представителями различных национальностей, проживающих в Кемеровской области, выстроен конструктивный партнерский диалог, в основе которого лежит уважение и взаимопомощь. Кемеровской области свойственны низкий уровень конфликтности на межэтнической почве, а также взаимоподдержка и добрососедство.
9. Основными принципами региональной национальной политики Кемеровской области являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, отношения к религии, языка и культуры, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
обеспечение свободного определения каждым гражданином своей национальной идентичности без всякого принуждения;
пресечение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности;
содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации и иных этнических общностей, проживающих на территории Кемеровской области;
недопустимость действий, направленных на подрыв безопасности государства и общества, гражданского единства российской нации, на возбуждение розни по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, и других действий экстремистской направленности на территории Кемеровской области;
предупреждение и мирное разрешение межэтнических противоречий и конфликтов на территории Кемеровской области;
признание объединяющей роли русского населения в решении задач укрепления межнационального согласия, стабилизации этнополитической обстановки в Кемеровской области;
содействие интеграции в российское общество находящихся в Кемеровской области иностранных граждан и лиц без гражданства, добровольно и на законных основаниях переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, а также лиц, получивших убежище в Российской Федерации;
обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Кемеровской области, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
10. Для Кемеровской области решение проблем дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, налаживания подлинного диалога культур является актуальным условием обеспечения политической и социальной стабильности.
11. Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в Кемеровской области являются:
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Кемеровской области;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики в Кемеровской области;
создание условий для адаптации мигрантов к новой социокультурной среде и интеграции в социальную структуру общества (далее - социокультурная адаптация и интеграция мигрантов);
обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Кемеровской области;
укрепление единства и духовной общности российской нации при сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов Российской Федерации;
создание условий для обеспечения прав народов Российской Федерации в социально-культурной сфере;
развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации;
информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Кемеровской области;
государственная поддержка коренных малочисленных народов Кемеровской области;
совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества;
развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики в Кемеровской области.
12. Задачами государственной национальной политики в Кемеровской области являются:
1) в сфере совершенствования государственного управления:
объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества для укрепления единства народов Российской Федерации, достижения межнационального мира и согласия;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Российской Федерации в Кемеровской области и их удовлетворению;
совершенствование системы управления и координации государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики в Кемеровской области;
совершенствование законодательства Кемеровской области в части, касающейся регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов;
организационное обеспечение совершенствования деятельности государственных органов по решению задач государственной национальной политики в Кемеровской области;
разработка и реализация государственной программы Кемеровской области "Культура Кузбасса" и ее подпрограммы, направленной на укрепление единства российской нации, обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации;
обеспечение дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Кемеровской области и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке программам по вопросам реализации государственной национальной политики;
мониторинг обращений граждан, содержащих сведения о нарушении принципа равноправия независимо от расы, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
анализ состояния межнациональных отношений;
методическое обеспечение деятельности специалистов в сфере межнациональных отношений;
2) в сфере обеспечения равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации в Кемеровской области:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления и организациями своей деятельности;