Объекты социальной инфраструктуры являются объектами капитального строительства, необходимые для осуществления социальных прав и гарантий, определенных федеральными законами и Конституцией Республики Башкортостан, как субъекта Российской Федерации.
Определение потребности в объектах образования, воспитания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также социальной защиты населения проводится исходя из проектной численности населения республики, определенной настоящей работой в 4065,0 тыс. чел. (на 2020 год) в соответствии с действующими нормами и нормативами градостроительного проектирования, а также действующими федеральными нормативами.
В течение всего срок действия настоящей схемы территориального планирования актуальной остается задача сохранения существующей сети учреждений социальной инфраструктуры, что, в первую очередь, связано с своевременной технической экспертизой зданий и их капитальным ремонтом или реконструкцией, а также с заменой зданий, не пригодных для использования, на новые.
В связи с приоритетным развитием агропромышленного комплекса республики возникает необходимость по-новому решать вопросы организации культурно-бытового обслуживания сельского населения, создания сетей обслуживающих учреждений и предприятий.
В прошлые годы существовало два противоположных метода развития системы обслуживания в сельской местности:
в 70-е годы прошлого века - укрупнение сел, а также вместимости и централизация размещения объектов общественного назначения в крупных поселениях и игнорирование периферийных сел, превращение их в неперспективные;
в 80-е годы - разукрупнение вместимости и децентрализация размещения таких объектов по многим (даже мелким) сельским населенным пунктам без поддержки их комплексами более высокого уровня, способными организовать работу всей взаимосвязанной сети учреждений.
В настоящее время представляется более приемлемой другая концепция развития сети обслуживания в сельской местности, основанная на интеграции этих двух методов в виде взаимосвязанного решения применительно к группе населенных мест без жесткой привязанности к границам хозяйств, но с ориентацией на территорию местного административного самоуправления (центр сельского муниципального округа). При этом предлагается дифференцировать объекты социальной инфраструктуры на:
1) базовые, создаваемые в районных центрах и других наиболее крупных сельских населенных пунктах (с численностью жителей не менее 1 - 1,5 тыс. чел). Они будут головными по каждому виду услуг;
2) укрупненные в центрах сельских МО по вместимости с широким ассортиментом услуг, выполняющие дополнительные функции координации, информации, методической помощи остальным объектам, входящим в зону их влияния. Они должны располагать передвижными средствами для организации выездных форм обслуживания (например, в бытовом обслуживании - Дом быта, в здравоохранении - стационар со специализированным транспортом скорой помощи и т.д.);
3) повседневные, уменьшенные по вместимости, с расчетом на обслуживание поселений с числом жителей от 50 и более человек, приближенные к месту жительства и предоставляющие населению услуги первой необходимости, организующие прием и оформление заказов, располагающие помещениями повышенной комфортности и лучшим оборудованием по сравнению с тем, что сельский житель видит дома (например, клуб с залом для семейных мероприятий и торжеств, пункт выездного обслуживания и др.).
Помимо общих принципов организации общественного обслуживания населения, на последующих этапах проектирования необходимо выделить приоритеты потребностей, свойственных разным по образу жизни и демографической структуре группам населения, фермерам и их семьям, работникам сельхозпредприятий, переселенцам, жителям малых периферийных сел и т.д., с привлечением выборочных соцопросов.
Настоящей работой ставятся следующие основные задачи для Республики Башкортостан в целом.
По развитию учреждений образования и науки.