Развитие городских агломераций связано с выстраиванием эффективного межмуниципального сотрудничества при координирующей роли Правительства Республики Хакасия, направленного на комплексное решение вопросов местного значения в рамках достижения целей региональной экономической и социальной политики.
Целью межмуниципального сотрудничества является объединение ресурсов городов и прилегающих территорий муниципальных районов и их рациональное использование. Преимуществом агломерации является формирование общего экономического пространства, создание условий для привлечения инвестиций, создание единой транспортной системы, возможность совместного решения проблем рекреации, энергоснабжения, водоотведения и т.п. Кроме того, агломерационное пространство дает возможность интенсифицировать и оптимизировать связи между населенными пунктами.
Определяющим направлением в развитии нормативной правовой базы, регулирующей межмуниципальное сотрудничество (формирование и развитие агломераций), является обеспечение равных возможностей реализации конституционных прав граждан - жителей различных населенных пунктов агломерации.
В целях обеспечения согласованных действий на региональном и муниципальном уровнях предлагаемая модель развития агломерации основана на заключении соглашения между Правительством Республики Хакасия и муниципальными образованиями, образующими агломерацию ("договорная" модель).
Для обеспечения процесса развития Абакано-Черногорской агломерации необходимо подписание ряда документов о межмуниципальном сотрудничестве и реализации межмуниципальных проектов в различных сферах деятельности:
транспортное обслуживание;
оказание медицинских услуг;
оказание образовательных услуг;
реализация межмуниципальных проектов в сфере обращения с отходами;
иные соглашения по вопросам местного значения.
Предлагаемый вариант формирования правового обеспечения развития агломерации основан на разработке и реализации межмуниципальных инвестиционных проектов, а также комплексных инвестиционных проектов, возможность организации и осуществления которых предусмотрена пунктом 29 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать такой метод, как разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" вводит понятие "комплексный инвестиционный проект", под которым понимается инвестиционный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов, реализуемых двумя и более ответственными исполнителями и (или) инвесторами.
В связи с активизацией процесса агломерирования в субъектах Российской Федерации необходимо законодательное закрепление понятия "агломерация" путем внесения соответствующих дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В свою очередь, Правительству Республики Хакасия потребуется пересмотреть действующие нормативные правовые акты регионального значения, регламентирующие градостроительную деятельность.
В настоящее время термин "агломерация" введен схемой территориального планирования Республики Хакасия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763.
Поэтому органам исполнительной власти Республики Хакасия и местного самоуправления надлежит внести соответствующие изменения в действующие документы стратегического и территориального планирования.
Для обеспечения комплексного подхода к реализации основных направлений Концепции, увязанных со стратегическими и иными документами социально-экономического развития Республики Хакасия, внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700;
Программа "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденная Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ;
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия на 2012 - 2014 годы", утвержденная Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.10.2011 N 677.
Изменения, вносимые в схему территориального планирования Республики Хакасия, связанные с развитием Абакано-Черногорской агломерации, должны содержать текстовый и картографический материал. В текстовой части должен быть дан комплексный анализ состояния территории и основные направления комплексного развития. Содержание графических материалов схемы варьируется в зависимости от целей и потребностей разработчиков. В них могут включаться карты современного использования территории, ее инвестиционного, туристического потенциала, карты зон особого использования территории.
Кроме того, в связи с развитием агломерации следует внести изменения в комплексные программы и планы социально-экономического развития муниципальных образований, образующих Абакано-Черногорскую агломерацию.
Для обеспечения комплексного подхода к развитию агломерации логическим продолжением реализации настоящей Концепции станет разработка региональной программы "О развитии Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года", в которой необходимо сделать акцент на повышение инвестиционной привлекательности, включив следующие мероприятия:
разработка бренда агломерации (включая графическое представление) и проведение мероприятий по его продвижению в российском и международном сообществах;
формирование информационной базы для инвесторов;
упрощение административных процедур, в том числе с помощью внедрения информационно-коммуникационных технологий;
развитие механизмов муниципально-частного партнерства, включая правовое обеспечение.
Планируется, что выделение средств на совместные межмуниципальные проекты будет происходить в рамках региональных и муниципальных целевых программ с закреплением участия каждого муниципального образования в финансировании мероприятий развития Абакано-Черногорской агломерации.