Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2016 года N 506

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства РТ от 31.10.2017 N 488.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства РТ от 17.02.2017 N 63)

Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

3. Признать утратившим силу с 1 января 2017 г. постановление Правительства Республики Тыва от 20 ноября 2015 года N 540 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ






Одобрен
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 25 ноября 2016 года N 506

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ


 I. Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Разработка прогноза осуществлялась с учетом итогов социально-экономического развития Республики Тыва за 2015 год и ожидаемых итогов за 2016 год. При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в государственных программах Республики Тыва, комплексных программах социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Тыва.

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва разработан с учетом сценарных условий развития российской экономики.

Прогноз социально-экономического развития российской экономики разработан на вариантной основе в составе базового, целевого и консервативного вариантов.

Базовый вариант характеризует развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства. В 2016 году падение валового внутреннего продукта (далее - ВВП) замедлится до 0,2 процента, при этом уже в конце года предполагается возобновление экономического роста. В 2017 году рост ВВП прогнозируется темпом 0,8 процента, в 2018 году - 1,8 процента и в 2019 году - 2,2 процента. В социальной сфере предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Следствием этого будет сдержанная динамика потребительского спроса: возобновление роста реальных денежных доходов населения в 2017 году (на 0,7 процента к 2016 году) с последующим ростом на 1,1 процента в 2019 году к 2018 году. На фоне низкого потребительского спроса инфляция замедлится до 6,5 процента в 2016 году против 12,9 процента в 2015 году с дальнейшим замедлением ее роста до 4 процентов к 2019 году.

Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Снижение инфляции до 4 процентов в 2017 году предполагает существенное сдерживание внутреннего спроса, прежде всего спроса домашних хозяйств: снижение реальных денежных доходов населения в 2016 и 2017 годах. Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году также не достигнет темпов, необходимых для динамичного роста экономики, вследствие значительной инерционности инвестиционного процесса и ограниченности финансирования. Однако, начиная с 2018 года, с учетом начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы прироста ВВП будут непрерывно возрастать и достигнут 4,5 процента в 2019 год.

Консервативный вариант рассматривает развитие экономики в условиях низких цен на нефть и высокой волатильности курса рубля. При этих условиях основные макроэкономические показатели в 2016 году будут иметь выраженную негативную динамику: снижение ВВП - до 2,1 процента, падение инвестиций в основной капитал - до 9,4 процента, усиление инфляционного фона по сравнению с базовым вариантом - до 9 процентов, дальнейшее падение доходов населения и снижение уровня жизни населения. В 2017 году предполагается стабилизация ситуации в экономике с замедлением темпов падения до 0,4 процента, в 2018 - 2019 гг. намечается тенденция устойчивого прироста темпами 0,7 - 1,6 процента. Данный вариант не рассматривается при разработке прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработан на вариантной основе, исходя из сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации в 2 вариантах.

Сценарный вариант 1 (базовый) характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает активную государственную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.

Рост валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в 2016 году прогнозируется на уровне 0,4 процента, в дальнейшем, по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса, темпы роста экономики повысятся до 0,7 процента в 2017 году и до 1,9 процента в 2019 году.

Сценарий вариант 2 (целевой) базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов.

При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.

Объем валового регионального продукта в 2017 году прогнозируется в объеме 55,9 млрд. рублей и к 2019 году составит 63,5 млрд. рублей с ростом на 3,9 процента в сопоставимых ценах.

Сценарный вариант 1 (базовый) прогноза рекомендован для разработки параметров республиканского бюджета Республики Тыва.

В 2017 году продолжится реализация перечня мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, утвержденных распоряжением Правительства Республики Тыва от 5 августа 2016 года N 301-р.

С применением методов проектного подхода будут реализованы приоритетные проекты по основным направлениям стратегического развития, определенными Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, контрольно-надзорной деятельности.

К 2019 году целевыми ориентирами достижения основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва в рамках реализации государственных программ Республики Тыва и привлечения частных инвестиций в экономику республики должны являться:

макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;

повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;

рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций, с применением налоговых стимулов для развития малого предпринимательства;

создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей.


II. Общая оценка социально-экономической ситуации в Республике Тыва за отчетный период


Кризисные явления, вызванные факторами внешнего и внутреннего характера, во многом определили социально-экономическую ситуацию в 2015 году. Она складывалась непросто и в стране, и в регионах, включая Республику Тыва. Тем не менее, за счет мер, принимавшихся в соответствии с ориентирами, обозначенными в посланиях Президента России и Главы Республики Тыва, удалось стабилизировать ее, сохранив экономический рост и социально-политическую устойчивость.

Важнейшим программным документом, определившим направления антикризисной работы, стал План мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Республики Тыва в 2015 - 2025 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 года N 678-р.

Как и в предыдущие годы, одним из ключевых курсов Правительства республики остается поддержка малого и среднего предпринимательства, особенно сельского.

По ряду показателей в 2015 году республика сохранила позитивные тенденции. По сравнению с 2014 годом на 12 процентов вырос ввод жилья, на 8 процентов - объем промышленного производства, на 29,4 процента - грузооборот.

Денежные доходы на душу населения составили в среднем 15094,4 руб., что на 7,2 процента выше уровня 2014 года. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника выросла на 3,0 процента, до 28321,7 руб. На 0,5 процента снизился уровень общей безработицы: на конец года она составила 18,6 процента, или 23,2 тыс. безработных (по данным Международной организации труда).

Вместе с тем, по ряду параметров произошло снижение. В условиях инфляции до 96,3 процента сократились реальные располагаемые доходы населения. Неблагоприятные погодные условия, засуха предопределили падение объемов в аграрном секторе - индекс производства валовой продукции сельского хозяйства составил 98,5 процента к прошлому году.

В первом полугодии 2016 года социально-экономическая ситуация в Республике Тыва характеризовалась ростом индекса промышленного производства - на 8,5 процента, объема платных услуг связи населению - на 8,2 процента. За первое полугодие 2016 года сельхозпредприятиями республики произведено продукции на сумму 1,5 млрд. рублей. В натуральном выражении производство сельскохозяйственной продукции составило: 6,3 тыс. тонн мяса, 18,4 тыс. тонн молока.

Численность населения, официально признанных безработными, к соответствующему периоду прошлого года снизилась на 4,6 процента, уровень общей безработицы составил 19,1 процента, рост на 1,4 процентных пункта.

Снижен индекс оборота розничной торговли - на 3 процента, объема платных услуг - на 2,1 процента, объема строительных работ - на 44,5 процента, ввода жилья - на 31,8 процента, грузооборота транспорта - на 57,9 процента, пассажирооборота - на 7,7 процента.

В июне к декабрю 2015 г. инфляция возросла на 2,8 процента, реальные располагаемые доходы населения составили 87,3 процента.

В рейтинге среди регионов Сибирского федерального округа Республика Тыва в тройке лидеров по индексу промышленного производства - 108,5 процента (2 место), индексу физического объема розничного товарооборота - 97 процентов (2 место), в пятерке лидеров по индексу производства продукции сельского хозяйства - 99,5 процента (4 место), индексу потребительских цен - 107 процентов (5 место).

Внедрены проектные подходы к решению поставленных задач, призванные изменить стиль управления в пользу повышения эффективности, прозрачности финансов и нацеленности на конкретный результат. По этому принципу реализуются проекты "Одно село - один продукт", "Дом для участкового", "Сельский дом культуры", "Служебное жилье для глав сельских администраций". С 2016 года реализуются проекты "Корова - кормилица", "Кыштаг для молодой семьи".

В 2017 году предполагается стабилизация ситуации в экономике с замедлением темпов падения, а в 2018 - 2019 годах - переход к устойчивому росту.


III. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов


 1. Производство валового регионального продукта


Развитие экономики республики направлено на обеспечение расширенного воспроизводства, стимулирование развития отраслей экономики, обеспечение занятости населения и улучшение социальной сферы. Оценка ВРП в 2015 году составит 49,7 млрд. рублей, в 2016 году - 52,7 млрд. рублей (рост на 0,4% в сопоставимых ценах).


Структура ВРП республики в 2012 - 2014 гг., в %*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


С учетом активной инвестиционной политики, направленной на привлечение частных инвестиций, проведением модернизации и стимулированием крупных производств в отраслях промышленности, торговли, строительства, сельского хозяйства, доля рыночного сектора составит 51 процент (в 2014 г. - 49,1%).


Динамика валового регионального продукта Республики Тыва за 2005 - 2014 гг.*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 2017 году ВРП составит в объеме 55,7 млрд. рублей, на фоне сдержанных темпов роста инвестиций в основной капитал, инфляционных проявлений в экономике ожидается индекс физического объема ВРП на уровне 100,7 процента.

2016 г. (оценка)

Прогноз

2019 г. в % к 2015 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

вар. 1

вар. 2

вар. 1

вар. 2

вар. 1

вар. 2

вар. 1

вар. 2

ВРП, млн. рублей

52700

55700

55900

58800

59200

62000

63500

124,7

127,8

Индекс физического объема, % к пред. году

100,4

100,7

101,0

101,6

101,8

101,9

103,9

104,7

107,3


В структуре ВРП сохранится тенденция преобладания влияния нерыночных отраслей (образование, здравоохранение, государственное управление - 51%). Объем ВРП в 2017 году прогнозируется в объеме 55,7 - 55,9 млрд. рублей, к 2019 году составит 62 - 63,5 млрд. рублей.


При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.


2. Промышленное производство


В структуре промышленного производства наибольшая доля отгрузки составляет крупными и средними организациями 93 процента, производителями малого бизнеса - 7 процентов. Крупные и средние организации работают в сфере добычи полезных ископаемых и энергетике, малый бизнес (включая индивидуальных предпринимателей) - в обрабатывающих производствах.


Структура промышленного производства*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Республика стала одним из немногих регионов страны, где в 2015 году наблюдался рост промышленного производства.

Рост промышленного производства составил 5,1 процент к уровню 2014 года, физический объем - 12346,5 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»