Внутригородская транспортная система города Ростова-на-Дону объединяет предприятия и организации автодорожного комплекса, автомобильного, железнодорожного транспорта, общественного пассажирского транспорта (автобусного, трамвайного, троллейбусного), объекты транспортно-логистической инфраструктуры, системы управления перевозками и организации дорожного движения.
Ключевую роль в инфраструктуре дорожно-транспортного комплекса города Ростова-на-Дону играет улично-дорожная сеть, обеспечивающая не только связность и функционирование территорий, но и их развитие в долгосрочной перспективе. Существующая протяженность улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону составляет 1368 км. Протяженность дорог с усовершенствованным дорожным покрытием составляет 73% общей протяженности улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону.
Плотность улично-дорожной сети по отношению к освоенной территории города Ростова-на-Дону составляет 7,5 км/кв. км, магистральных улиц - 1,56 км/кв. км. Протяженность улично-дорожной сети на 1000 жителей составляет 1,28 км.
Для обеспечения транспортных коммуникаций между территориями города Ростова-на-Дону построены 41 мост и 17 путепроводов, в том числе четыре автодорожных моста через реку Дон (Ворошиловский мост, мост на Западном обходе города Ростова-на-Дону, на востоке города Ростова-на-Дону - Аксайский мост по трассе автодороги "Дон", Темерницкий мост в створе пр. Сиверса).
Структура магистралей города Ростова-на-Дону имеет в основном прямоугольную систему, с включением элементов радиальной системы. Основой планировочного каркаса города Ростова-на-Дону являются сформированная сеть магистральных улиц общегородского значения, в целом обеспечивающая транспортные коммуникации между его центром и периферийными районами.
Маршрутная сеть наземного городского пассажирского транспорта представлена 154 маршрутами, из них: автобусных - 140; троллейбусных - 10; трамвайных - 4. Протяженность маршрутной сети города Ростова-на-Дону составляет 3934,4 км; основную долю (более 93%) составляет маршрутная сеть автобусных сообщений.
Средняя расчетная плотность линий городского пассажирского транспорта составляет 1,8 км/кв. км застроенной территории, что находится в пределах нормативных значений. Вместе с тем во многих удаленных от центра города Ростова-на-Дону районах плотность сети ниже нормативной. Оптимизация маршрутной сети является важнейшим условием повышения качества пассажирских перевозок.
Процессы экономического развития привели к значительному росту уровня автомобилизации в целом по стране, и в том числе в городе Ростове-на-Дону, в котором сегодня на 1000 жителей приходится 373 автомобиля, и тенденция роста сохраняется.
По экспертной оценке, городским пассажирским транспортом в 2011 году перевезено 323 млн. чел., в том числе автобусами (работающими в обычном режиме) - 228,1 млн. чел. (70,6%), автобусами (работающими в режиме "маршрутное такси") - 67,4 млн. чел. (20,8%), трамваями - 13,7 млн. чел. (4,3%), троллейбусами - 13,8 млн. чел. (4,3%).
Основную роль в обеспечении пассажироперевозок выполняет автомобильный транспорт, обеспечивающий более 90% от общего объема перевозок.
Анализ транспортно-эксплуатационных показателей улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону свидетельствует, что ее основные параметры, а также уровень обустройства не соответствуют существующим размерам движения, что приводит к снижению скорости и заторам и, как следствие, к высокому уровню аварийности, ухудшению экологической обстановки в городе Ростове-на-Дону, значительным транспортным издержкам.
Отсутствие опорного каркаса улично-дорожной сети в виде скоростных магистралей непрерывного движения является одним из стратегических ограничений территориально-пространственного развития города Ростова-на-Дону и эффективного транспортного обеспечения.
Требуемая протяженность магистральной улично-дорожной сети должна составить 337,2 км против 272 км существующей. Дефицит магистралей составляет 95,2 км, в том числе магистралей общегородского значения - 22,4 км, магистралей районного значения - 72,8 км.
Специфика планировочной застройки города Ростова-на-Дону, в рамках которой созданы крупные спальные районы с отсутствием массовых мест приложения труда, определяет мощные транспортные потоки, движущиеся утром с периферийных районов в центральную часть города Ростова-на-Дону, где сформирована основная деловая активность. В вечерние часы пассажиропотоки меняют вектор движения на противоположный. Индивидуальный транспорт, прибывающий в центральную часть города Ростова-на-Дону, большую часть времени находится в неподвижном состоянии, занижая пропускную способность улично-дорожной сети более чем на 50%.
Часть улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону, в основном в его центральной части, перегружена и не имеет достаточных резервов для дальнейшего развития. Положение усложняется неорганизованными парковками и хранением автомобилей в пределах улично-дорожной сети. При размещении объектов нового строительства в большинстве случаев потребность в машино-местах не обеспечивается.
Фонд машино-мест в городе Ростов-на-Дону имеет суммарную вместимость 140 тыс. машино-мест. Обеспеченность машино-местами составляет в среднем по городу Ростову-на-Дону 37% от требуемого количества. По районам города Ростова-на-Дону обеспеченность объектами парковочного пространства неравномерна: наименьшая обеспеченность машино-местами отмечается в Кировском районе - 11% от требуемого количества, наивысшая - в Железнодорожном районе - 78%. Не обеспеченные машино-местами автомобили размещаются на улично-дорожной сети, во дворах, на элементах городского благоустройства. Сложившаяся ситуация отрицательно влияет на экологию города Ростова-на-Дону, снижает уровень безопасности и комфорта городской среды.
Требуемое суммарное количество машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей в объектах парковочного пространства города Ростов-на-Дону составляет порядка 380 тыс. единиц.
Интенсивность движения на магистральных улицах города Ростова-на-Дону (ул. Красноармейская, пр. Ворошиловский, пр. Буденновский, ул. Текучева) весьма высока и колеблется от 25 тыс. до 80 тыс. автомобилей в сутки, а в узлах пересечений и примыканий более 100 тыс. автомобилей в сутки. При этом темпы развития дорожной сети значительно отстают от темпов насыщения города Ростова-на-Дону транспортными средствами.
Проблемные вопросы развития улично-дорожной сети усугубляются неравномерностью расселения жителей относительно мест приложения труда и сохранением этой тенденции на перспективу - в центральной части города Ростова-на-Дону будет размещаться 45% от общего количества жителей, что приведет к росту транспортной подвижности населения в рассматриваемой перспективе в 1,2-1,4 раза. При этом объем пассажирских перевозок в городе Ростове-на-Дону с учетом развития прилегающих к городу Ростову-на-Дону территорий прогнозируется в размере 380-410 миллионов пассажиров в год, средневзвешенное расстояние "жилье - центр города" возрастет с 7 до 7,4 км.
Магистралями, исчерпавшими запас пропускной способности, являются проспекты Стачки, Ворошиловский, Буденновский, Театральный; улицы Станиславского, Социалистическая, Красноармейская, Менжинского, Нансена, Троллейбусная и другие.
Средняя скорость сообщения на маршрутах автобуса и троллейбуса составляет в среднем 15-17 км/час, так как подвижной состав городского пассажирского транспорта движется в общем потоке по перегруженной улично-дорожной сети. Расчетные затраты времени на поездку по городу маршрутами городского пассажирского транспорта в часы пик с учетом перегрузки и задержек на улично-дорожной сети на отдельных направлениях, в основном в периферийной части города Ростова-на-Дону, достигают 55 минут. Наземный городской пассажирский транспорт по данным направлениям работает на пределе провозной способности, пассажиропотоки достигают 6-13 тыс. пассажиров в час. Общие затраты времени на поездку достигают 55 мин., при нормативных 35 мин. Из-за сверхнормативных размеров движения на указанных маршрутах сложились серьезные проблемы, связанные с недостаточной пропускной способностью остановочных пунктов наземного транспорта для обслуживания подвижного состава и организации посадки-высадки пассажиров, особенно в центральной части города Ростова-на-Дону.
Имеющиеся провозные способности электротранспорта используются недостаточно эффективно, удельный объем перевозок, приходящийся на один троллейбус и трамвай, постоянно снижается. Нагрузка на 1 троллейбус и на 1 трамвай за последнее десятилетие сократилась в 1,7 раза (с 0,25 млн. чел. в год до 0,15 и с 0,42 млн. чел. до 0,25 соответственно). Основной причиной сокращения использования электротранспорта при поездках являются низкая скорость сообщения, недостаточная маневренность по сравнению с автотранспортом, небольшое количество маршрутов и протяженности маршрутной сети.
Одной из основных проблем обеспечения высокого качества транспортного обслуживания населения является изношенность подвижного состава, требующая замены и обусловливающая высокие затраты на его эксплуатацию, поломки на линиях, низкий уровень комфорта для пассажиров и более высокие внешние издержки в виде выбросов отработавших газов и шума. Доля автобусов (включая автобусы, работающие в режиме "маршрутного такси") со сроком эксплуатации свыше 13 лет, составляет почти 20%.
В силу вышеуказанных причин сохраняется тенденция роста аварийности на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону (в 2011 году число дорожно-транспортных происшествий возросло на 4,5%).
К числу основных проблем функционирования и развития внутригородской транспортной системы следует отнести:
1. Недостаточный уровень развития и структурированности улично-дорожной сети, в том числе дефицит магистралей со скоростным режимом движения и улиц местного значения; невысокую транспортную и пешеходную связность отдельных территорий, особенно в зонах, разобщенных водными преградами и линиями железных дорог; несоответствие ширины проезжих частей основных направлений потребности и нормативам.
2. Нерешенные проблемы в части организации дорожного движения, в том числе в транспортных узлах, включая кольцевые развязки; паркование на проезжих частях; необходимость ремонта дорожных покрытий.
3. Дефициты в развитии транспортной инфраструктуры обусловливают неудовлетворительное качество дорожно-транспортных условий. На пределе пропускной способности или в условиях перегрузки функционирует значительная часть узлов и перегонов магистральных направлений, обеспечивающих основные транспортные и пассажирские связи города Ростова-на-Дону. На улично-дорожной сети реализуются небольшие скорости движения, возникают заторы, движение в пиковые периоды осуществляется с большими задержками.
4. Дефициты развития транспортно-дорожной инфраструктуры являются одной из основных причин низкого уровня безопасности дорожного движения, возникновения дорожно-транспортных происшествий, повышения экологической нагрузки транспорта на окружающую среду.