РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2009 года N 60-745
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
(в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)
На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с распоряжением администрации города Мурманска от 30.01.2008 N 38-Р "О создании рабочей группы по подготовке среднесрочного плана социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы", в целях улучшения качества жизни населения города и повышения эффективности муниципального управления по основным приоритетным направлениям социально-экономического развития города, руководствуясь статьями 14, 45 Устава муниципального образования город Мурманск, Совет депутатов города Мурманска решил:
1. Утвердить:
1.1. "Комплексный план социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы" согласно приложению N 1.
1.2. План мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности Комплексного плана социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы согласно приложению N 2.
1.3. Перечень целевых программ муниципального образования город Мурманск, разработанных в рамках реализации Комплексного плана социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы согласно приложению N 3.
(п. 1 в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)
2. Настоящее решение опубликовать в газете "Вечерний Мурманск".
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Мурманска по экономической политике и хозяйственной деятельности.
(п. 4 в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)
Глава
муниципального образования
город Мурманск
М.Ю.САВЧЕНКО
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)
План социально-экономического развития города Мурманска на период 2009 - 2011 годы является документом, определяющим основные перспективы и направления сохранения и развития социального потенциала города Мурманска на среднесрочную перспективу. План разработан рабочей группой, созданной по распоряжению администрации города Мурманска от 30.01.2008 N 38-Р, в которую вошли специалисты всех основных структурных подразделений администрации г. Мурманска. При разработке Плана использовался опыт создания планов и программ развития других российских городов (Екатеринбург, Красноярск, Самара, Ижевск, и др.). При разработке Плана учитывались разработанные и утвержденные ранее документы, в частности, муниципальные целевые программы, направленные на развитие социальной инфраструктуры города Мурманска. Использовались документы долгосрочного стратегического планирования, а именно, Концепция стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года.
В экономической науке существуют различные определения понятия "план". Разработчики придерживаются следующего его толкования: план - форма регулирования и управления социально-экономическими процессами на разных уровнях национальной экономики. Различаются: текущее планирование, перспективное и целевое планирование. В нашем случае идет речь о перспективном среднесрочном целевом планировании на муниципальном уровне. Перспективы развития города, возможности развития и сохранения социального потенциала конкретизируются в Плане через выделение основных плановых направлений, а именно: развитие социальной инфраструктуры города, повышение качества городской среды и улучшение жизнедеятельности людей, сохранение и развитие социального благополучия.
Основная идея данного Плана состоит в том, чтобы дать оценку сегодняшнего социально-экономического состояния города, определить основные направления деятельности муниципалитета для его развития и осуществлять мониторинг изменений по данным направлениям. С этой целью была разработана система соответствующих параметров (индикаторов), которые не только дают оценку результативности плановых мероприятий, но и показывают эффективность управления городом. Поскольку действия местной власти должны быть прежде всего понятны населению, разработчики Плана стремились к тому, чтобы все используемые индикаторы оценки эффективности были просты, открыты и прозрачны с точки зрения прежде всего соотношения критериев результативности и эффективности использования средств бюджета. По сути, такой План позволяет сделать механизм управления города максимально открытым, показывает и широким кругам городской общественности, и бизнес-сообществу не только основные направления вложения средств бюджета города, но и эффективность их использования, дает оценку результативности работы муниципальных органов власти.
Основной целью Плана является улучшение качества жизни населения города Мурманска за счет повышения уровня и объема оказываемых муниципальных услуг, укрепления социальной инфраструктуры города и развития городской среды.
В качестве основных задач, обеспечивающих достижение основной цели, выступают:
- Повышение качества и расширение спектра социальных услуг, оказываемых населению города муниципальными органами власти;
- Развитие и укрепление социальной инфраструктуры города: техническое переоснащение и модернизация муниципальных объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
- Повышение качества городской среды, условий жизнедеятельности людей, позволяющих сформировать более благоустроенную и безопасную среду обитания;
- Снижение негативного воздействия человеческого фактора на окружающую среду, сохранение ее целостности, принятие мер по восстановлению природных объектов.
Современная социально-экономическая ситуация в городе Мурманске достаточно стабильна и характеризуется рядом позитивных тенденций. За период с 2005 по 2007 гг. рост промышленного производства составил 103,5 %, растут доходы населения, прежде всего за счет роста реальной заработной платы, которая увеличилась за этот период на 30,7 %, наметились позитивные изменения показателей, характеризующих качество жизни людей в городе.
Город Мурманск - административный центр Мурманской области. Основан 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. Возникновение Мурманска связано со строительством железной дороги и морского порта. Территория города занимает 0,15 тысячи квадратных километров, в том числе часть акватории Кольского залива. По своим климатическим условиям регион приравнен к территориям Крайнего Севера.
Мурманск является самым крупным городом за Полярным кругом. По состоянию на начало 2008 года в столице Заполярья проживает 314,7 тыс. человек (37 % жителей Мурманской области). Плотность населения превышает 2 тыс. человек на 1 квадратный километр.
Мурманск - один из центров Баренцева Евроарктического региона, в который входят северные области России, Норвегии, Финляндии и Швеции.
Современный Мурманск - развитый индустриальный, деловой, научный и культурный центр. В городе сосредоточена основная часть финансово-кредитных учреждений, страховых компаний, объектов социальной и рыночной инфраструктуры регионального значения.
Город Мурманск располагает крупным научно-исследовательским потенциалом, современной и высокоразвитой системой образования. Совместно с высшими учебными учреждениями научная и исследовательская деятельность осуществляется Морским биологическим и Полярным геофизическим институтами Кольского научного центра Российской Академии наук, ФГУП НИИ "Моргеофизика", Полярным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО).
Город Мурманск отличается уникальным экономико-географическим положением. Он расположен на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 километрах от выхода в Баренцево море. Мурманский порт, располагающий атомными ледоколами, является ключевым в развитии всей транспортной системы Севера России. Здесь берет начало Северный морской путь - единственная транспортная магистраль, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и транзит из Атлантики в Тихий океан.
В сфере материального производства основная доля продукции в городе, свыше 68 %, создается предприятиями рыбодобывающей, пищевой промышленности и 15 % энергетики.
Город играет заметную роль в экономике России, обеспечивая значительную часть потребности национального рынка в рыбной продукции и транспортных услугах.
По транспортной доступности Мурманск занимает 8 место после Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ростова-на-Дону, Краснодара, Сочи и Новороссийска. Город связан регулярными авиарейсами, железной и автомобильной дорогами с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, а также Финляндии и Норвегии. На долю мурманского порта приходится восьмая часть суммарного грузооборота портового комплекса Северо-Западного бассейна и пятая часть рыбодобычи страны.
Наличие транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта с прямым выходом на международные морские торговые пути, близость границы с высокоразвитыми странами Северной Европы, преобладание экспортно ориентированных производств на территории области, нефтегазовых месторождений - все эти факторы являются предпосылками устойчивого развития города Мурманска как крупнейшего транспортного узла Северо-Запада России. Таким образом, Мурманск обладает уникальными преимуществами, позволяющими городу стабильно развиваться и повышать качество жизни населения.
В отраслевой структуре промышленности города преобладает пищевая промышленность, которая составляет 60 % пищевой промышленности области. Мурманск - морской город, что отразилось на его промышленном развитии как рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего центра области. Сегодня Мурманск обеспечивает 90 % рыбодобычи области и ее рыбопереработки. Ежегодно объем вылова рыбы, включая добычу морского зверя и морепродуктов, составляет более 500 тыс. тонн, объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы - более 400 тыс. тонн в год. Наряду с рыбной промышленностью, которая по-прежнему является ведущей отраслью промышленности города, динамично развиваются мясная, хлебопекарная и мукомольно-крупяная.
Помимо пищевой промышленности в городе также развиты металлообработка, судоремонт, электроэнергетика, строительная деятельность.
В транспортном комплексе наибольший объем перевозки грузов приходится на железнодорожный транспорт (более 77 % общего объема, перевезенного всеми видами транспорта), ежегодно этот показатель составляет более 27 млн. т. Объем перевозок морским транспортом составил в 2007 году около 7,7 млн. тонн. Доля грузоперевозок автомобильным транспортом незначительна с объемом перевозок порядка 1,3 млн. тонн. Объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта, за исключением морского, не снижается и остается стабильным.
Промышленный потенциал города, модернизация транспортной инфраструктуры будет способствовать реализации стратегии освоения Арктики, разработке богатейших месторождений углеводородного сырья шельфа и прибрежной зоны арктических морей, а также интеграции в международную систему трансконтинентальных перевозок.
Несмотря на позитивные тенденции последних лет демографическая ситуация в городе характеризуется устойчивой тенденцией сокращения численности населения. За период с 2005 года численность постоянного населения города сократилась на 6,7 тыс. человек (на 2 %) и составила на начало 2008 года 314,7 тыс. человек.
Большую часть населения города Мурманска (67,7 %) составляют жители трудоспособного возраста, около 18 % мурманчан - старше трудоспособного возраста, чуть более 14 % приходится на детское население. В связи с постепенным старением населения и миграционным оттоком трудоспособного населения, средний возраст жителей города постепенно увеличивается, сегодня эта цифра находится в пределах 40 лет.
Наименование показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Население моложе трудоспособного возраста | 14,9 % | 14,6 % | 14,4 % |
Население в трудоспособном возрасте | 68,5 % | 68,3 % | 67,7 % |
Население старше трудоспособного возраста | 16,5 % | 17,1 % | 17,9 % |
Всего | 100 % | 100 % | 100 % |
Несмотря на то, что с 2005 г. происходит заметное снижение естественной убыли населения, сохраняется проблема депопуляции (отрицательного естественного прироста). Несмотря на увеличившуюся за последние годы рождаемость (10 человек на 1000 населения, против 9,2 - в 2005 году) и сокращение смертности населения, показатель уровня смертности населения остается еще очень высоким и превышает общероссийские показатели (на 1000 жителей умирает 12 человек).
Наименование показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Численность населения города на конец года (тыс. чел.) | 321,0 | 317,5 | 314,7 |
Рождаемость (чел. на 1000 населения) | 9,2 | 9,4 | 10 |
Смертность (чел. на 1000 населения) | 14,2 | 13,5 | 12 |
Миграционная убыль (тыс. чел.) | -2,5 | -2,2 | -2,1 |
Миграционная убыль, несколько снизившаяся за последние годы, является одной из причин постоянного сокращения численности населения Мурманска. В связи с природно-климатическими особенности края, семейными обстоятельствами, а также в целях получения образования и перемены места работы, более 2 тысяч мурманчан ежегодно покидают родной город.
Важно отметить, что число уезжающих из Мурманска квалифицированных специалистов превышает их приток по различным сферам трудовой деятельности, таким, как строительство, культура и искусство, промышленность, транспорт и связь, здравоохранение и образование. Таким образом, миграционная убыль населения наряду с ростом числа пенсионеров и высоким уровнем смертности являются основными причинами сокращения численности трудоспособного населения.
Несмотря на трудности в преодолении негативных тенденций в социальном развитии, сложившихся в 1990-х годах, город Мурманск показывает в целом положительную динамику уровня и качества жизни населения.
С 2005 года происходит заметный рост реальных среднедушевых доходов населения - около 10 % в год, в 2007 году этот показатель составил 15159 руб. в месяц, что на 21 % выше среднего показателя по стране. Среднемесячная реальная заработная плата увеличилась за период с 2005 по 2007 год по отношению к 2004 году в 1,3 раза. В 2007 г. среднемесячная заработная плата одного работающего в городе равнялась 19833 рублям, что на 7 % выше среднеобластного показателя и на 44 % выше средней по Российской Федерации. Наиболее высокого уровня она достигла на предприятиях и в организациях кредитования, финансов и страхования, электроэнергетики, транспорта и связи, строительства. В организациях с бюджетным финансированием (образование, здравоохранение, культура), несмотря на принимаемые на федеральном и местном уровнях меры, уровень зарплаты все еще отстает от размера оплаты труда в производственных отраслях. На протяжении последних нескольких лет мурманчане демонстрировали достаточно высокий уровень потребления, ежегодный рост физического объема оборота розничной торговли составлял от 10 % до 14 %.
Образовательный уровень населения города (один из главных показателей качества человеческого потенциала) достаточно высок и выше среднего по Российской Федерации и достигнутого в странах Северной Европы. Доля населения, имеющего высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование, по переписи 2002 г. - 52,6 %, в Мурманской области - 48 % (в РФ - 46,2 %). Доля населения, имеющего высшее образование, составляет 18 %, в Мурманской области - 15,5 % в среднем по РФ (16 %) и Северной Норвегии (17 %).