Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2016 года N 19-пп


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.10.2012 N 608-ПП

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 30.12.2016 N 460-пп.
____________________________________________________________________


Правительство Тверской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп "О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Министерства сельского хозяйства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ






Приложение
к Постановлению Правительства
Тверской области
от 26 января 2016 года N 19-пп


"Приложение
к Постановлению Правительства
Тверской области
от 16 октября 2012 года N 608-пп

Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы


г. Тверь 2012


 Паспорт государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы

Наименование программы

Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа)

Главный администратор Программы

Министерство сельского хозяйства Тверской области

Администратор Программы

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области

Срок реализации Программы

2013 - 2018 годы

Цели Программы

1. Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем рынке.

2. Устойчивое развитие сельских территорий

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".

Подпрограмма 2 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".

Подпрограмма 3 "Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе".

Подпрограмма 4 "Устойчивое развитие сельских территорий Тверской области".

Подпрограмма 5 "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Тверской области".

Подпрограмма 6 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Тверской области".

Обеспечивающая подпрограмма

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы к 2018 году будут достигнуты следующие показатели, характеризующие состояние отрасли агропромышленного комплекса в регионе:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 121,7% к уровню 2012 года;

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 109,2% к уровню 2012 года;

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 131,7% к уровню 2012 года;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - увеличение до 134,0% к уровню 2012 года;

рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий - увеличение до 10,6%;

уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - 26,4%;

уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - 35,0%;

количество семей, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия, - 240

Плановые объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм

1. Объем финансирования Программы по годам ее реализации составит:

в 2013 году - 2014285,8 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 568749,6 тыс. руб.,

средства федерального бюджета - 1445536,2 тыс. руб.;

в 2014 году - 1640431,1 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 417865,3 тыс. руб.,

средства федерального бюджета - 1222565,8 тыс. руб.;

в 2015 году - 1967953,6 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 378339,7 тыс. руб.,

средства федерального бюджета - 1589613,9 тыс. руб.;

в 2016 году - 635939,2 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 371975,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета - 263964,2 тыс. руб.;

в 2017 году - 635939,2 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 371975,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета - 263964,2 тыс. руб.;

в 2018 году - 635939,2 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 371975,0 тыс. руб.,

средства федерального бюджета - 263964,2 тыс. руб.


2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в разрезе подпрограмм:

подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства":

в 2013 году - 392182,0 тыс. руб.;

в 2014 году - 385190,0 тыс. руб.;

в 2015 году - 445617,0 тыс. руб.;

в 2016 году - 176059,9 тыс. руб.;

в 2017 году - 176059,9 тыс. руб.;

в 2018 году - 176059,9 тыс. руб.;

подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства":

в 2013 году - 1305971,2 тыс. руб.;

в 2014 году - 1021573,2 тыс. руб.;

в 2015 году - 1335183,9 тыс. руб.;

в 2016 году - 319440,4 тыс. руб.;

в 2017 году - 319440,4 тыс. руб.;

в 2018 году - 319440,4 тыс. руб.;

подпрограмма "Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе":

в 2013 году - 27542,1 тыс. руб.;

в 2014 году - 18038,7 тыс. руб.;

в 2015 году - 40404,0 тыс. руб.;

в 2016 году - 10571,4 тыс. руб.;

в 2017 году - 10571,4 тыс. руб.;

в 2018 году - 10571,4 тыс. руб.;

подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Тверской области":

в 2013 году - 90246,9 тыс. руб.;

в 2014 году - 91805,4 тыс. руб.;

в 2015 году - 19220,0 тыс. руб.;

в 2016 году - 7921,0 тыс. руб.;

в 2017 году - 7921,0 тыс. руб.;

в 2018 году - 7921,0 тыс. руб.;

подпрограмма "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Тверской области":

в 2013 году - 140109,8 тыс. руб.;

в 2014 году - 62844,6 тыс. руб.;

в 2015 году - 69874,1 тыс. руб.;

в 2016 году - 66601,8 тыс. руб.;

в 2017 году - 66601,8 тыс. руб.;

в 2018 году - 66601,8 тыс. руб.;

подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Тверской области":

в 2013 году - 0,0 тыс. руб.;

в 2014 году - 1061,0 тыс. руб.;

в 2015 году - 2365,8 тыс. руб.;

в 2016 году - 883,4 тыс. руб.;

в 2017 году - 883,4 тыс. руб.;

в 2018 году - 883,4 тыс. руб.;

обеспечивающая подпрограмма:

в 2013 году - 58233,8 тыс. руб.;

в 2014 году - 59918,2 тыс. руб.;

в 2015 году - 55288,8 тыс. руб.;

в 2016 году - 54461,3 тыс. руб.;

в 2017 году - 54461,3 тыс. руб.;

в 2018 году - 54461,3 тыс. руб.

Раздел I Общая характеристика сферы реализации Программы


 Подраздел I Общая характеристика сферы реализации Программы и прогноз ее развития


1. Агропромышленный комплекс (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются одними из основных секторов экономики Тверской области, формирующих агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Тверской области. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства.

2. За последние годы во многом благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации действовавшей в 2009 - 2012 годах долгосрочной целевой программы Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 287-па, региону удалось достичь ряда положительных результатов в развитии сельского хозяйства.

3. За период 2008 - 2012 годов, несмотря на экономический кризис 2008 - 2009 годов и неблагоприятный по погодным условиям (засуха) 2010 год, наблюдался ежегодный рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах). В целом за данный период объем производства сельскохозяйственной продукции в регионе составил 96,9 млрд. руб.

4. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году составил 92,8% к уровню 2011 года, в том числе индекс производства продукции животноводства - 96,5%, продукции растениеводства - 87,4%. В 2012 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 21,89 млрд. руб., в том числе животноводства - 13,858 млрд. руб., растениеводства - 8,032 млрд. руб. Доля продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства региона по итогам 2012 года занимает 63,3%, растениеводства - 36,7%.

5. Актуальным для Тверской области является вопрос расширения объемов посевных площадей за счет ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель. Начиная с 2008 года в хозяйствах всех категорий Тверской области удалось сохранить тенденцию увеличения посевных площадей: если в 2008 году объем посевных площадей в хозяйствах всех категорий составлял 571,6 тыс. га, то в 2012 году - 643,7 тыс. га. Таким образом, за четыре года в сельскохозяйственный оборот введено неиспользуемых пахотных земель в объеме 72,1 тыс. га. Следует отметить, что в последние годы в Тверской области сельскохозяйственными товаропроизводителями под посев сельскохозяйственных культур фактически используется только 48,0% площадей пашни, площадь которой составляет 1372,7 тыс. га.

6. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, ежегодно составляет 16%. Использование на посев семян высших репродукций позволяет получить более высокую урожайность сельскохозяйственных культур без дополнительных затрат, увеличить валовое производство сельскохозяйственных культур, обеспечить животноводство кормами, перерабатывающую промышленность сырьем и в целом укрепить экономику региона.

7. Тверская область, которая многие десятилетия была лидером по посевным площадям и производству льноволокна в России, продолжает оставаться в числе крупнейших льносеющих регионов. На региональном уровне уделяется большое внимание развитию льноводства, принимаются все возможные меры для того, чтобы сохранить льняной комплекс и обеспечить его дальнейшее развитие.

8. Ведущую роль в сельскохозяйственном производстве Тверской области играет животноводство, оставаясь решающей составляющей финансовой устойчивости абсолютного большинства сельскохозяйственных предприятий. За период 2008 - 2012 годов объем производства мяса скота и птицы (на убой в живом весе) увеличился в 1,6 раза и составил в 2012 году - 116,3 тыс. тонн (2007 год - 71,2 тыс. тонн).

9. В последние годы за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов одними из самых быстроразвивающихся подотраслей животноводства стали птицеводство и свиноводство. За 2008 - 2012 годы во всех категориях хозяйств поголовье птицы увеличилось в 1,6 раза и в 2012 году составило 3934,2 тыс. голов, поголовье свиней увеличилось на 48% и в 2012 году составило 169,1 тыс. голов.

10. В 2012 году на территории Тверской области сложилась неблагоприятная эпизоотическая обстановка в связи с распространением африканской чумы свиней (далее - АЧС). Всего по области было зарегистрировано 20 очагов АЧС. В очагах АЧС и первой угрожаемой зоне уничтожено полностью и отчуждено в общей сложности 36 тыс. голов свиней. Пострадали личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные организации. Вследствие АЧС поголовье свиней в 2012 году к уровню 2011 года во всех категориях хозяйств сократилось на 20,0%, в сельскохозяйственных организациях - на 14,1%, в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах - на 67,6%.

11. На протяжении пяти последних лет производство мяса птицы удерживает лидирующие позиции. По итогам 2012 года его доля в объеме мясных ресурсов региона составила 49,4% в убойном весе, удельный вес говядины в мясном потенциале области составил 17%, доля свинины - 32,4%. В сельхозпредприятиях региона концентрируется 90% производства скота и птицы, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 1,5% от общего объема производства, на хозяйства населения - 8,5%.

Наряду со скороспелыми отраслями (свиноводством и бройлерным птицеводством) формируется специализированное мясное скотоводство.

12. В отрасли животноводства актуальными вопросами являются снижение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и, как следствие, сокращение объемов производства молока во всех категориях хозяйств. Начиная с 2009 года ежегодное сокращение объемов производства молока составляет порядка 7%, сокращение поголовья КРС - около 8%. Это связано с перепрофилированием сельскохозяйственного производства области на скороспелые отрасли животноводства, такие, как свиноводство и птицеводство, что привело к изменению структуры поголовья сельскохозяйственных животных.

13. Многие достижения в отрасли АПК Тверской области стали возможны в рамках инвестиционных проектов, реализация которых в большинстве своем осуществляется с привлечением кредитных ресурсов. Немалое значение уделяется снижению нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей при привлечении ими кредитных средств на развитие сельского хозяйства Тверской области. Объем привлечения кредитов на развитие сельского хозяйства региона в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 5,4 раза.

14. Активно пользуются привлечением кредитов и малые формы хозяйствования (далее - МФХ). Объем субсидируемых кредитных ресурсов, привлеченных личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 1,3 раза.

15. Вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в общий объем производства продукции сельского хозяйства региона по итогам 2012 года составляет 44,7% (доля продукции растениеводства, произведенной МФХ, составляет 76,7%, продукции животноводства - 27,1%).

Крестьянские (фермерские) хозяйства пользуются всеми видами господдержки наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями области.

16. Одним из приоритетов комплексного развития АПК Тверской области по-прежнему является создание условий для комфортного проживания граждан на селе. Тверская область принимала участие в реализации большинства мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности). Всего за 2008 - 2012 годы введено и приобретено жилья 61,2 тыс. кв. м, введено в эксплуатацию 183,11 км газораспределительных и газовых сетей, 65,55 км водопроводных сетей. Это делает более комфортной и привлекательной жизнь на селе и создает условия для привлечения и закрепления молодежи для работы в сельскохозяйственной отрасли.

17. Привлечению кадров для работы в сельскохозяйственной отрасли способствует реализация Закона Тверской области от 10.01.2003 N 03-ЗО "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области", за 2004 - 2012 годы в сельскохозяйственные организации Тверской области трудоустроилось 772 молодых специалиста. Из числа трудоустроенных молодых специалистов доля с высшим образованием составляет 44,6%, со средним профессиональным образованием - 47,0%, с начальным профессиональным образованием - 8,4%. В 2012 году из средств областного бюджета Тверской области поддержку получили 342 молодых специалиста. Всего на материальную поддержку молодых специалистов, трудоустроившихся в 2004 - 2012 годах, из областного бюджета было выделено 113 млн. рублей, в том числе в 2012 году - 26,25 млн. рублей.

18. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей региона самым насущным является вопрос хранения, переработки и сбыта продукции. Именно отсутствие сбыта по приемлемой цене не дает возможности нормального функционирования и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства.

19. С целью решения вопроса организации сбыта произведенной сельхозпродукции в Тверской области регулярно проводятся ярмарки выходного дня, на которых сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность реализовать свою продукцию без посредников. Предоставление торговых мест на ярмарках осуществляется в упрощенном порядке и бесплатно. Однако данной меры недостаточно для того, чтобы обеспечить реализацию продукции в полном объеме по приемлемым для сельскохозяйственных товаропроизводителей ценам.


Подраздел II Результаты анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы


20. Результатами анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы является установление:

а) положительного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы в виде событий или условий, предоставляющих дополнительные возможности или преимущества для функционирования организации в сфере реализации Программы (потенциальный ресурс сферы реализации Программы);

б) отрицательного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы в виде событий или условий, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие для функционирования организации в сфере реализации Программы (потенциальное ограничение сферы реализации Программы).

21. К потенциальному ресурсу сферы реализации Программы:

а) обусловленному внешней средой, относятся:

реализация мер государственной поддержки в предыдущие годы в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол N 2 от 21.12.2005), и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446;

наличие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, определяющей приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства Российской Федерации на восьмилетний период;

сохранение объемов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

реализация Правительством Российской Федерации мер по адаптации агропромышленного комплекса к условиям Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и по нейтрализации рисков в связи с присоединением к ВТО;

реализация Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации";

б) обусловленному внутренней средой, относятся:

расположение Тверской области между Москвой и Санкт-Петербургом;

наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

эффективное взаимодействие с сельскохозяйственными товаропроизводителями Тверской области, оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

22. К потенциальному ограничению сферы реализации Программы:

а) обусловленному внешней средой, относятся:

рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

изменение конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающие в связи с этим ценовые колебания;

снижение уровня таможенно-тарифной защиты в рамках присоединения к ВТО;

размещение Тверской области в зоне рискованного земледелия, что может привести к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров;

б) обусловленному внутренней средой, относятся:

отсутствие в полном объеме финансовых средств для реализации всех мероприятий Программы;

ограниченность полномочий Министерства сельского хозяйства Тверской области для полномасштабного воздействия на развитие ситуации в сельскохозяйственном производстве и переработке, поскольку сельскохозяйственные товаропроизводители являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.

23. С учетом текущего состояния агропромышленного комплекса Тверской области, его потенциальных возможностей и перспектив развития необходимо выделить ряд основных направлений:

а) развитие молочно-мясного животноводства, включая производство молока и мяса и продуктов их переработки;

б) развитие растениеводства, включая льноводство, его глубокую переработку и производство конечной продукции из льна;

в) развитие сельскохозяйственной кооперации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»