ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 года N 1281-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2015 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 24.06.2016 N 576-П, от 20.12.2016 N 1186-П, от 10.08.2017 N 815-П)
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2015 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта").
2. Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (Карпова Е.В.):
2.1. обеспечить реализацию "дорожной карты";
2.2. осуществлять мониторинг реализации "дорожной карты" в соответствии с установленными сроками.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 года N 421-П "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2014 - 2018 годы)".
4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 24.06.2016 N 576-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2015 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П, от 10.08.2017 N 815-П)
1. Реализация плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе (2015 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Для полного удовлетворения потребностей несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:
2.1. недостаточная доступность услуг, предоставляемых отдельными организациями социального обслуживания.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) отсутствуют такие организации социального обслуживания, как специальный дом-интернат, психоневрологический интернат, дом-интернат для умственно отсталых детей, реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисный центр помощи женщинам, центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий; дом ночного пребывания.
Вместе с тем среди населения автономного округа достаточно востребованы услуги психоневрологических домов-интернатов, домов-интернатов для умственно отсталых детей, а также реабилитационных центров для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с отсутствием таких организаций социального обслуживания на территории автономного округа граждане направляются в организации социального обслуживания Тюменской, Курганской и Рязанской областей на основании заключенных государственных контрактов (договоров);
2.2. дефицит квалифицированных кадров в сфере социального обслуживания, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда.
В 2013 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы социальных работников составил 39,1 тыс. рублей, в 2014 году - 44,2 тыс. рублей.
На конец 2013 года среднесписочная численность социальных работников сферы социального обслуживания составляла 235 человек (без учета внешних совместителей), на конец 2014 года - 245,5 (без учета внешних совместителей);
2.3. несоответствие зданий, в которых расположены государственные организации социального обслуживания, находящиеся в ведении автономного округа (далее - государственные организации социального обслуживания автономного округа), требованиям СанПиН и нормам пожарной безопасности, что, безусловно, не позволяет предоставлять качественные социальные услуги.
Причина данной проблемы прежде всего в том, что только 10% зданий от всех, в которых расположены государственные организации социального обслуживания автономного округа, были специально построены для указанных организаций, в остальных случаях располагаются в приспособленных помещениях.
30% от всех государственных организаций социального обслуживания автономного округа расположены в деревянных зданиях и, как следствие, имеют высокую степень пожароопасности. Среди государственных организаций социального обслуживания автономного округа с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста, инвалидов и детей данный показатель составляет 50%.
Более 35% зданий государственных организаций социального обслуживания автономного округа имеют свыше 50% износа. Учитывая высокую степень износа основных фондов в сфере социального обслуживания, можно констатировать наличие наметившейся тенденции кризисности в состоянии основного капитала.
В таких условиях проблематично обеспечить достаточную степень комплексной безопасности на объектах социального обслуживания населения;
2.4. недостаточное количество негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги населению автономного округа.
3. Целями "дорожной карты" являются:
3.1. совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3.2. оптимизация структуры и штатной численности государственных организаций социального обслуживания автономного округа путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных государственных организаций социального обслуживания автономного округа в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
3.3. повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников государственных организаций социального обслуживания автономного округа до 100% от средней заработной платы в автономном округе;
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)
3.4. укрепление материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания автономного округа;
3.5. развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги;
3.6. предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, возможности выбора поставщика социальных услуг, в том числе из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
3.7. достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики автономного округа.
(пп. 3.7 введен постановлением Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
4.1. подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания и выявления существующих проблем в отрасли;
4.2. новая законодательная и нормативная правовая основа регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения;
4.3. оптимизация структуры сети и штатной численности государственных организаций социального обслуживания автономного округа на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций;
4.4. доведение уровня оплаты труда социальных работников государственных организаций социального обслуживания автономного округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2018 году до 100% средней заработной платы по автономному округу;
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)
4.5. доведение уровня оплаты труда педагогических работников государственных организаций социального обслуживания автономного округа, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в 2016 году до 100% средней заработной платы по автономному округу;
(пп. 4.5 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)
4.6. повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
- реализации перспективной региональной схемы размещения государственных организаций социального обслуживания автономного округа;
- укрепления материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания автономного округа для граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставляющих социальные услуги в форме стационарного и полустационарного обслуживания в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;
- привлечения негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
- развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе института "социальной семьи" для граждан пожилого возраста и инвалидов;
4.7. обеспечение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики автономного округа.
(пп. 4.7 введен постановлением Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)
5. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты":
N п/п | Наименование контрольного показателя | Единица измерения | Справочно | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
2013 год (факт) | 2014 год (факт) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Доля граждан, получивших социальные услуги, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг к поставщикам социальных услуг | % | 99,0 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,95 | 100 |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П) | ||||||||
2. | Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому | тыс. чел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(п. 2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П) | ||||||||
3. | Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание | тыс. чел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(п. 3 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П) | ||||||||
4. | Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий | тыс. чел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(п. 4 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П) | ||||||||
5 - 6. | Утратили силу. - Постановление Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П | |||||||
7. | Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой в автономном округе | % | 54,2 | 59,2 | 67,5 | 79,6 | 80,0 | 100,0 |
(п. 7 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 10.08.2017 N 815-П) | ||||||||
8. | Соотношение средней заработной платы педагогических работников государственных организаций социального обслуживания автономного округа, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, со средней заработной платой в автономном округе | % | 65,8 | 87,5 | 89,8 | 98,8 | 100,0 | 100,0 |
(п. 8 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 10.08.2017 N 815-П) | ||||||||
9. | Утратил силу. - Постановление Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П | |||||||
10. | Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организациях социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организациях, предоставляющих социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в государственных организациях социального обслуживания автономного округа всех форм собственности | % | 0,5 | 2,0 | 7,1 | 13,1 | 13,1 | 13,5 |
(п. 10 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П) | ||||||||
11. | Удельный вес зданий государственных организаций социального обслуживания автономного округа, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме гражданам пожилого возраста, инвалидам (взрослым и детям), лицам без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий государственных организаций социального обслуживания автономного округа и негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме гражданам пожилого возраста, инвалидам (взрослым и детям), лицам без определенного места жительства и занятий | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12. | Удельный вес негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, от общего количества организаций всех форм собственности | % | 5,3 | 15,0 | 15,0 | 16,7 | 16,7 | 18 |
(п. 12 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П) |