РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 апреля 2013 года N 642-р/адм
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1502-р:
Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года.
Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ
КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Концепция миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Стратегией социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года и Концепцией демографического развития Смоленской области на период до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Смоленской области от 21.04.2008 N 12.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Смоленской области по регулированию миграционных процессов на территории Смоленской области.
Смоленская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена на пересечении транспортных путей, имеет развитую промышленность и транспортную инфраструктуру.
Социально-экономическое развитие Смоленской области в долгосрочной перспективе направлено на создание комфортного жизненного пространства для населения региона и развивающейся эффективной экономики.
Ключевыми приоритетами создания эффективной экономики являются:
- технологическое обновление и модернизация производств, позволяющие развивать производство высококонкурентной продукции (машиностроительного, авиационного, оборонного, транспортного и других назначений);
- развитие химического производства;
- формирование деревообрабатывающего кластера;
- индустриализация агропромышленного комплекса и обеспечение переработки сельхозпродукции;
- переход к инновационному пути развития, создание зон инновационного развития и инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и др.);
- эффективное использование инфраструктурного потенциала региона, позволяющее обеспечить условия для развития транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;
- развитие сервисных услуг высокого уровня (таможенно-логистических, транспортных, туристских);
- государственная поддержка и развитие малых и средних предприятий, которые более мобильны и восприимчивы к производству инновационной продукции.
При указанных предпосылках экономика Смоленской области в 2012 - 2025 годах будет развиваться среднегодовыми темпами в размере 104,5 процента. Это позволит повысить уровень жизни населения, сформировать высокопрофессиональные кадры и обеспечить возрастание технологической и инновационной составляющих в экономике региона.
Этап развития экономики региона в период 2021 - 2025 годов предусматривает:
- продолжение реализации проектов по внедрению современных высоких технологий;
- реализацию проекта по строительству двухреакторной атомной станции нового поколения - Смоленской АЭС-2;
- нарастание инновационной активности в энергетике и обрабатывающих производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности;
- активный рост благосостояния населения Смоленской области;
- ускоренное развитие торговли и сферы услуг.
Среднегодовые темпы роста экономики Смоленской области в 2012 - 2025 годах прогнозируются на уровне 104,3 процента (без учета эффекта возможных кризисных явлений в мировой экономике).
Анализ демографической ситуации в регионе показывает, что сохранение относительно высокой смертности населения трудоспособного возраста, увеличение численности выходящих на пенсию работников, особенно среди городского населения трудоспособного возраста, ведут к возникновению дефицита трудовых ресурсов и могут стать существенными ограничителями темпов экономического роста в отдельных отраслях экономики. Трудовые ресурсы в регионе составляют 63 процента от общей численности населения.
Обозначившиеся в последнее время тенденции развития демографических процессов нашли отражение в ряде статистических показателей. По предварительной оценке численность постоянного населения Смоленской области на 1 января 2013 года составила 975188 человек, из них 706742 человека (72,5 процента) - горожане, 268446 человек (27,5 процента) - сельские жители (справочно: на 1 января 2012 года численность населения Смоленской области составила 980482 человека, на 1 января 2011 года - 982887 человек). Сокращение численности населения Смоленской области происходило за счет естественной убыли населения, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 231 человека (на 3,7 процента). Специфика миграционных процессов в Смоленской области состоит в том, что последние два года сальдо миграции, являясь положительным, не обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2012 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения лишь на 13,7 процента.
(человек)
Годы | Естественная убыль (прирост) населения | Миграционный прирост населения | Абсолютная убыль (прирост) населения |
2010 | -7830 | -2022 | -9852 |
2011 | -6260 | 3826 | -2434 |
2012 | -6029 | 825 | -5204 |
Миграционный прирост населения в 2012 году имел положительное сальдо 825 человек. Миграционный прирост населения произошел за счет прироста международной миграции (5318 человек) и обеспечивался за счет стран СНГ, при этом наиболее значительно за счет Республики Беларусь, Узбекистана и Украины. Наибольшая величина миграционных потерь приходятся на Центральный федеральный округ, из них только в обмене с Москвой и Московской областью Смоленская область потеряла 3871 человека.
(человек)
2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||||
Миграционные потоки | прибывшие | выбывшие | миграционный прирост | прибывшие | выбывшие | миграционный прирост | прибывшие | выбывшие | миграционный прирост |
Всего | 12308 | 14330 | -2022 | 26685 | 22859 | 3826 | 32402 | 31577 | 825 |
в том числе внутриобластная миграция | 6716 | 6716 | 0 | 12885 | 12885 | 0 | 14834 | 14834 | 0 |
Потоки внешней миграции: | 5592 | 7614 | -2022 | 13800 | 9974 | 3826 | 17568 | 16743 | 825 |
межрегиональная | 4487 | 7357 | -2870 | 6294 | 9542 | -3248 | 7662 | 12155 | -4493 |
со странами СНГ и Балтии | 1060 | 184 | 876 | 6036 | 315 | 5721 | 8758 | 3596 | 5162 |
с другими зарубежными странами | 45 | 73 | -28 | 1470 | 117 | 1353 | 1148 | 992 | 156 |
Рост положительного сальдо миграции в 2011 - 2012 годах свидетельствует о том, что смоленский рынок труда становится все более привлекательным для иностранцев.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Смоленской области поставлены на миграционный учет в Управлении Федеральной миграционной службы по Смоленской области (далее - УФМС России по Смоленской области) 59230 иностранных граждан, в том числе по месту пребывания (с учетом продления срока регистрации) - 55083 иностранных гражданина. В истекшем году показатель количества иностранных граждан, прибывших в Смоленскую область и поставленных на миграционный учет по месту пребывания, незначительно уменьшился (менее чем на 1 процент).
Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших и зарегистрированных по месту пребывания на территории Смоленской области в 2012 году, с разбивкой по целям въезда указана в таблице 3.
(человек)
Страна гражданства (для лиц без гражданства - страна последнего проживания) | Зарегистрировано иностранных граждан, прибывших на территории России | |||||||
с частными целями | в целях осуществления деловых поездок | с туристическими целями | в целях обучения | с целью осуществления трудовой деятельности | в гуманитарных целях | для временного проживания | зарегистрировано в гостиницах | |
ВСЕГО | 13748 | 903 | 891 | 2569 | 14149 | 39 | 2790 | 6993 |
Страны СНГ | 10495 | 487 | 273 | 1071 | 14001 | 0 | 2525 | 6159 |
Другие страны | 3253 | 416 | 618 | 1498 | 148 | 39 | 265 | 834 |
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в 2012 году оформлено 2536 разрешений на временное проживание, в том числе 1857 - в пределах установленной квоты (квота на 2012 год использована на 74,3 процента).
В истекшем году наблюдается увеличение на 20,9 процента к уровню 2011 года количества оформленных первично видов на жительство. В Смоленской области по видам на жительство проживает 3100 иностранных граждан.
Увеличение в истекшем году количества оформленных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на 20,6 процента обусловлено несколькими факторами. Во-первых, более высокими по сравнению с другими странами СНГ темпами выхода из кризиса Российской Федерации и соответственно улучшением социально-экономической ситуации в России вообще и в Смоленской области в частности. Во-вторых, выгодным географическим положением Смоленской области (развитой транспортной инфраструктурой, в том числе с Западной Европой, близостью столичного региона). В-третьих, стабильной миграционной и межнациональной ситуацией в Смоленской области и отсутствием предпосылок для ее быстрого изменения. На территории Смоленской области случаев проявления экстремизма, ксенофобии и мигрантофобии не зарегистрировано.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012 году составила 5767 человек, разрешения на работу получил 5061 гражданин (квота реализована на 87,8 процента).
Вклад иностранной рабочей силы (далее также - ИСР) в экономическое развитие Смоленской области (определяется как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности) в целом за 2012 год составил 7474,1 млн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году, и в 1,3 раза больше, чем в 2010 году.
(млн. рублей)
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Вклад ИРС в экономическое развитие Смоленской области | 5892,4 | 4788,6 | 7474,1 |
Объем НДФЛ, полученного с фонда заработной платы, выплачиваемого ИСР | 118,3 | 128,5 | 140,1 |
Значительный рост вклада ИРС в производство товаров и услуг в 2012 году в сравнении с 2011 годом наблюдается по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства (в 2 раза), строительство (в 1,2 раза), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1,04 раза). Уменьшился вклад иностранной рабочей силы в 2012 году в добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений увеличивается с каждым годом. В 2012 году оно достигло 100 процентов.
В Смоленской области создано смоленское областное государственное казенное учреждение "Центр содержания иностранных граждан" (далее - Центр), подведомственное Департаменту Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами. Центр временно располагается в помещении, принадлежащем Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, по адресу: г. Смоленск, просп. Гагарина, д. 15 (лимит наполняемости - 31 человек).
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым с 1 января 2014 года полномочия по содержанию по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Указанным Федеральным законом также были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены подбор и передача федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.
Во исполнение требований указанного Федерального закона Департамент Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами провел работу по подбору необходимых помещений.