СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА МУРМАНСКА
IL ЗАСЕДАНИЕ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА 30 МАЯ 2012 ГОДА

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2012 года N 49-660

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА ДО 2020 ГОДА

(в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2010 N 383-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года", руководствуясь Уставом муниципального образования город Мурманск, в целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-Р, и определения основных направлений социально-экономической политики муниципального образования город Мурманск на долгосрочную перспективу, Совет депутатов города Мурманска решил:

1. Утвердить Стратегический план социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года (далее - Стратегический план) согласно приложению.

2. Рекомендовать администрации города Мурманска организовать размещение Стратегического плана на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет.

3. Опубликовать настоящее решение с приложением в газете "Вечерний Мурманск".

4. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Мурманска по экономической политике и хозяйственной деятельности (Гузь О.Н.).

Глава
муниципального образования
город Мурманск
А.Б.ВЕЛЛЕР






Приложение
к решению
Совета депутатов города Мурманска
от 30 мая 2012 года N 49-660

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА ДО 2020 ГОДА

(в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)


Введение


В настоящее время города конкурируют между собой за ресурсы, инвестиции, человеческий капитал.

Будущая конкурентоспособность города закладывается в стратегии развития с учетом экономических особенностей, темпов развития, точек роста. Поэтому важнейшая задача политики органов местного самоуправления - выработать стратегию активного развития и обеспечить успешное развитие города на долгосрочный период.

Стратегическое планирование стало необходимой частью городского управления, когда все чаще возникает проблема неопределенности будущего. Современная ситуация, характеризующаяся быстро изменяющимися экономическими тенденциями, глобальной и региональной реорганизацией промышленного инвестирования и растущей конкуренцией среди городов и регионов за жизненные ресурсы, требует умения организовать деятельность по формированию муниципальной политики таким образом, чтобы эффективно развиваться.

Разработка проекта Стратегического плана социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года (далее - Стратегического плана) проводится с целью определения будущего целевого видения города на основании единовременного выборочного исследования экономики и социальной сферы с применением системного и стратегического анализа.

Стратегический план разработан с учетом послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, комплексного территориального развития с учетом положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а также Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 2074-Р, Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2010 N 383-ПП, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные органы власти осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий.

В области социальной защиты, занятости населения, развития рыбного хозяйства органы местного самоуправления не имеют полномочий либо круг их полномочий значительно ограничен. Однако функционирование этих сфер определяет общее социально-экономическое положение города, что вызывает необходимость отражения задач их развития в настоящем Стратегическом плане.

Местные органы власти наделены высоким уровнем ответственности перед мурманчанами за развитие города. Вместе с тем, существующие полномочия и ограниченные возможности для маневрирования в налоговой политике на муниципальном уровне создают определенные трудности во взаимодействии с хозяйствующими субъектами, от результатов деятельности которых зависит динамика экономического развития города.

Стратегический план определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населения города, научно обоснованный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения целей, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики города Мурманска.

Поэтому в целях устойчивого развития города данными приоритетами должны руководствоваться в своей деятельности как органы государственной власти и местного самоуправления, так и все участники экономических отношений, осуществляющие деятельность на территории города Мурманска.

В Стратегическом плане:

- проанализированы современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы города Мурманска;

- сформулированы миссия, стратегические цели и задачи развития с учетом приоритетов развития Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа и Мурманской области, а также текущего состояния и потенциала развития города Мурманска;

- разработаны базовые сценарии развития и макроэкономический прогноз до 2020 года;

- определены приоритетные направления развития, целевые индикаторы;

- механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей экономики и социальной сферы.

Подготовка документа осуществлялась в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, гражданского общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления, что позволило снизить неопределенность будущего путем определения и согласования действий заинтересованных участников городского развития.


1. Анализ социально-экономического развития города Мурманска


Муниципальное образование город Мурманск является административным центром Мурманской области, а также одним из центров Баренцева Евро-Арктического региона, в который входят северные области Российской Федерации, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Город основан 4 октября 1916 года. Площадь муниципального образования в утвержденных границах составляет 15488 га, в т.ч. часть акватории Кольского залива площадью 1360 га.

Город Мурманск расположен среди сопок на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 км от выхода в Баренцево море, протяженность вдоль береговой линии - около 19 км.

В состав города входят три административных округа: Ленинский, Октябрьский и Первомайский.

Муниципальное образование город Мурманск находится в атлантико-арктической зоне умеренного климата. Климат формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливает теплое Северо-Атлантическое течение.

Расстояние от города Мурманска до Москвы составляет 1967 км, до Санкт-Петербурга - 1448 км.

Мурманск - самый большой город мира за Полярным кругом, который является крупным морским транспортным узлом и рыбопромышленным центром России, занимающим ведущие позиции в экономике региона, а также его финансовым, деловым и культурным центром.


Рисунок 1. Географическое положение муниципального образования город Мурманск*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


1.1. Социальная сфера и демография


 1.1.1. Демографическая ситуация


Современная демографическая ситуации в городе Мурманске сформировалась под воздействием социально-экономических процессов, происходивших в стране на рубеже XX - XXI веков.

Демографическая ситуация в городе Мурманске, как и в Мурманской области, носит ярко выраженный кризисный характер. Среднегодовая численность населения областного центра с 2000 года сократилась с 352 тыс. человек до 308 тыс. человек в 2010 году, или на 12,5 % (рис. 2). За последние 10 лет наметилась тенденция увеличения числа женщин и сокращение числа мужчин на 2,7 % и 3 % соответственно. В общей численности населения в 2010 году 46 % составляют мужчины и 54 % - женщины. Доля населения Мурманска в общей численности населения Мурманской области увеличилась с 2000 года на 1,7 п. п. и составила на начало 2011 года 38,7 %.

Возрастная структура населения города Мурманска имеет очевидные регрессивные характеристики. Наблюдается устойчивая тенденция роста численности населения дошкольного и младшего школьного возраста, а также старше трудоспособного возраста. Острой проблемой остается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте - в среднем на 2 % ежегодно, молодежи в возрасте 15 - 19 лет - на 10 %, 20 - 24 лет - на 2,5 %.

Численность населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличилась с 15 % в 2000 году до 19,2 % в 2010 году. Тенденция старения населения со временем приведет к дефициту рабочей силы, перегрузке систем здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения.

Несмотря на то, что в последние три года темпы убыли населения несколько снизились (с 2 % в год в 2000 - 2002 гг. до 0,9 - 0,65 % в 2009 - 2010 гг.), общая тенденция сокращения численности населения сохраняется.

Формирование значения показателя численности населения зависит от изменения числа родившихся и умерших, а также процессов миграции.

Анализ демографических показателей за последние 10 лет свидетельствуют об увеличении рождаемости и снижении смертности. В 2010 году число родившихся на 1000 человек населения составило 10,7 против 8,1 в 2000 году. Смертность населения после максимума в 2003 г. в 14,8 человек на 1000 человек населения стала снижаться, достигнув в 2010 году 12,1 человек на 1000 человек населения. Основными причинами являются болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения, а также внешние причины.

В 2010 году показатели естественной убыли достигли минимума последних десятилетий (1,5 человека на 1000 населения). Уровень младенческой смертности имел тенденцию сокращения на фоне роста оснащенности роддомов современным оборудованием и в конце 2010 года составил 5,8 детей на 1000 населения.

(в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)

Миграционное движение в городе носит достаточно интенсивный характер и составляет 3 - 5 % в год - в 2 - 3 раза выше, чем в среднем в России в 2000-е гг. На протяжении последних 20 лет в Мурманске отмечается устойчивый отток населения. Особенностями миграционного движения населения в Мурманске являются разнонаправленные миграционные потоки по территориям и возрастам. Мурманск активно теряет население в миграционном обмене с регионами России, приток населения обеспечивается за счет мигрантов из городов и районов Мурманской области и стран СНГ. Отток в регионы России затрагивает все возрастные группы населения, но относится преимущественно к 40 - 60-летним горожанам. Приток из городов и районов Мурманской области в значительной мере связан с учебными миграциями молодежи, а из стран СНГ - с трудовой миграцией мужчин в трудоспособном возрасте.

Однако в последнее десятилетие наблюдается постепенное снижение интенсивности миграционных процессов, о чем свидетельствует сокращение сальдо миграции с 12,1 тыс. человек в 2008 году до 5 тыс. человек в 2010 году.


Рисунок 2. Изменение демографической ситуации*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Несмотря на позитивные тенденции в демографической ситуации, с 2000 года наблюдается стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения) и отрицательного сальдо миграции. Среди городов Северо-Западного федерального округа Мурманск относится к городам с наиболее интенсивными темпами снижения численности населения.

Особенностью демографических процессов является распространение негативных тенденций на десятилетия вперед. В ближайшие годы можно ожидать обострение демографической проблемы со вступлением в детородный возраст малочисленного поколения рожденных в 90-е годы. По своей численности это поколение вдвое меньше поколения 70 - 80-х годов. В этих условиях задача стабилизировать численность населения города, а тем более обеспечить ее рост только за счет увеличения рождаемости будет трудновыполнимой. При доминировании негативных тенденций к 2020 году численность населения Мурманска может сократиться до 298,5 тыс. человек или на 17,6 % к уровню 2000 года.

(в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)

Таким образом, основные демографические проблемы связаны с сокращением численности репродуктивного населения, оттока трудоспособного населения и молодежи, увеличения численности пенсионеров.

В этой связи в целях улучшения демографической ситуации необходимо предусмотреть ряд комплексных мер, направленных на развитие человеческого потенциала и устранение негативных демографических тенденций за счет создания социально-экономических и инфраструктурных условий, обеспечивающих сокращение миграционного оттока и привлечение молодых специалистов в Мурманск за счет:

- улучшения жилищных условий мурманчан, включая обеспечение жильем молодых семей;

- развития рынка труда;

- повышения качества и доступности медицинского обслуживания;

- удовлетворения потребности населения в качественном дошкольном образовании;

- повышения качества школьного образования;

- повышения безопасности проживания, профилактики правонарушений, пресечения нелегальной миграции, противодействия терроризму и экстремизму.


1.1.2. Трудоресурсный потенциал


Численность населения города Мурманска в трудоспособном возрасте в 2010 году составила 201,87 тыс. человек, или 65 % от общей численности населения. За период 2000 - 2010 гг. на фоне неблагоприятной тенденции сокращения численности трудоспособного населения среднесписочная численность работников крупных и средних организаций снизилась на 18 % и составила 106,5 тыс. человек (рис. 3), или 40,4 % от среднегодовой численности работников организаций по Мурманской области, а включая субъекты малого предпринимательства, по расчетным данным, около 140 тыс. человек, или 78 % от численности трудоспособного населения.

(в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)

В перспективе экономика города Мурманска будет функционировать в условиях сохраняющегося дефицита трудовых ресурсов. Основной причиной этого является непропорциональная возрастная структура населения и резкое падение уровня рождаемости в 90-е годы, что привело к неравномерному соотношению категорий лиц, выбывающих на пенсию и вступающих в трудоспособный возраст. Численность трудоспособного населения к 2020 году сохранит тенденцию к сокращению, однако темпы убыли замедлятся в связи с привлечением рабочей силы в рамках реализации проектов по разработке Штокмановского месторождения, развитию Мурманского транспортного узла, созданию и развитию портовой особой экономической зоны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»