Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


Часть 4. РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Важнейшими элементами базы реализации Стратегии выступают собственные доходы бюджета города Ростова-на-Дону, возможности софинансирования программ его развития со стороны регионального и федерального бюджетов, частные инвестиции российских и зарубежных компаний, а также инвестиции физических лиц (вкладывающих средства преимущественно в строительство либо приобретение недвижимости на территории города Ростова-на-Дону).

Целевая модель ресурсного обеспечения реализации Стратегии может быть сформирована как результат притока капитальных вложений, технологической модернизации предприятий (что повлечет рост налоговой базы бюджета города Ростова-на-Дону), создания новых современных производств, а также, как следствие, улучшения инвестиционного климата.

Бюджетно-налоговое обеспечение исполнения Стратегии

Налоговое регулирование в целом рассматривается как часть механизма регулирования развития экономики. Направления воздействия государства и органов местного самоуправления на деятельность субъектов налоговых отношений определяются социально-экономическими целями.

Налоговая составляющая ресурсов реализации Стратегии в перспективе будет формироваться под влиянием изменения нормативов отчисления налоговых доходов в бюджет города Ростова-на-Дону, введением новых налогов (например налога на недвижимость), что может существенно трансформировать налоговую базу и обеспеченность города Ростова-на-Дону собственными налоговыми доходами.

Бюджет города Ростова-на-Дону на 2012 год характеризуется следующими параметрами:

- прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Ростова-на-Дону в сумме 26783028,2 тыс. рублей;

- общий объем расходов бюджета города Ростова-на-Дону в сумме 28675385,2 тыс. рублей;

- прогнозируемый дефицит бюджета города Ростова-на-Дону в сумме 1892357 тыс. рублей.

Объем межбюджетных субсидий, подлежащих перечислению в областной бюджет в 2012 году, составляет 377931,9 тыс. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годов, соответственно 690795 тыс. рублей и 1045293,5 тыс. рублей.

Структура доходов бюджета города Ростова-на-Дону в сравнении с показателями 2008 года претерпела ряд изменений.

С 2008 года расширилась доля в доходной части бюджета субвенций, субсидий и иных трансфертов (доля безвозмездных перечислений увеличилась с 37,9% до 45,9% по итогам 2011 года).

По базовому для города Ростова-на-Дону налогу на доходы физических лиц рост абсолютной суммы налога составил почти 25% - с 4170882,3 тыс. рублей в 2008 году до 5046378,0 тыс. рублей в 2011 году.

В доходах бюджета города Ростова-на-Дону на 2,7% выросла доля налогов на имущество (абсолютный прирост в 2011 году к 2008 году составил 73%).

Доля доходов от использования имущества, государственная собственность на которое не разграничена и находящегося в муниципальной собственности, сократилась в рассматриваемый период почти вдвое, а доходы от продажи материальных и нематериальных активов - почти втрое.

Таким образом, относительно докризисной ситуации имеет место снижение роли доходов города Ростова-на-Дону, рост его зависимости от внешних финансовых потоков и перераспределение налогового потенциала в пользу имущественных налогов, несмотря на заметный рост налогов на доходы.

В структуре финансовой помощи бюджету города Ростова-на-Дону большее значение приобретают не дотации (направления расходования которых определяются самим городом Ростовом-на-Дону), а субсидии (долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Российской Федерации считает необходимыми).

Напряженность ресурсов можно увязать со сложившимся сегодня дисбалансом обязательств, возложенных на город Ростов-на-Дону, и объемом его ресурсного обеспечения.

Вместе с тем произошло и некоторое расширение собственно городской налоговой и неналоговой базы доходов в силу передачи городу Ростову-на-Дону части налоговых доходов, так и улучшения общеэкономической ситуации, что вылилось в расширение налоговой базы налога на доходы физических лиц. Также в стадии проработки находится введение местного налога на недвижимость.

Особая роль при формировании расходной части бюджета города Ростова-на-Дону отведена социальной политике в силу традиционно значительной доли, которую в структуре расходов бюджета города Ростова-на-Дону занимает сфера социальной защиты населения, образования, здравоохранения, а также реализация иных государственных полномочий.

Почти 2/3 расходов бюджета города Ростова-на-Дону приходится на две сферы - жилищно-коммунальное хозяйство и образование (38,7% и 24,3% соответственно).

Меньшая, однако тоже весьма значительная доля расходов направляется на социальную политику - 18,5%.

В силу сокращения расходов на здравоохранение и спорт в 2008-2011 годы доля данной статьи составила лишь 7,5%. При этом в абсолютном выражении также имело место сокращение.

К основным тенденциям динамики расходной части бюджета города Ростова-на-Дону в последние годы можно отнести:

- сокращение в 4 раза как абсолютного, так и долевого значения расходов по статье "национальная экономика";

- примерно 1,5-кратный рост расходов на сферу жилищно-коммунального хозяйства;

- почти двукратное увеличение доли расходов на социальную политику.

В 2011 году расширена сфера программно-целевого планирования и исполнения бюджета города Ростова-на-Дону (доля программных расходов достигает 94,1% в общем объеме расходов бюджета города Ростова-на-Дону).