ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 года N 727-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 2014 Г. N 80-П
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 22.08.2018 N 462-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением губернатора Пермского края от 28 мая 2015 года N 131-р "Об утверждении плана подготовки прогноза социально-экономического развития Пермского края на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов, проекта закона о бюджете Пермского края на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов в органах государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие туризма", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 14 февраля 2014 года N 80-п (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 11 июля 2014 года N 613-п, от 29 сентября 2014 года N 1062-п, от 29 сентября 2014 года N 1063-п, от 10 апреля 2015 года N 198-п, от 25 сентября 2015 года N 700-п), изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства
Пермского края
от 25.09.2015 N 727-п
"УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 14.02.2014 N 80-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА"
ПАСПОРТ государственной программы "Развитие туризма"
Ответственный исполнитель Программы | Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края | |||||||||||||
Соисполнители Программы | Нет | |||||||||||||
Участники Программы | Органы местного самоуправления | |||||||||||||
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1. Развитие инфраструктуры туристского комплекса Пермского края. | |||||||||||||
Программно-целевые инструменты Программы | Нет | |||||||||||||
Цели Программы | Содействие созданию конкурентоспособного туристского комплекса Пермского края, удовлетворяющего потребности жителей региона, Российской Федерации и иностранных граждан в качественных туристических услугах | |||||||||||||
Задачи Программы | 1. Развитие инфраструктуры туристского комплекса Пермского края на базе государственно-частного партнерства; | |||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. Достижение объема инвестиций в основной капитал объектов (гостиниц и ресторанов) в размере 75 млн. руб.; | |||||||||||||
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется с 2014 по 2018 год. | |||||||||||||
Целевые показатели Программы | N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | Плановое значение целевого показателя | ||||||||||
На начало реализации Программы | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||||||
1 | Объем инвестиций в основной капитал (гостиницы и рестораны) | млн. руб. | 110,8 | 40,2 | 50 | 60,5 | 71,9 | 75 | ||||||
2 | Число коллективных средств размещения | ед. | 262 | 264 | 272 | 275 | 279 | 280 | ||||||
3 | Число обустроенных паспортизированных туристских маршрутов | ед. | 0 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | ||||||
4 | Число муниципальных образований, имеющих туристскую навигацию | ед. | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
5 | Число консультаций, оказанных в туристско-информационных центрах, за год | ед. | 0 | 2200 | 20000 | 35000 | 50000 | 55000 | ||||||
6 | Число посещений туристического портала Пермского края на декабрь текущего года | ед. | 0 | 2000 | 20000 | 30000 | 35000 | 40000 | ||||||
7 | Объем туристского потока в Пермском крае | чел. | 525991 | 552291 | 579906 | 608901 | 639246 | 672890 | ||||||
8 | Число реализованных инновационных проектов в сфере туризма | ед. | 0 | 0 | 4 | 10 | 15 | 20 | ||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Источники финансирования | Расходы (тыс. руб.) | ||||||||||||
2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Итого | |||||||||
Всего, в том числе: | 15254,0 | 33312,5 | 43521,7 | 33639,0 | 33756,0 | 159483,2 | ||||||||
краевой бюджет | 15000,0 | 27000,0 | 33879,0 | 27000,0 | 27000,0 | 129879,0 | ||||||||
федеральный бюджет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||
бюджет ОМСУ | 0 | 1986,0 | 4872,7 | 1986,0 | 1986,0 | 10830,7 | ||||||||
внебюджетные источники | 254 | 4326,5 | 4770,0 | 4653,0 | 4770,0 | 18773,5 |
I. Характеристика текущего состояния сферы туризма, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
1.1. Развитие туризма в мире и России
Государственная программа "Развитие туризма" (далее - Программа) направлена на создание условий, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма на территории Пермского края. Актуальность и необходимость разработки и принятия Программы обусловлена международными и общероссийскими тенденциями развития сферы туризма. В XXI веке индустрия туризма относится к одной из прогрессивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристической организации (UN WTO), на долю туризма приходится 9% глобального валового продукта и 30% экспорта услуг. Кроме того, каждое 11-е рабочее место относится к сфере туризма. Туризм рассматривается как важный фактор повышения качества жизни и развития человеческого потенциала территорий.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определил туризм как приоритетную отрасль российской экономики. По экспертным оценкам, Российская Федерация обладает высоким туристическим потенциалом (5-е место в мире по количеству природных объектов и 9-е - по количеству культурных объектов). При этом на долю российского туристического рынка приходится только 1% мирового туристского потока, что говорит об открытых возможностях потенциального развития. Для сравнения: в мире на туристический сектор приходится 3,6% мирового валового продукта, а с учетом сопутствующих отраслей - 10,4%.
С целью повышения конкурентоспособности российской туристской отрасли принята федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" (далее - Федеральная программа), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644. Федеральная программа направлена на решение таких отраслевых проблем, как высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов, отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.
Федеральная программа придает ключевое значение развитию региональных туристских кластеров и предполагает федеральное софинансирование крупных туристических проектов на территории субъектов Российской Федерации. С целью привлечения более широкого круга субъектов Российской Федерации к процессам создания конкурентоспособной региональной туристской инфраструктуры были отобраны перспективные туристические регионы, имеющие высокий туристический потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов.
В настоящий момент Пермский край не входит в список подобных регионов, где можно говорить о сформированном туристском кластере и наличии крупного инвестиционного проекта, готового к включению в Федеральную программу. Существуют разрозненные проекты, которые, как правило, находятся на уровне идей или описания. В связи с этим для исправления данной ситуации необходимы усилия региональных властей по созданию необходимых условий для появления и реализации такого проекта, в первую очередь, в виде принятия региональной программы по туризму и выработки эффективных механизмов стимулирования предпринимательской активности в туристическом секторе.
1.2. Анализ ситуации развития внутреннего и въездного туризма в Пермском крае
В целом ситуация по развитию внутреннего и въездного туризма в Пермском крае аналогична большинству российских регионов. Туризм признается одним из важных направлений социально-экономического развития территории. Принимаются региональные программы, направленные на поддержку данного направления. Все это ведет к положительной динамике: отмечается рост количества туристов, развитие туристской инфраструктуры и увеличение доходов от предпринимательской деятельности в этой сфере.
Принят Закон Пермского края от 14 ноября 2008 года N 332-ПК "О краевой целевой программе "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" (далее - Краевая целевая программа 2008-2012 годов). В результате реализации Краевой целевой программы 2008-2012 годов осуществлены важные мероприятия по развитию внутреннего и въездного туризма:
определены туристские кластеры, туристические доминанты, описана их туристическая специализация;
проведен анализ современного состояния и плана развития туристской и транспортной инфраструктуры на территории Пермского края;
создана краевая информационная туристическая система Пермского края: открыт Информационно-туристический центр Пермского края, посещаемость которого в 2012 году составила в среднем более 100 человек в день; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан официальный туристический портал www.visitperm.ru, работающий на трех языках; в 10 муниципальных образованиях Пермского края размещены 20 информационных терминалов; на федеральных трассах установлены 27 двуязычных указателей к основным туристским объектам Пермского края; ежеквартально издается журнал о туристических ресурсах Пермского края "Welcome to Perm", признанный лауреатом Всероссийского конкурса им. Сенкевича, проводимого Федеральным агентством по туризму;
туристические ресурсы Пермского края представлены на 24 туристических выставках;
проведены 16 рекламно-информационных туров;
разработаны 7 новых туристских маршрутов: наибольшую известность получили маршруты "Зеленая линия" и "Великий чайный путь";
117 человек прошли обучение и получили сертификаты повышения квалификации государственного образца в сфере туризма.
Системный подход в рамках Краевой целевой программы 2008-2012 годов позволил достичь положительных результатов: к 2012 году доходы коллективных средств размещения выросли по сравнению с 2006 годом в два раза; индекс численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличился на 7%.
Несмотря на некоторую положительную динамику развития туристической отрасли в регионе, Пермский край не занимает в России лидирующих позиций, уступая регионам-конкурентам. Вклад туризма в экономику края в 2010 году составил 1,1%, что больше общероссийского показателя, но меньше регионов-лидеров: Свердловской, Самарской областей, республик Татарстан и Башкортостан, где валовой региональный продукт (далее - ВРП) гостиниц и ресторанов составил 1,2%. На данный момент наиболее приближенным к европейским показателям является лишь Краснодарский край, где ВРП от туризма составил в аналогичном году 2,7% (приложение 1 к Программе).
Одной из причин отставания Пермского края в развитии туризма является недостаточное государственное финансирование в Пермском крае туристической отрасли. Финансирование Краевой целевой программы 2008-2012 годов было осуществлено на 39% (50,92 млн. рублей) от планируемой суммы (129,54 млн. рублей). Наибольшему секвестрованию подверглись важные мероприятия, связанные с развитием туристской инфраструктуры и созданием туристических продуктов на территории региона.
1.3. Характеристика основных проблем развития внутреннего и въездного туризма в Пермском крае
На сегодняшний день к основным проблемам, сдерживающим рост конкурентоспособности туристского комплекса Пермского края, относят:
отсутствие в регионе туристских кластеров как систем туристического бизнеса. Данная проблема напрямую связана со слабым развитием транспортной, инженерной инфраструктур туристско-рекреационных территорий Пермского края. Это значительно препятствует привлечению частных инвестиций в сферу туризма;
низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде муниципальных образований отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях Пермского края);
слабо сформированный имидж Пермского края на российском и международном туристических рынках;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
низкая конкурентоспособность турпродуктов Пермского края по цене и качеству.
Данные проблемы возникли в крае в том числе вследствие недостаточной поддержки внутреннего и въездного туризма со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Проявлениями этого являются (на опыте реализации Краевой целевой программы 2008-2012 годов):
недостаточная последовательность и системность в стратегическом планировании мероприятий по развитию туризма;
недостаточное государственное финансирование туристической отрасли в регионе. В среднем ежегодное финансирование из средств регионального бюджета программных мероприятий по туризму в Пермском крае в 2008-2012 годах составляет 9,2 руб. на одного жителя в год. Для сравнения: аналогичный показатель в Алтайском крае составляет 86,6 руб., Калужской области - 121,62 руб., Свердловской области - 33,7 руб., Татарстане - 19,8 руб.;
недостаточная проработанность в туризме механизмов государственно-частного партнерства, в том числе отсутствие соответствующей законодательной базы и финансовых механизмов поддержки инфраструктурных проектов. В крае не выработаны доступные инвесторам долгосрочные кредитные инструменты (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки. Отсутствуют механизмы коммерциализации природных и культурных объектов. Во многих успешных в сфере туризма регионах подобные механизмы выработаны и внедрены в региональные программы;
непроработанность механизмов стимулирования органов местного самоуправления Пермского края по развитию внутреннего и въездного туризма на территориях муниципальных образований. Несмотря на постепенное увеличение числа муниципальных программ по туризму в Пермском крае (в 2009 году - 6, в 2012 году - 15), их количество и качество для региона остается неудовлетворительным. В большинстве муниципальных образований программы по туризму сводятся к проведению различных мероприятий, фестивалей, форумов, дней города. Их финансирование ведется, как правило, по остаточному принципу;
отсутствие преемственности, межведомственного взаимодействия и недостаточное количество штатных единиц в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, ответственных за развитие туризма;
недостаточно системное продвижение Пермского края как привлекательного направления для туристов;
отсутствие системы и механизмов внедрения политики менеджмента качества в сфере услуг.
Данный перечень "слабых мест" задает вектор деятельности органов государственной власти в регулировании сферы туризма.
1.4. Конкурентные туристские преимущества Пермского края