Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2015 года N 540

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства РТ от 25.11.2016 N 506.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2016 год".

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 31 октября 2014 года N 508 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с 1 января 2016 г.

Глава
 Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ

     

Одобрен
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 20 ноября 2015 года N 540

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ


 I. Описание сценариев прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годы

Прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработан Министерством экономики Республики Тыва совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом намерений хозяйствующих субъектов, итогов социально-экономического развития республики за 9 месяцев текущего года и оценки 2015 года. При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в долгосрочных республиканских отраслевых стратегиях, концепциях, государственных программах. В приложении N 1 к настоящему Прогнозу приведена сравнительная динамика макропоказателей республики со среднероссийскими.

При разработке прогноза использованы сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, предприятий и организаций республики.

Первый вариант - базовый, ориентирован на стабилизацию экономики и социальной сферы Республики Тыва, выполнение социальных обязательств с учетом кризисных явлений в экономике Российской Федерации. Вариант 2 (целевой) базируется на влиянии инвестиционных вложений в экономику республики, от реализации крупных проектов, стабилизации развития бизнеса в условиях кризисных явлений в экономике Российской Федерации. Первый вариант (базовый) предлагается в качестве основного для формирования республиканского бюджета.

Исполнение обязательств Правительства Республики Тыва по поручениям указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606, положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, поручений Главы - Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола учитывается в обоих вариантах. Продолжится исполнение плана мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Республики Тыва, на 2015 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 года N 678-р, по направлениям повышения транспортной доступности республики, энергетической безопасности и завершения строительства ряда социальных объектов.

В прогнозный период продолжится реализация перечня мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, в связи с продолжением действия санкций на федеральном уровне, ограничения доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора. Органами исполнительной власти Республики Тыва продолжится практика принятия приоритетных направлений деятельности в прогнозный период.

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на период до 2018 года сформирован на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 года и увязан с основными положениями Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. При формировании прогноза учитывались приоритетные направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в долгосрочных республиканских отраслевых стратегиях, концепциях, государственных программах, комплексных программах социально-экономического развития муниципальных образований. Для сбалансированности социально-экономического развития Республики Тыва в прогнозе учтены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года и положения государственных программ федерального и регионального значения.


II. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Тыва в 2015 году

Социально-экономическая ситуация в Республике Тыва в 2015 году на фоне влияния кризисных явлений, происходящих в экономике Российской Федерации, сосредоточена на проведении мероприятий по сохранению социальной стабильности, улучшению экономики производственных отраслей, созданию конкурентоспособной продовольственной безопасности, оптимизации бюджетных расходов, которые реализуются в рамках антикризисного плана. Сохранение стабильности в социально-экономическом развитии республики стало результатом согласованной работы всех ветвей и уровней государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнеса, предприятий и организаций всех форм собственности по выполнению социальных обязательств перед населением республики, созданию условий по развитию предпринимательства, улучшению уровня жизни населения республики.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2015 году оценивается в объеме 16200 млн. рублей, индекс физического объема составит 90,4 процента. Наибольший удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал занимают: кредиты банков - 52,7 процента; бюджетные средства - 26,7 процента.

В 2015 году объем промышленного производства в сопоставимых ценах возрастет на 2 процента. На увеличение объемов промышленной продукции повлияет добыча угля и выпуск полиметаллических руд ООО "Лунсин", а также производство и распределение электрической энергии. В обрабатывающем производстве наибольшую долю продолжит занимать производство пищевых продуктов, обработка древесины, швейное производство, издательская и полиграфическая деятельность. С целью объединения представителей легкой промышленности создан Союз дизайнеров и портных Республики Тыва.

2015 год был направлен на привлечение инвесторов в республику для открытия новых производств строительных материалов. В результате начат выпуск товарного и сборного бетона предприятиями ООО "Бенконс", ООО "НСК-ГРАД" и ООО "АРГО". Инвесторы планируют запустить предприятия на полную мощность в течение 2016 года.

Объем производства сельскохозяйственной продукции составит 6,1 млрд. рублей с ростом в действующих ценах на 3,8 процента. В сопоставимой оценке валовой объем сельского хозяйства составит 96 процентов, снижение обусловлено ростом индекса цен на сельскохозяйственную продукцию, а также спадом производства в растениеводстве из-за снижения урожая зерновых и кормовых культур по причине засухи. В результате комиссионных обследований посевных площадей была заактирована гибель сельскохозяйственных культур и угодий на площади 14,3 тыс. га, в том числе зерновые культуры на площади 1,7 тыс. га или 28 процентов от площади посева.

Введены в эксплуатацию спортивный центр в с. Бай-Хаак Тандинского кожууна и стадион в г. Чадане Дзун-Хемчикского кожууна. Построена объездная автомобильная дорога для большегрузного транспорта в обход г. Кызыла и пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна протяженностью 15 км. Начаты работы по принятию в государственную собственность Республики Тыва автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-257 "Енисей" участка Кызыл - Эрзин - Госграница с Монголией и передаче в федеральную собственность автомобильных дорог общего пользования регионального значения: Кызыл - Чадан, автомобильной дороги 93К-02 Кызыл - Ак-Довурак; 93Н-19 Чадан - Хандагайты; 93Н-20 Хандагайты - Госграница с Монголией (контрольно-пропускной пункт "Хандагайты").

В г. Кызыле продолжено строительство двух детских садов, Дворца молодежи со стеларием, пяти 120-квартирных жилых домов в мкрн. Спутник, учебно-лабораторного корпуса Тувинского государственного университета, II очереди Президентского кадетского училища, спортивно-культурного центра в пгт. Каа-Хем. Продолжена реконструкция здания Тувинского института гуманитарных исследований. Начато строительство военного городка отдельной мотострелковой бригады и путевого железнодорожного батальона, комплекса зданий для размещения военного комиссариата Республики Тыва в г. Кызыле.

ОАО "Тывасвязьинформ" завершено строительство волоконно-оптические линии связи на участке "Кызыл - Самагалтай", а также в малонаселенных сс. Тарлаг, Найырал, Сушь, Холь-Оожу, Чал-Кежик, Успенка, Ак-Туруг, Терлиг-Хая, Шанчы, Ак-Чыраа, Авыйган, Хорум-Даг, Сизим.

Введен в эксплуатацию цех по переработке молока на базе КФХ "Суге" в с. Дурген Тандинского кожууна, МУП "Каа-Хемский" в с. Ильинка Каа-Хемского кожууна, СПоК "Аржаан" в с. Аржаан Пий-Хемского кожууна, СПоК "Саян-Даа" в с. Целинное Кызылского кожууна.

Уровень инфляции в 2015 году по предварительной оценке составит 110,5 - 111 процентов к декабрю 2014 г. Инфляция в основном росла за счет роста цен на продовольственные товары в первом полугодии на основное сырье и издержки переработчиков и товаропроводящих сетей в российских регионах и, как следствие, ростом "маржи" от посреднической деятельности в торговле на территории республики.

В прогнозируемый период темпы роста средней заработной платы по республике ниже темпов роста индекса потребительских цен, что скажется на снижении уровня реальных доходов населения. В 2015 году реальные доходы населения составят 94 процента. Денежные доходы на душу населения увеличились на 3,3 процента - до 14400 рублей. Общая численность безработных граждан составит 23 тыс. человек (по методологии МОТ). Численность официально зарегистрированных безработных к концу года составит 5,7 тыс. человек. Рынок труда характеризуется тем, что на отдельных предприятиях реального сектора экономики введен режим неполного рабочего дня и продолжающимися сокращениями работников. С начала года в связи с сокращением штата уволено 480 работников.

В улучшении отдельных показателей системы здравоохранения, в том числе смертности населения, также оказала влияние реализация губернаторского проекта "Маршрут здоровья", а также диспансеризация определенных групп населения. Передвижными медицинскими бригадами Ресбольницы N 1, Республиканской детской больницы осуществлены выезды во все районы республики, включая отдаленные, труднодоступные, на специализированном медицинском автотранспорте высокой проходимости, оборудованном современным диагностическим оборудованием. Диспансеризацией определенных групп взрослого населения охвачено 46244 человека.

С 2015 года реализуется губернаторский проект "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием". В рамках проекта планируется поддержать 441 обучающегося из семей, не имеющих детей с высшим образованием, на проживание в общежитиях и выплату стипендии, частичную оплату проезда, процентных ставок за предоставление образовательных кредитов. Всего в 2015 году в республике завершили обучение 3573 выпускника общеобразовательных организаций, из них в семьях, не имеющих детей с высшим образованием в 2-х поколениях, - 2658 чел., намерены получить высшее образование 2052 чел., 822 чел. из семей, не имеющих детей с высшим образованием в 3-х поколениях из малоимущих семей и нуждающихся в социальной поддержке.

Продолжилась реализация "майских" указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., в которых сформулированы перспективные задачи в экономической, демографической и социальной политике, сферах здравоохранения, образования, науки и обеспечения граждан доступным жильем, и являлись приоритетом в работе Правительства Республики Тыва на 2015 год. Годовая потребность средств на реализацию "майских" указов Президента Российской Федерации в Республике Тыва составляет 2561994 тыс. рублей.


 III. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

В прогнозный период 2016 - 2018 годов целевыми ориентирами достижения основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва в рамках реализации государственных программ Республики Тыва и привлечения частных инвестиций в экономику республики будут являться:

макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;

повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;

рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций, с применением налоговых стимулов для развития малого предпринимательства;

создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей.

В рамках преобразования социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, будут развиты институты и механизмы управления, связанные с государственным стратегическим планированием. В соответствии с Федеральным законом "О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва "О стратегическом планировании в Республике Тыва" планируется приведение в соответствие нормативных правовых актов республиканского и муниципального уровня, а также актуализация документов стратегического планирования, которые в основном будут завершены к 2017 году.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов имеют следующие тенденции (приложение N 2 к настоящему Прогнозу).

Валовой региональный продукт. В 2016 году валовой региональный продукт прогнозируется в объеме 51,5 - 52,5 млрд. рублей, на фоне сдержанных темпов роста инвестиций в основной капитал, инфляционных проявлений в экономике ожидается индекс физического объема валового регионального продукта на уровне 100,4 - 102,4 процента. По первому варианту в структуре валового регионального продукта сохранится тенденция преобладания влияния нерыночных отраслей (образование, здравоохранение, государственное управление), объем к 2018 году составит 56,8 - 58 млрд. рублей, в сопоставимой оценке 102,4 - 102,8 процента. В результате реализации инвестиционных проектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях экономики региона валовой региональный продукт по второму варианту возрастет в реальном выражении в 2018 году по сравнению с 2014 годом на 8,4 процента.

При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.

Промышленность. В 2016 году объем промышленного производства составит 11,5 - 14,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства составит 103,2 - 105,8 процента. Темпы роста объема промышленного производства (в сопоставимых ценах) к 2018 году в сравнении с 2014 годом увеличится в 1,2 - 1,4 раза.

В структуре промышленного производства наибольшую долю сохранит отрасль добычи полезных ископаемых и энергетики. Наибольшее влияние на развитие промышленности будет оказывать деятельность крупных предприятий добывающей отрасли: по добыче золота - артель старателей "Ойна", артель старателей "Тыва", ООО "Тардан-Голд"; по добыче каменного угля - ООО "Тувинская горнорудная компания", ЗАО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация", ООО "Угольная компания "Межегейуголь"; по добыче полиметаллических руд - ООО "Лунсин"; ОАО "Тываэнерго" - по передаче электроэнергии, ОАО "Тываэнергосбыт" - по реализации электроэнергии, ОАО "Кызылская ТЭЦ", ГУП Республики Тыва "Ак-Довуракэнерго", ГУП Республики Тыва "Котельная с. Хову-Аксы", ГУП Республики Тыва "ТЭК-4" - по производству и распределению теплоэнергии, ООО "Водоканал" - по распределению холодной воды.

В отрасли добычи полезных ископаемых создаются высокоэффективные производства на месторождениях Улуг-Хемского угольного бассейна. Активная инвестиционная деятельность ведется угледобывающими компаниями ЗАО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" по освоению Элегестского месторождения, ООО "Угольная компания "Межегейуголь" на Межегейском месторождении. Объем добычи угля к 2018 году увеличится до 2150 - 4029 тыс. тонн (рост в 2,9 - 5,4 раза к 2014 г.).

ООО "Лунсин" увеличит объем добычи полиметаллических руд на Кызыл-Таштыгском месторождении до 800 тыс. тонн.

Объем добычи золота в республике в базовом варианте прогноза 2016 года сохранится на уровне 2015 года, во втором варианте - увеличится на 6,7 процента за счет увеличения объемов добычи ООО "Тардан-Голд" и началом освоения месторождения рудного золота Кара-Бельдир.

С привлечением инвесторов продолжится работа по эффективному освоению месторождений асбеста с использованием модернизированного оборудования.

Для реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики, обеспечения действующих и строительства жилых и социальных объектов продолжится проведение мероприятий по повышению энергетической безопасности республики. Планируется реконструировать узловые опорные подстанции в г. Кызыле (ПС 110 кВ "Городская", ПС 110 кВ "Южная", ПС 110 кВ "Западная"), строительство ПС "Северная" для обеспечения развития правобережного района столицы, ВЛ 220 кВ "Шушенское - Туран - Кызыл" с реконструкцией ОРУ 220 кВ ПС "Туран".

В структуре обрабатывающих производств значительных изменений по видам продукции на период до 2018 года не ожидается, наибольшую долю занимает производство пищевых продуктов питания, с ростом прогнозируется развитие швейного производства, обработка древесины, промышленности строительных материалов.

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством промышленной продукции, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест предусматривается разработка программы развития промышленности Республики Тыва.

Для развития легкой промышленности планируется задействовать индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в Дзун-Хемчикском, Кызылском, Монгун-Тайгинском, Сут-Хольском и Улуг-Хемском кожуунах по системе государственных закупок. Увеличение объемов выпуска швейных изделий планируется за счет обеспечения школьной формой учеников республики, поставок мягкого инвентаря и спецодежды госучреждениям и предприятиям.

Планируется провести организационную работу по перепрофилированию здания кондитерской фабрики под швейное производство.

Для создания производств по переработке шерсти и выпуску войлока в государственной программе Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 гг." в 2016 году предусматриваются средства на закупку оборудования на конкурсной основе.

Деревоперерабатывающая отрасль республики ориентирована на выпуск пиломатериалов для собственного рынка, наиболее благоприятные районы для развития малой деревообработки: Тоджинский, Каа-Хемский, Тес-Хемский, Тандинский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Пий-Хемский, Дзун-Хемчикский, Бай-Тайгинский, Сут-Хольский, Барун-Хемчикский кожууны продолжат работу по оказанию содействия гражданам в получении льготной древесины.

При поддержке администрации Тес-Хемского кожууна планируется восстановить деревообрабатывающее производство в с. Шуурмак в целях производства качественного пиломатериала и его экспортной поставки в Увсанурский и Завханский аймаки Монголии.

На уровне Правительства Российской Федерации продолжится реализация мероприятия по включению в перечень пунктов пропуска КПП "Цаган-Толгой" и КПП "Хандагайты", имеющих разрешение на экспорт пиломатериалов через Государственную границу Российской Федерации.

В промышленности строительных материалов в прогнозный период ведущую роль сохранят ООО "Жилье", ООО "Адарон" по производству кирпича, железобетонных изделий, ООО "Восток" по производству дорожных асфальтобетонных смесей и других неметаллических минеральных продуктов.

Для развития строительных материалов Министерством строительства Республики Тыва разработан план мероприятий ("дорожная карта") по возрождению в Республике Тыва производства строительных материалов.

В рамках подпрограммы "Развитие промышленности строительных материалов Республики Тыва" в 2016 году планируется оказать поддержку ООО "Адарон" и ООО "Жилье" для увеличения производства кирпича до 20 млн. шт. в год путем участия в государственных заказах на строительство объектов кирпичного исполнения, что позволит покрыть всю потребность в кирпиче в республике и обеспечить продажу в соседние регионы.

Существенный прирост выпуска строительных материалов ожидается от реализации проекта ООО "Бенконс" из Азербайджана по строительству кирпичного завода в г. Кызыле производительностью до 10 тыс. шт. кирпича в час. В перспективе к 2018 году запуск асфальтового и деревообрабатывающего заводов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»