Осуществление оптимистичного сценария позволяет сформулировать "инновационные условия устойчивого развития", которые заключаются в последовательном учете при планировании и реализации развития экономики и социальной сферы экологических факторов. Они могут быть реализованы только в условиях развитого постиндустриального общества, в котором высокое качество жизни достигается на основе развитой высокотехнологичной экономики.
Основными принципами инновационного устойчивого развития являются:
- создание и соблюдение экологических стандартов в управлении городом не только по отношению к бизнесу, но также и к местной, региональной и федеральной власти;
- использование экологической политики в территориальном размещении предприятий всех форм собственности;
- решение проблем транспортной доступности и адекватного развития инфраструктуры в условиях естественной монополии обслуживающих компаний в рамках территориального планирования в соответствии с генеральным планом Владивостокского городского округа;
- формирование на территории города инвестиционных промышленных площадок для международного бизнеса;
- административная, юридическая и инфраструктурная поддержка перспективных секторов промышленности и сферы услуг;
- поддержка высшего профессионального образования по перспективным инновационным направлениям с обязательным публичным контролем качества образования;
- пересмотр функций города с точки зрения обеспечения военного присутствия с обоснованием необходимости размещения военных баз со стороны МО РФ;
- поддержка малого предпринимательства и отстаивание его интересов на краевом и федеральном уровнях;
- создание современного гостиничного и туристического бизнеса.
"Инновационные условия устойчивого развития" Владивостока могут быть реализованы, если в основу оптимистичного сценария положена идея развития города как объекта, растущего на основе идеологии комплексного управления прибрежной зоной (КУПЗ), предполагающей разработку нового экономико-правового механизма гармонизации в условиях рыночного хозяйства многочисленных интересов федеральной, региональной и городской властей; противоречивых интересов людей, проживающих и прибывающих в город с разнообразными целями (в том числе получения образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения и разнообразных видов туризма), прибрежных и морских природопользователей: рыбного, транспортного (автомобильного, морского, железнодорожного, трубопроводного, портового) бизнеса, промышленного и сельскохозяйственного развития прибрежной зоны, рекреационного потенциала, заповедных зон и др.
КУПЗ определяется как непрерывный и динамичный процесс разработки и выполнения скоординированной стратегии (программы) развития прибрежной зоны, проводимый на государственном уровне с участием всех заинтересованных сторон и реализуемый посредством создания механизма (организационно-правовых рамок и процедур), который на основе управленческих стратегий и методов устанавливает официальный подход к выделению и распределению природных, социокультурных и институциональных ресурсов прибрежной зоны в целях обеспечения оптимального сочетания (интеграции) отраслевых планов развития в прибрежной зоне между собой и с задачами сохранения окружающей среды и природных ресурсов.
КУПЗ исходит из взаимосвязности видов прибрежного (морского) природопользования и окружающей среды, на которую они потенциально воздействуют, и предназначено преодолеть фрагментарность, присущую отраслевому подходу к управлению. КУПЗ имеет многоцелевую ориентацию и основывается на системном подходе, это процесс, продолжающийся в течение значительного промежутка времени в определенных пространственных границах. КУПЗ анализирует участие сторон в развитии побережий, конфликтное использование ресурсов, взаимосвязь природных процессов и человеческой деятельности, способствует связям и межотраслевой гармонизации прибрежной и морской деятельности.
КУПЗ предусматривает разработку, обновление и усиление средств нормативного регулирования; совершенствование схем районирования, направленное на разделение прибрежной зоны на участки, предназначенные для определенного использования и видов деятельности; разработку управленческих программ, направленных на развитие конкретных ресурсов или конкретных участков побережья, восстановление поврежденных ресурсов, решение проблем береговой линии; создание программ поощрения новых видов экономической деятельности в прибрежной зоне и др.
Важнейшим поддерживающим направлением развития Владивостока как объекта КУПЗ является развитие его как центра развития информационных технологий, коммуникаций и связи. Современная эпоха постиндустриального (информационного) общества, в которую вступили развитые страны, характеризуется широким внедрением информационных технологий в сферы материального и нематериального производства.
Владивосток обладает научным, образовательным и технологическим потенциалом в области развития информационных технологий. Значительный потенциал телекоммуникационной инфраструктуры города, а также формирование отраслей, связанных с производством, обработкой и транспортировкой информационных ресурсов, являются предпосылками для развития информационных технологий во Владивостоке. Наличие в городе специалистов по информационным технологиям, интенсивный рост их профессионального уровня позволяют говорить о развитии информационных технологий в городе как об одной из наиболее перспективных точек роста Владивостока.
Переход к информационному обществу означает создание в городе информационных ресурсов, включающих интегрированные базы знаний и данных, технологии обеспечения прозрачного доступа к информационным ресурсам, высокий уровень развития систем телекоммуникаций.
Технологии, в основе которых лежат новые средства коммуникации, обработки информации и вычислительной техники предоставляют Владивостоку беспрецедентные возможности для развития производства и повышения качества жизни населения, используя которые можно вывести город на качественно новый уровень развития. Аналогом такого направления развития является город Сингапур.
Оптимистичный сценарий адекватен необходимости преодоления вызовов и рисков развития города на основе максимального использования его стратегических преимуществ.
Вместе с тем, развитие Владивостока по данному сценарию может рассматриваться только в длительной перспективе, что связано с необходимостью преодоления большого числа рисков и ограничений.
В частности, развитие новых высокотехнологичных производств требует высокой квалификации работников, открытия и развития новых специальностей в высших и средне специальных учреждениях, что имеет временной шаг от 5 до 10 лет в случае подготовки таких специалистов во Владивостоке.
Активное развитие международных связей как в направлении туристическо-рекреациошюй деятельности, так и в области экспорта образовательных и медицинских услуг требует существенного улучшения криминогенной обстановки.
Таким образом, основные элементы оптимистичного сценария:
1. Базовая градообразующая экономика - это индустрия гостеприимства. В туристическом, гостиничном, ресторанно-развлекательном, экскурсионном и спортивно-рекреационном секторах должно создаваться не менее половины ВРП городского округа.
2. Направление капитализации имущественных активов Владивостока должно сменить направление - с капитализации индустриальных объектов на капитализацию культурных и образовательных ресурсов.
3. Основные отличительные признаки - "индивидуализация и позиционирование города" - должны продвигаться на рынок через систему экспорта услуг здравоохранения и образования (экономика социальной культуры и гражданского общества) и импорта новых технологий и людей, являющихся их носителями.
4. Главный приоритет власти и органов местного самоуправления - обеспечение правопорядка, безопасности, защита гражданских прав населения и справедливой конкуренции бизнеса.
5. Консолидация усилий гражданского общества, социальных институтов и всех форм самоорганизации населения должна осуществляться вокруг идеи самоидентичности Владивостока как стратегически значимой части России и одновременно европейского города в АТР.