Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2014 года N 508

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании Постановления Правительства РТ от 20.11.2015 N 540.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Тыва

постановляет:

1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 31 октября 2013 года N 634 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" с 1 января 2015 г.

Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
В.ФАЛАЛЕЕВ


Одобрен
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 31 октября 2014 года N 508

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ


Описание сценариев прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва сформирован в непосредственной зависимости от общих условий, складывающихся в экономике России, определяющих возможности реализации социальных и экономических программ, намеченных на среднесрочный период, а также обозначенных приоритетов развития, выраженных в принятых государственных программах. В приложении N 1 приведена сравнительная динамика макропоказателей республики со среднероссийскими.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов рассчитаны в двух вариантах. Первый вариант - базовый, ориентирован на сохранение тенденций развития экономики и социальной сферы Республики Тыва. В этом варианте предполагается увеличение расходов социальной направленности, консервативная инвестиционная политика частных компаний. Базовый вариант (вариант 1) предлагается использовать для разработки параметров республиканского бюджета на 2015 - 2017 годы.

По второму варианту прогноза - умеренно-оптимистичному - предполагается ускорение реализации крупных инвестиционных проектов в условиях улучшения инвестиционного климата, применения дополнительных мер стимулирующего характера для инвесторов, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов и укрепление экономики Республики Тыва. Основным фактором по второму варианту должно стать существенное наращивание инвестиционного портфеля, в том числе улучшение производственной и транспортной инфраструктуры, рост производительности труда.

Исполнение обязательств Правительства Республики Тыва по указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596 - 606, положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, Послания и поручений Главы - Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике о государственной политике и поручений Главы Республики Тыва учитывается в обоих вариантах. Для сбалансированности социально-экономического развития Республики Тыва в прогнозе учтены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года и положения государственных программ федерального и регионального значения.

Приоритетами в экономической и социальной политике Республики Тыва на прогнозный период являются:

улучшение качества жизни населения, социальное развитие республики;

повышение эффективности деятельности действующих предприятий, развитие местного производства в республике, обеспечение развития системы продовольственной безопасности;

улучшение инвестиционного климата.

Деятельность Правительства Республики Тыва будет направлена на решение следующих основных задач:

увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

модернизация агропромышленного комплекса (продовольственного комплекса);

создание новых рабочих мест, отвечающих требованиям современной экономики и влияющих на рост производительности труда;

развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через развитие программы финансирования и обеспечение гарантий по предоставляемым кредитам;

продолжение политики стимулирования жилищного строительства;

модернизация коммунального хозяйства;

содержание и развитие транспортной инфраструктуры, повышение безопасности транспорта, расширение дорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы Дорожного фонда;

поддержка деятельности системообразующих предприятий, а также реализация инвестиционных проектов с использованием государственных гарантий;

дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы;

развитие и модернизация систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, туризма.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов имеют следующие тенденции (приложение N 2 к настоящему Прогнозу).

Валовой региональный продукт в 2015 году прогнозируется в объеме 47,2 - 48,2 млрд. рублей, ожидается рост индекса физического объема на 1,5 - 1,8 процента. В результате реализации инвестиционных проектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях экономики региона валовой региональный продукт вырастет в реальном выражении к 2017 году на 6,6 - 8,1 процента по сравнению с 2013 годом.

В формировании произведенного валового регионального продукта в базовом варианте доминирующую долю занимают отрасли, финансируемые из государственного бюджета (46,4 процента), а именно отрасли экономики республики, имеющие наибольшую численность работающих, такие, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, государственное управление, которые продолжат оказывать емкое влияние на валовую добавленную стоимость валового регионального продукта, в том числе в связи с реформированием этих отраслей и повышением заработной платы в бюджетном секторе. В первом варианте прогноза кардинальных изменений в структуре валового регионального продукта не ожидается.

Реализация крупных инвестиционных проектов, рост оптовой и розничной торговли выступят одним из факторов роста валового регионального продукта по умеренно-оптимистичному сценарию развития экономики. Вклад строительства, промышленного производства в рост валового регионального продукта в 2015 - 2017 годах будет повышаться и в структуре валового регионального продукта, их доля составит 8,0 процентов и 13,1 - 13,2 процента соответственно. Ускорение экономического роста и развитие промышленности приведет к повышению спроса на транспортные услуги и связь. Так, в структуре валового регионального продукта их доля возрастет до 7,3 процента к 2017 году. Сохранение темпов роста кредитования малого и среднего бизнеса будет повышать удельный вес в валовом региональном продукте финансового сектора до 0,2 процента, а доля оптовой и розничной торговли в валовом региональном продукте в 2017 году составит 13,9 процента с ростом на 1,9 процентных пункта к 2013 году.

Промышленность. Промышленное производство в 2017 году по сравнению с 2013 годом в сопоставимых ценах возрастет на 17,1 - 37,6 процента и составит 12,1 - 16,6 млрд. рублей.

В прогнозный период развитие промышленного комплекса будет связано с деятельностью горнодобывающих организаций и вовлечением в хозяйственный оборот новых месторождений полезных ископаемых.

В Республике Тыва предусматривается создание центра угледобычи и намечено создание высокоэффективных производств на месторождениях Улуг-Хемского угольного бассейна. Активная инвестиционная деятельность ведется угледобывающими компаниями ЗАО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" по освоению Элегестского месторождения, ООО "Угольная компания "Межегей-уголь" - Межегейского месторождения. Объем добычи угля к 2017 году увеличится до 910 - 1560 тыс. тонн (рост в 1,4 - 2,4 раза к 2013 году).

С 2015 года ООО "Лунсин" на Кызыл-Таштыгском месторождении запустит горно-обогатительный комбинат по переработке полиметаллических руд, после выхода на проектную мощность ежегодно будет перерабатываться 600 - 1000 тыс. тонн руды.

Объем добычи золота в республике в базовом варианте прогноза в 2015 году в сравнении с 2013 годом снизится на 8,6 процента в связи со снижением объемов добычи артели "Ойна" и на период до 2017 года сохранится на уровне 1585 кг. По второму варианту прогноза - объем добычи золота в 2015 - 2017 годах останется на уровне 2013 года (1735 кг). В данном варианте снижение объема добычи артели "Ойна" будет компенсировано ростом объемов добычи ООО "Тардан-Голд", артели "Тыва", а также начала освоения месторождения рудного золота Кара-Бельдир.

ООО "Голевская горнорудная компания" продолжит работу по подготовке технико-экономического обоснования проекта освоения Ак-Сугского месторождения меди. После окончания данных работ и решения инфраструктурных вопросов начнется строительство горно-обогатительного комбината.

Учитывая, что ситуация с дефицитом энергоснабжения республики негативно отражается на возможности реализации крупных инвестиционных, приоритетных национальных и социальных проектов, продолжится работа по повышению энергетической безопасности республики и в области энергосбережения. В среднесрочной перспективе запланирована реконструкция подстанций "Южная", "Городская", "Западная", что значительно улучшит состояние электросетевого хозяйства г. Кызыла.

Развитие лесопромышленного комплекса будет ориентировано на строительство лесоперерабатывающего комплекса с полным замкнутым технологическим циклом производства, ориентированным на выпуск высокостоимостной продукции на внешний рынок.

Повышению конкурентоспособности продукции хозяйствующих субъектов в сфере легкой промышленности и наращиванию объемов производств будет способствовать модернизация и технологическое переоснащение производственных мощностей, организация малых производств по переработке шкур и шерсти.

В целях обеспечения растущей потребности отрасли строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, в строительных материалах в прогнозном периоде будут приниматься меры по увеличению объемов производства кирпича, материалов для строительства быстровозводимых домов, освоение производства теплоэффективных блоков, создание производства монолитных пенобетонных и газобетонных блоков, сборного железобетона, пустотных плит, а также строительство цементного завода в Улуг-Хемском кожууне с освоением месторождений цементного сырья (Хайыраканского месторождения известняков, Карачатского месторождения глин) за счет средств инвесторов.

Сельское хозяйство. Развитие отрасли сельского хозяйства в среднесрочной перспективе будет направлено на повышение уровня продовольственной безопасности республики, что позволит увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции и снизить объем ввоза основных продуктов питания в республику. Приоритетами будут являться развитие мясного и молочного скотоводства, развитие центров хранения и переработки сельхозпродукции. Для стимулирования развития указанных направлений деятельности будут оказываться различные формы государственной поддержки местных товаропроизводителей.

Развитие животноводства планируется на основе высокопродуктивных пород скота. В рамках подпрограммы "Развитие мясного скотоводства в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы" продолжится работа по разведению специализированного скота мясной породы (герефордов). Сохранится поддержка малых форм хозяйствования на селе, которая не только стимулирует развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, расширение их производства, но и сбыт сельскохозяйственной продукции. Рост поголовья скота с учетом принимаемых мер прогнозируется в размере до 4 процентов ежегодно.

В прогнозный период предстоит работа по запуску и эксплуатации убойных и перерабатывающих цехов. Переход на новые условия забоя скота планируется начать с создания трех цехов в центральной, западной и южной зонах республики, обеспеченных необходимой логистикой. Предусматривается строительство и запуск современных модульных цехов по первичной переработке мяса, приобретение комплекта оборудования для производства мясных полуфабрикатов в Сут-Хольском кожууне на базе откормочной площадки СПК "Амык", в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Эрзинском кожуунах.

Развитие молочного животноводства предусматривает реконструкцию молочно-товарных ферм в крупных хозяйствах, строительство новых мини-цехов по переработке молока в сельскохозяйственных кооперативах и крестьянско-фермерских хозяйствах, создание молокоприемных пунктов, что будет способствовать увеличению молока и производства цельномолочной продукции в целом по республике до 4,2 - 5 тыс. тонн к 2017 году. Планируется открытие мини-цеха по переработке молока в Тандинском кожууне, а также модульных молочных цехов в Каа-Хемском, Пий-Хемском и Кызылском кожуунах.

Реализация мероприятий государственных программ Республики Тыва "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", деятельность республиканского и муниципального фондов поддержки предпринимательства будут способствовать модернизации оборудования на предприятиях, реконструкции производственных помещений, развитию заготовительной сети в районах республики, приобретению сельскохозяйственной техники.

В отрасли растениеводства будут приниматься меры по повышению эффективности использования земельных ресурсов. Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур будут проведены мероприятия по развитию мелиоративно-водохозяйственного комплекса, улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических качеств территорий республики.

Восстановление и дальнейшее развитие мелиорации будет способствовать не только увеличению валового производства сельскохозяйственной продукции, но и обеспечит надежность и безопасность работы гидротехнических сооружений, безаварийность пропуска паводковых вод, предотвратит возможность подтопления и затопления территорий. Начиная с 2014 года, основной упор сделан на выращивание кормовых культур для обеспечения животноводства сочными и концентрированными кормами. Кормовые культуры увеличены в 3 раза и размещены на площади 18830 га, что обусловлено динамичным ростом поголовья скота в республике. Производство продукции растениеводства в 2017 году возрастет на 10,5 процента по отношению к 2013 году.

Валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям собственности в 2015 году составит 5,8 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к объему предыдущего года увеличится на 2 процента. К 2017 году объем сельскохозяйственной продукции составит 6,4 - 7,2 млрд. рублей и по сравнению с 2013 годом в сопоставимых ценах возрастет на 9,5 - 11,0 процентов.

Торговля и предпринимательство. В 2015 году оборот розничной торговли прогнозируется в 19,9 млрд. рублей с индексом физического объема 103,1 процента. К 2017 году розничный товарооборот возрастет до 23,1 - 23,3 млрд. рублей с ростом к 2013 году на 12,8 - 13,5 процента в товарной массе.

В рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 г. продолжится работа по строительству торговых центров и модернизации рынков, увеличится доля организованной торговли.

Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств, а также налоговой политики государства.

На период до 2017 года прогнозируется тенденция роста показателей деятельности малых и средних предприятий благодаря осуществлению мер государственной поддержки в создании новых и расширении действующих производств.

В частности, в целях снижения барьеров для старта собственного дела будут расширены возможности по применению самозанятыми гражданами патентной системы налогообложения. Кроме того, субъекты Российской Федерации будут наделены правом освобождать от уплаты налогов в течение двух лет для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной, производственной и социальной сферах. Будут упрощены требования трудового законодательства для микропредприятий. Продолжится работа по повышению информационной открытости и доступности мер государственной поддержки для предпринимателей.

В целях сдерживания роста цен на товары и повышения качества реализуемой продукции планируется проведение мероприятий по развитию конкуренции на рынке продовольствия, укрупнению товарных потоков местных торговых организаций, проведение регулярных продовольственных ярмарок, открытие новых рынков сельскохозяйственной продукции.

Объем платных услуг в 2015 году оценивается в сумме 6,2 млрд. рублей, что на 3,6 процента больше уровня 2013 года. К 2017 году объем платных услуг возрастет до 7,5 - 7,6 млрд. рублей, в сопоставимой оценке увеличится на 16,3 - 16,9 процента к показателю 2013 года.

В структуре платных услуг сохранится преобладающая доля коммунальных, транспортных услуг, услуг связи, образовательных и бытовых услуг. Высокие темпы роста прогнозируются по услугам связи, физической культуры и спорта, туристическим и транспортным услугам.

Объем платных услуг в сфере физической культуры и спорта будет увеличиваться за счет пропаганды здорового образа жизни, строительства спортивных комплексов в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, с. Бай-Хаак Тандинского кожууна, с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна, открытия фитнес-центров; в туристическом комплексе - за счет расширения и строительства новых туристических баз на территории республики, в частности, на оз. Дус-Холь, Чагытай, Азас. Наращивание объемов жилищного строительства будет способствовать увеличению жилищных услуг. Увеличение объемов производства добычи полезных ископаемых отразится на росте транспортных услуг.

Индекс потребительских цен в 2015 году прогнозируется на уровне 105,5 - 106,0 процентов (декабрь к декабрю предыдущего года). К 2017 году влияние инфляции на экономику ослабнет и составит 104,8 - 105 процентов.

В структуре индекса потребительских цен наибольшую долю оказывают цены на продовольственные товары. В среднесрочной перспективе индекс цен на потребительские товары в условиях общероссийских тенденций будет повышаться. Так как при замещении местными переработчиками и поставщиками импорта сырья из стран, подпавших под санкции, более дорогим импортом будет возрастать инфляционное давление. Учитывая низкую рентабельность их производства, такая ситуация приведет к сокращению производства и потребления, что скажется на поставках перекупщиков соответствующего товара.

Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, наращивание производства собственных продовольственных товаров, составляющих конкуренцию импортной продукции, за счет активизации предпринимательской деятельности среди населения республики, а также открытие новых сельскохозяйственных рынков на территории республики. В целом, ввиду высокой доли товаров, ввозимых в республику, индекс потребительских цен будет превышать среднероссийский уровень.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»