СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА МУРМАНСКА
LX ЗАСЕДАНИЕ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА 29 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА

РЕШЕНИЕ

от 3 февраля 2009 года N 60-745

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

(в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)


На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с распоряжением администрации города Мурманска от 30.01.2008 N 38-Р "О создании рабочей группы по подготовке среднесрочного плана социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы", в целях улучшения качества жизни населения города и повышения эффективности муниципального управления по основным приоритетным направлениям социально-экономического развития города, руководствуясь статьями 14, 45 Устава муниципального образования город Мурманск, Совет депутатов города Мурманска решил:

1. Утвердить:

1.1. "Комплексный план социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы" согласно приложению N 1.

1.2. План мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности Комплексного плана социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы согласно приложению N 2.

1.3. Перечень целевых программ муниципального образования город Мурманск, разработанных в рамках реализации Комплексного плана социально-экономического развития города Мурманска на 2009 - 2011 годы согласно приложению N 3.

(п. 1 в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)

2. Настоящее решение опубликовать в газете "Вечерний Мурманск".

3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Мурманска по экономической политике и хозяйственной деятельности.

(п. 4 в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)

Глава
муниципального образования
город Мурманск
М.Ю.САВЧЕНКО

     




Приложение N 1
к решению
Совета депутатов города Мурманска
от 3 февраля 2009 года N 60-745

     

 КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА НА 2009 - 2011 ГОДЫ

(в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 02.12.2010 N 31-353)



1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


План социально-экономического развития города Мурманска на период 2009 - 2011 годы является документом, определяющим основные перспективы и направления сохранения и развития социального потенциала города Мурманска на среднесрочную перспективу. План разработан рабочей группой, созданной по распоряжению администрации города Мурманска от 30.01.2008 N 38-Р, в которую вошли специалисты всех основных структурных подразделений администрации г. Мурманска. При разработке Плана использовался опыт создания планов и программ развития других российских городов (Екатеринбург, Красноярск, Самара, Ижевск, и др.). При разработке Плана учитывались разработанные и утвержденные ранее документы, в частности, муниципальные целевые программы, направленные на развитие социальной инфраструктуры города Мурманска. Использовались документы долгосрочного стратегического планирования, а именно, Концепция стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года.

В экономической науке существуют различные определения понятия "план". Разработчики придерживаются следующего его толкования: план - форма регулирования и управления социально-экономическими процессами на разных уровнях национальной экономики. Различаются: текущее планирование, перспективное и целевое планирование. В нашем случае идет речь о перспективном среднесрочном целевом планировании на муниципальном уровне. Перспективы развития города, возможности развития и сохранения социального потенциала конкретизируются в Плане через выделение основных плановых направлений, а именно: развитие социальной инфраструктуры города, повышение качества городской среды и улучшение жизнедеятельности людей, сохранение и развитие социального благополучия.

Основная идея данного Плана состоит в том, чтобы дать оценку сегодняшнего социально-экономического состояния города, определить основные направления деятельности муниципалитета для его развития и осуществлять мониторинг изменений по данным направлениям. С этой целью была разработана система соответствующих параметров (индикаторов), которые не только дают оценку результативности плановых мероприятий, но и показывают эффективность управления городом. Поскольку действия местной власти должны быть прежде всего понятны населению, разработчики Плана стремились к тому, чтобы все используемые индикаторы оценки эффективности были просты, открыты и прозрачны с точки зрения прежде всего соотношения критериев результативности и эффективности использования средств бюджета. По сути, такой План позволяет сделать механизм управления города максимально открытым, показывает и широким кругам городской общественности, и бизнес-сообществу не только основные направления вложения средств бюджета города, но и эффективность их использования, дает оценку результативности работы муниципальных органов власти.

Основной целью Плана является улучшение качества жизни населения города Мурманска за счет повышения уровня и объема оказываемых муниципальных услуг, укрепления социальной инфраструктуры города и развития городской среды.

В качестве основных задач, обеспечивающих достижение основной цели, выступают:

- Повышение качества и расширение спектра социальных услуг, оказываемых населению города муниципальными органами власти;

- Развитие и укрепление социальной инфраструктуры города: техническое переоснащение и модернизация муниципальных объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;

- Повышение качества городской среды, условий жизнедеятельности людей, позволяющих сформировать более благоустроенную и безопасную среду обитания;

- Снижение негативного воздействия человеческого фактора на окружающую среду, сохранение ее целостности, принятие мер по восстановлению природных объектов.

2. ИСХОДНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА


Современная социально-экономическая ситуация в городе Мурманске достаточно стабильна и характеризуется рядом позитивных тенденций. За период с 2005 по 2007 гг. рост промышленного производства составил 103,5 %, растут доходы населения, прежде всего за счет роста реальной заработной платы, которая увеличилась за этот период на 30,7 %, наметились позитивные изменения показателей, характеризующих качество жизни людей в городе.


2.1. Общая характеристика города Мурманска


Город Мурманск - административный центр Мурманской области. Основан 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. Возникновение Мурманска связано со строительством железной дороги и морского порта. Территория города занимает 0,15 тысячи квадратных километров, в том числе часть акватории Кольского залива. По своим климатическим условиям регион приравнен к территориям Крайнего Севера.

Мурманск является самым крупным городом за Полярным кругом. По состоянию на начало 2008 года в столице Заполярья проживает 314,7 тыс. человек (37 % жителей Мурманской области). Плотность населения превышает 2 тыс. человек на 1 квадратный километр.

Мурманск - один из центров Баренцева Евроарктического региона, в который входят северные области России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Современный Мурманск - развитый индустриальный, деловой, научный и культурный центр. В городе сосредоточена основная часть финансово-кредитных учреждений, страховых компаний, объектов социальной и рыночной инфраструктуры регионального значения.

Город Мурманск располагает крупным научно-исследовательским потенциалом, современной и высокоразвитой системой образования. Совместно с высшими учебными учреждениями научная и исследовательская деятельность осуществляется Морским биологическим и Полярным геофизическим институтами Кольского научного центра Российской Академии наук, ФГУП НИИ "Моргеофизика", Полярным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО).


2.2. Экономико-географическое положение


Город Мурманск отличается уникальным экономико-географическим положением. Он расположен на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 километрах от выхода в Баренцево море. Мурманский порт, располагающий атомными ледоколами, является ключевым в развитии всей транспортной системы Севера России. Здесь берет начало Северный морской путь - единственная транспортная магистраль, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и транзит из Атлантики в Тихий океан.

В сфере материального производства основная доля продукции в городе, свыше 68 %, создается предприятиями рыбодобывающей, пищевой промышленности и 15 % энергетики.

Город играет заметную роль в экономике России, обеспечивая значительную часть потребности национального рынка в рыбной продукции и транспортных услугах.

По транспортной доступности Мурманск занимает 8 место после Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ростова-на-Дону, Краснодара, Сочи и Новороссийска. Город связан регулярными авиарейсами, железной и автомобильной дорогами с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, а также Финляндии и Норвегии. На долю мурманского порта приходится восьмая часть суммарного грузооборота портового комплекса Северо-Западного бассейна и пятая часть рыбодобычи страны.

Наличие транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта с прямым выходом на международные морские торговые пути, близость границы с высокоразвитыми странами Северной Европы, преобладание экспортно ориентированных производств на территории области, нефтегазовых месторождений - все эти факторы являются предпосылками устойчивого развития города Мурманска как крупнейшего транспортного узла Северо-Запада России. Таким образом, Мурманск обладает уникальными преимуществами, позволяющими городу стабильно развиваться и повышать качество жизни населения.


2.3. Экономика города


В отраслевой структуре промышленности города преобладает пищевая промышленность, которая составляет 60 % пищевой промышленности области. Мурманск - морской город, что отразилось на его промышленном развитии как рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего центра области. Сегодня Мурманск обеспечивает 90 % рыбодобычи области и ее рыбопереработки. Ежегодно объем вылова рыбы, включая добычу морского зверя и морепродуктов, составляет более 500 тыс. тонн, объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы - более 400 тыс. тонн в год. Наряду с рыбной промышленностью, которая по-прежнему является ведущей отраслью промышленности города, динамично развиваются мясная, хлебопекарная и мукомольно-крупяная.

Помимо пищевой промышленности в городе также развиты металлообработка, судоремонт, электроэнергетика, строительная деятельность.

В транспортном комплексе наибольший объем перевозки грузов приходится на железнодорожный транспорт (более 77 % общего объема, перевезенного всеми видами транспорта), ежегодно этот показатель составляет более 27 млн. т. Объем перевозок морским транспортом составил в 2007 году около 7,7 млн. тонн. Доля грузоперевозок автомобильным транспортом незначительна с объемом перевозок порядка 1,3 млн. тонн. Объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта, за исключением морского, не снижается и остается стабильным.

Промышленный потенциал города, модернизация транспортной инфраструктуры будет способствовать реализации стратегии освоения Арктики, разработке богатейших месторождений углеводородного сырья шельфа и прибрежной зоны арктических морей, а также интеграции в международную систему трансконтинентальных перевозок.


2.4. Демографическая ситуация


Несмотря на позитивные тенденции последних лет демографическая ситуация в городе характеризуется устойчивой тенденцией сокращения численности населения. За период с 2005 года численность постоянного населения города сократилась на 6,7 тыс. человек (на 2 %) и составила на начало 2008 года 314,7 тыс. человек.

Большую часть населения города Мурманска (67,7 %) составляют жители трудоспособного возраста, около 18 % мурманчан - старше трудоспособного возраста, чуть более 14 % приходится на детское население. В связи с постепенным старением населения и миграционным оттоком трудоспособного населения, средний возраст жителей города постепенно увеличивается, сегодня эта цифра находится в пределах 40 лет.

 Наименование показателя         

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Население моложе трудоспособного возраста

 14,9 %

 14,6 %

 14,4 %

Население в трудоспособном возрасте      

 68,5 %

 68,3 %

 67,7 %

Население старше трудоспособного возраста

 16,5 %

 17,1 %

 17,9 %

Всего                                    

 100 %

 100 %

 100 %


Несмотря на то, что с 2005 г. происходит заметное снижение естественной убыли населения, сохраняется проблема депопуляции (отрицательного естественного прироста). Несмотря на увеличившуюся за последние годы рождаемость (10 человек на 1000 населения, против 9,2 - в 2005 году) и сокращение смертности населения, показатель уровня смертности населения остается еще очень высоким и превышает общероссийские показатели (на 1000 жителей умирает 12 человек).

 Наименование показателя       

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Численность населения города на конец

года (тыс. чел.)                     

 321,0

 317,5

 314,7

Рождаемость (чел. на 1000 населения)

 9,2

 9,4

 10

Смертность (чел. на 1000 населения)  

 14,2

 13,5

 12

Миграционная убыль (тыс. чел.)       

 -2,5

 -2,2

 -2,1


Миграционная убыль, несколько снизившаяся за последние годы, является одной из причин постоянного сокращения численности населения Мурманска. В связи с природно-климатическими особенности края, семейными обстоятельствами, а также в целях получения образования и перемены места работы, более 2 тысяч мурманчан ежегодно покидают родной город.

Важно отметить, что число уезжающих из Мурманска квалифицированных специалистов превышает их приток по различным сферам трудовой деятельности, таким, как строительство, культура и искусство, промышленность, транспорт и связь, здравоохранение и образование. Таким образом, миграционная убыль населения наряду с ростом числа пенсионеров и высоким уровнем смертности являются основными причинами сокращения численности трудоспособного населения.


2.5. Уровень жизни населения, рынок труда


Несмотря на трудности в преодолении негативных тенденций в социальном развитии, сложившихся в 1990-х годах, город Мурманск показывает в целом положительную динамику уровня и качества жизни населения.

С 2005 года происходит заметный рост реальных среднедушевых доходов населения - около 10 % в год, в 2007 году этот показатель составил 15159 руб. в месяц, что на 21 % выше среднего показателя по стране. Среднемесячная реальная заработная плата увеличилась за период с 2005 по 2007 год по отношению к 2004 году в 1,3 раза. В 2007 г. среднемесячная заработная плата одного работающего в городе равнялась 19833 рублям, что на 7 % выше среднеобластного показателя и на 44 % выше средней по Российской Федерации. Наиболее высокого уровня она достигла на предприятиях и в организациях кредитования, финансов и страхования, электроэнергетики, транспорта и связи, строительства. В организациях с бюджетным финансированием (образование, здравоохранение, культура), несмотря на принимаемые на федеральном и местном уровнях меры, уровень зарплаты все еще отстает от размера оплаты труда в производственных отраслях. На протяжении последних нескольких лет мурманчане демонстрировали достаточно высокий уровень потребления, ежегодный рост физического объема оборота розничной торговли составлял от 10 % до 14 %.

Образовательный уровень населения города (один из главных показателей качества человеческого потенциала) достаточно высок и выше среднего по Российской Федерации и достигнутого в странах Северной Европы. Доля населения, имеющего высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование, по переписи 2002 г. - 52,6 %, в Мурманской области - 48 % (в РФ - 46,2 %). Доля населения, имеющего высшее образование, составляет 18 %, в Мурманской области - 15,5 % в среднем по РФ (16 %) и Северной Норвегии (17 %).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»