АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2013 года N 642-р/адм

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1502-р:

Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года.

Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 30.04.2013 N 642-р/адм

КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


Концепция миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Стратегией социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года и Концепцией демографического развития Смоленской области на период до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Смоленской области от 21.04.2008 N 12.

Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Смоленской области по регулированию миграционных процессов на территории Смоленской области.


1. Современное состояние и перспективы развития миграционных процессов в Смоленской области


Смоленская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена на пересечении транспортных путей, имеет развитую промышленность и транспортную инфраструктуру.

Социально-экономическое развитие Смоленской области в долгосрочной перспективе направлено на создание комфортного жизненного пространства для населения региона и развивающейся эффективной экономики.

Ключевыми приоритетами создания эффективной экономики являются:

- технологическое обновление и модернизация производств, позволяющие развивать производство высококонкурентной продукции (машиностроительного, авиационного, оборонного, транспортного и других назначений);

- развитие химического производства;

- формирование деревообрабатывающего кластера;

- индустриализация агропромышленного комплекса и обеспечение переработки сельхозпродукции;

- переход к инновационному пути развития, создание зон инновационного развития и инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и др.);

- эффективное использование инфраструктурного потенциала региона, позволяющее обеспечить условия для развития транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;

- развитие сервисных услуг высокого уровня (таможенно-логистических, транспортных, туристских);

- государственная поддержка и развитие малых и средних предприятий, которые более мобильны и восприимчивы к производству инновационной продукции.

При указанных предпосылках экономика Смоленской области в 2012 - 2025 годах будет развиваться среднегодовыми темпами в размере 104,5 процента. Это позволит повысить уровень жизни населения, сформировать высокопрофессиональные кадры и обеспечить возрастание технологической и инновационной составляющих в экономике региона.

Этап развития экономики региона в период 2021 - 2025 годов предусматривает:

- продолжение реализации проектов по внедрению современных высоких технологий;

- реализацию проекта по строительству двухреакторной атомной станции нового поколения - Смоленской АЭС-2;

- нарастание инновационной активности в энергетике и обрабатывающих производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности;

- активный рост благосостояния населения Смоленской области;

- ускоренное развитие торговли и сферы услуг.

Среднегодовые темпы роста экономики Смоленской области в 2012 - 2025 годах прогнозируются на уровне 104,3 процента (без учета эффекта возможных кризисных явлений в мировой экономике).

Анализ демографической ситуации в регионе показывает, что сохранение относительно высокой смертности населения трудоспособного возраста, увеличение численности выходящих на пенсию работников, особенно среди городского населения трудоспособного возраста, ведут к возникновению дефицита трудовых ресурсов и могут стать существенными ограничителями темпов экономического роста в отдельных отраслях экономики. Трудовые ресурсы в регионе составляют 63 процента от общей численности населения.

Обозначившиеся в последнее время тенденции развития демографических процессов нашли отражение в ряде статистических показателей. По предварительной оценке численность постоянного населения Смоленской области на 1 января 2013 года составила 975188 человек, из них 706742 человека (72,5 процента) - горожане, 268446 человек (27,5 процента) - сельские жители (справочно: на 1 января 2012 года численность населения Смоленской области составила 980482 человека, на 1 января 2011 года - 982887 человек). Сокращение численности населения Смоленской области происходило за счет естественной убыли населения, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 231 человека (на 3,7 процента). Специфика миграционных процессов в Смоленской области состоит в том, что последние два года сальдо миграции, являясь положительным, не обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2012 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения лишь на 13,7 процента.

Таблица 1


(человек)

Годы

 Естественная убыль

 (прирост) населения  

Миграционный прирост

 населения      

 Абсолютная убыль

 (прирост) населения  

2010

 -7830         

 -2022        

 -9852         

2011

 -6260         

 3826        

 -2434         

2012

 -6029         

 825        

 -5204         


Миграционный прирост населения в 2012 году имел положительное сальдо 825 человек. Миграционный прирост населения произошел за счет прироста международной миграции (5318 человек) и обеспечивался за счет стран СНГ, при этом наиболее значительно за счет Республики Беларусь, Узбекистана и Украины. Наибольшая величина миграционных потерь приходятся на Центральный федеральный округ, из них только в обмене с Москвой и Московской областью Смоленская область потеряла 3871 человека.

Таблица 2


(человек)

 2010 год            

 2011 год            

 2012 год            

 Миграционные

 потоки     

прибывшие

выбывшие

миграционный

 прирост   

прибывшие

выбывшие

миграционный

 прирост   

прибывшие

выбывшие

миграционный

 прирост   

Всего           

 12308  

 14330  

 -2022    

 26685  

 22859  

 3826    

 32402  

 31577  

 825    

в том числе

внутриобластная

миграция        

 6716  

 6716  

 0    

 12885  

 12885  

 0    

 14834  

 14834  

 0    

Потоки внешней

миграции:       

 5592  

 7614  

 -2022    

 13800  

 9974  

 3826    

 17568  

 16743  

 825    

межрегиональная

 4487  

 7357  

 -2870    

 6294  

 9542  

 -3248    

 7662  

 12155  

 -4493    

со странами СНГ

и Балтии        

 1060  

 184  

 876    

 6036  

 315  

 5721    

 8758  

 3596  

 5162    

с другими

зарубежными

странами        

 45  

 73  

 -28    

 1470  

 117  

 1353    

 1148  

 992  

 156    


Рост положительного сальдо миграции в 2011 - 2012 годах свидетельствует о том, что смоленский рынок труда становится все более привлекательным для иностранцев.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Смоленской области поставлены на миграционный учет в Управлении Федеральной миграционной службы по Смоленской области (далее - УФМС России по Смоленской области) 59230 иностранных граждан, в том числе по месту пребывания (с учетом продления срока регистрации) - 55083 иностранных гражданина. В истекшем году показатель количества иностранных граждан, прибывших в Смоленскую область и поставленных на миграционный учет по месту пребывания, незначительно уменьшился (менее чем на 1 процент).

Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших и зарегистрированных по месту пребывания на территории Смоленской области в 2012 году, с разбивкой по целям въезда указана в таблице 3.

Таблица 3


(человек)

 Страна

гражданства

 (для лиц

 без

гражданства

 - страна

последнего

проживания)

 Зарегистрировано иностранных граждан, прибывших на территории России                 

 с

частными

 целями

 в целях

осуществления

 деловых

 поездок   

 с

туристическими

 целями    

в целях

обучения

 с целью

осуществления

 трудовой

деятельности

 в

гуманитарных

 целях    

 для

временного

проживания

зарегистрировано

 в гостиницах  

ВСЕГО      

 13748  

 903     

 891      

 2569  

 14149    

 39     

 2790   

 6993      

Страны СНГ

 10495  

 487     

 273      

 1071  

 14001    

 0     

 2525   

 6159      

Другие

страны     

 3253  

 416     

 618      

 1498  

 148    

 39     

 265   

 834      


Иностранным гражданам и лицам без гражданства в 2012 году оформлено 2536 разрешений на временное проживание, в том числе 1857 - в пределах установленной квоты (квота на 2012 год использована на 74,3 процента).

В истекшем году наблюдается увеличение на 20,9 процента к уровню 2011 года количества оформленных первично видов на жительство. В Смоленской области по видам на жительство проживает 3100 иностранных граждан.

Увеличение в истекшем году количества оформленных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на 20,6 процента обусловлено несколькими факторами. Во-первых, более высокими по сравнению с другими странами СНГ темпами выхода из кризиса Российской Федерации и соответственно улучшением социально-экономической ситуации в России вообще и в Смоленской области в частности. Во-вторых, выгодным географическим положением Смоленской области (развитой транспортной инфраструктурой, в том числе с Западной Европой, близостью столичного региона). В-третьих, стабильной миграционной и межнациональной ситуацией в Смоленской области и отсутствием предпосылок для ее быстрого изменения. На территории Смоленской области случаев проявления экстремизма, ксенофобии и мигрантофобии не зарегистрировано.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012 году составила 5767 человек, разрешения на работу получил 5061 гражданин (квота реализована на 87,8 процента).

Вклад иностранной рабочей силы (далее также - ИСР) в экономическое развитие Смоленской области (определяется как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности) в целом за 2012 год составил 7474,1 млн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году, и в 1,3 раза больше, чем в 2010 году.

Таблица 4


(млн. рублей)

 Показатель               

 2010 год

 2011 год

 2012 год  

Вклад ИРС в экономическое развитие

Смоленской области                     

 5892,4  

 4788,6  

 7474,1   

Объем НДФЛ, полученного с фонда

заработной платы, выплачиваемого ИСР   

 118,3  

 128,5  

 140,1   


Значительный рост вклада ИРС в производство товаров и услуг в 2012 году в сравнении с 2011 годом наблюдается по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства (в 2 раза), строительство (в 1,2 раза), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1,04 раза). Уменьшился вклад иностранной рабочей силы в 2012 году в добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений увеличивается с каждым годом. В 2012 году оно достигло 100 процентов.

В Смоленской области создано смоленское областное государственное казенное учреждение "Центр содержания иностранных граждан" (далее - Центр), подведомственное Департаменту Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами. Центр временно располагается в помещении, принадлежащем Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, по адресу: г. Смоленск, просп. Гагарина, д. 15 (лимит наполняемости - 31 человек).

Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым с 1 января 2014 года полномочия по содержанию по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Указанным Федеральным законом также были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены подбор и передача федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.

Во исполнение требований указанного Федерального закона Департамент Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами провел работу по подбору необходимых помещений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»