Большинство планов и программ социально-экономического развития (СЭР) Владивостока прошедших лет предлагали тот или иной путь развития либо как идеологическую норму (либеральную или госплановскую в зависимости от времени создания), либо как технократический набор проектов и программ разного уровня подчинения (чаще федерального, например, ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье").
Самая большая слабость таких подходов - не совсем точное представление об интересах участников процесса развития Владивостока: крупного, среднего и малого бизнеса, жителей города, представителей власти разного уровня и гражданского общества.
В 90-х годах преувеличивалась эффективность рынка и игнорировалась важность формирования рыночных институтов, в период до распада СССР и в некоторых нынешних подходах преувеличивается эффективность государственного вмешательства, и вновь отодвигается на второй план важность качественных рыночных институтов.
Анализ партийных программ, их разделов, направленных на развитие Владивостока, дает мало различий по декларируемым целям, особенно в период избирательных кампаний. Все программы признают имеющиеся проблемы и трудности и обещают их решить. Почти не анализируются проблемы создания общественных коалиций в поддержку реализации стратегии развития города, предстоящих трудных реформ, фактор времени, необходимые договоренности между социальными силами и прочее. Поэтому для разработки и реализации стратегического плана Владивостока необходим анализ объективно существующих групп интересов, а не программ партий.
Мы предполагаем, что жители города понимают, что хотя Владивосток находится в некоторых сферах экономики на этапе относительного подъема, но на подъеме из очень тяжелого кризиса, затронувшего все сферы жизни горожан, экономики и государственного управления. Поэтому необходимым представляется развитие всех трех основных направлений: гражданского общества, бизнеса и власти, рассматриваемая как единая задача.
Нельзя вывести вперед одну сферу без адекватного прогресса в остальных. Поэтому развитие Владивостока зависит от возможности создания устойчивой общественной коалиции, включающей осознание неизбежности определенных компромиссов, уступок и компенсаций между слоями и группами, составляющими всех проживающих в городе, и всех тех от кого зависит развитие города и находящихся за его пределами.
Сложнейшая структура общества, огромная неравномерность развития, социальное неравенство обуславливают различие интересов социальных слоев, групп интересов. Анализ показывает трудность формирования коалиции для развития Владивостока, которая дает выход всем социальным силам общества горожан, но может одновременно предполагать и самоограничение интересов тех или иных групп.
Первоначальные общественные коалиции (легко формируемые) могут давать стратегические планы, уводящие Владивосток по более "легкому" пути (первоначально), сценарии инерционный и отчасти реалистичный, которые не решают проблем развития города в целом и создают повышенные риски для устойчивости в случае внешних шоков.
Комплексная стратегия развития, учитывающая создание устойчивой общественной коалиции и ориентированная на достижение долгосрочных целей в социально-экономической сфере Владивостока, и созданный на ее основе стратегический план дают возможность перехода к нормальному развитию города, которым не смогли воспользоваться наши предшественники.
Во Владивостоке ведущие представители региональной и муниципальной властей, политических партий, финансовой и интеллектуальной элиты, бизнеса, определяющие и озвучивающие свои интересы и пытающиеся сделать это для всех жителей, в общем, едины в желании видеть наш город развивающимся и процветающим, что совпадает с мнением горожан, полученном в процессе обследования на первом этапе исследования.
Поэтому стратегический план развития Владивостока должен быть комплексным, учитывающим реалистический и оптимистический сценарии развития или их комбинацию.
Реализация стратегического плана зависит от многих факторов, в частности, от осознания городскими элитами логики развития, состояния общества, экономики и власти, установления адекватных целей и способов их достижения.
Для решения такой сложной задачи в полном объеме необходимо решение следующих вопросов:
1. Недостаточно ресурсов,
2. Большие различия в интересах общественных групп,
3. Интеллектуальные сложности,
4. Мало времени, не более 10 - 15 лет, пока дееспособным является поколение жителей, успевших получить относительно качественное образование, и сохраняется разница между человеческим капиталом жителей Владивостока и жителями его городов-конкурентов в России, а также в КНР, Республике Корея и других странах.
Властям Владивостока предстоит также решить проблемы формирования нового образа жизни жителей города, бороться с коррупцией, решать демографическую проблему, создавать условия для инновационного развития и развития легального среднего и малого бизнеса и др.
Многие из этих проблем не решались в течение последних 20 лет или не становились приоритетными в условиях социально-экономического кризиса и надежды на автоматическое решение всех проблем рынком.
Рисками и ограничениями развития города являются:
1. Относительно высокая, но все же недостаточная рождаемость при высокой смертности, приводящая к снижению численности постоянного населения;
2. Уже сейчас бизнесы испытывают нехватку квалифицированных кадров, адекватной замены выбывающим по возрасту профессионалам не поступает;
3. Высокий уровень техногенной нагрузки на окружающую среду: загрязнение океана, воздуха, почв и водных источников промышленными предприятиями является фактором риска для здоровья и благополучия города и фактором оттока населения;
4. К острым проблемам развития города относятся: дефицит финансовых средств, низкая бюджетообеспеченность, сравнительно низкие заработные платы, слабость гражданского общества, отток молодежи и квалифицированных кадров;
5. Наркомания в молодежной среде, молодежная преступность, пивной алкоголизм, проявления неприязни к иностранцам;
6. Ограничением для развития малого бизнеса является отсутствие системы непрерывного бизнес-образования и неразвитость предпринимательских качеств, "иждивенческое сознание" у части населения;
7. Угрозой является высокий износ жилищного фонда и ухудшающееся состояние инженерных сетей, особенно электро-, тепловых, водопроводных и канализационных.
Определенные надежды на реализацию стратегического плана Владивостока были основаны на изменении финансового положения России в лучшую сторону в период до 2008 г., когда появились финансовые возможности реализации крупных инвестиционных проектов (например, проведения саммита АТЭС в 2012 г.).
С другой стороны, если бизнес быстрее подстраивается под меняющиеся внешние условия и готов участвовать в реализации плана, то слабость общественного процесса принятия решений заключается в том, что в этом случае большая ответственность за выбор приоритетов возлагается на бюрократические процедуры и власть.