Существующий механизм взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти не предполагает принципиальных изменений перспективы сложившихся соотношений финансовой поддержки сферы культуры региона.
Привлечение федерального финансирования возможно через участие в мероприятиях инвестиционных программ. Препятствием в движении по этому пути является, как правило, отсутствие проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию объектов культуры.
Перспективным направлением привлечения федерального финансирования является грантовая поддержка региональных мероприятий, но размеры грантов при этом не будут оказывать существенного влияния на уровень общеотраслевого финансирования. Следовательно, оценивая степень интенсивности возможного федерального финансирования, можно сделать вывод о невысоком уровне надежности данного источника.
1.4.4. Государственно-частное партнерство
Одним из возможных путей поддержки развития сферы культуры является механизм государственно-частного партнерства. Данный путь предполагает наличие взаимного интереса сторон, в том числе и коммерческого. С учетом специфики итогового продукта сферы культуры, невысокой привлекательности объектов инфраструктуры (учреждений культуры) путь формирования взаимодействия с представителями бизнеса представляется достаточно сложным в его реализации. Вместе с тем, механизм государственно-частного партнерства достаточно успешно функционирует в книгоиздательской деятельности.
Необходимо разрабатывать перспективы социального партнерства (через использование рекламного продвижения продукта бизнеса), осуществлять поиск инвесторов в сфере объектов культурного наследия (зданий, имеющих статус памятников культуры и истории).
Сфера благотворительности и спонсорской деятельности регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", однако цели, при которых оказанная помощь будет расцениваться как благотворительная, а также возможности мотивации спонсорской деятельности законодательством, ограничены.
Возможными путями стимулирования благотворительной и спонсорской деятельности в отрасли могут быть поощрения и награждения юридических и физических лиц органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Камчатского края, создание реестра социально ответственных организаций и индивидуальных предпринимателей с информационным освещением их деяний, присвоение наименования учреждениям культуры, творческим коллективам названий организаций и физических лиц, внесших вклад в их развитие, конкурсная акция "Лучший благотворитель года" и т.д.
1.4.5. Оценка рисков реализации плана развития отрасли
К рискам в реализации стратегии развития культуры в Камчатском крае следует отнести:
1) недостаточность объемов финансовой поддержки процесса модернизации материально-технической базы инфраструктуры отрасли;
2) сохранение "остаточного" принципа финансирования отрасли при отсутствии поступательного экономического развития региона;
3) снижение уровня творческой активности и продуктивности отрасли;
4) отсутствие эффективной инфраструктуры;
5) слабое развитие конкурентной среды в сфере предоставления платных услуг учреждениями культуры, связанное, в том числе, с низким платежеспособным спросом населения;
6) серьезная дифференциация развития сферы культуры по муниципальным образованиям края;
7) быстрое старение кадрового состава, недостаток молодых кадров в связи с низкой привлекательностью профессиональной деятельности (низкий уровень заработной платы, социальных гарантий и т.д.).
1.4.6. Модель мониторинга реализации плана развития отрасли
Мониторинг реализации стратегии выступает в качестве инструмента получения достоверной и объективной информации, установки связи всех участников реализации стратегии, является основой для выявления причин отклонения от запланированного хода событий для принятия корректировки реализации стратегических направлений.
При проведении мониторинга реализации стратегии в качестве основных показателей оценки уровня достижений используется следующий набор отдельных показателей:
Показатели | Единица | Исходный | Исполнители |
Увеличение | % | % | Орган исполнительной |
Приведение | % | % | Орган исполнительной |
Показатель | Ед. на | Ед. на 1000 | Орган исполнительной |
Количество | Количество | Количество | Орган исполнительной |
Сохранение объектов | Количество | Количество | Орган исполнительной |
Рост охвата | % | % | Орган исполнительной |
Рост объема | % | % | Орган исполнительной |
Увеличение | % | % | Орган исполнительной |
Увеличение | Кол-во | Кол-во экз. | Орган исполнительной |
Сохранение музейных |
|
| Орган исполнительной |
Основной информацией, характеризующей выполнение поставленных целей и задач стратегии, является периодическая отчетность, формирующаяся в установленном порядке.
1.4.7. Механизм корректировки стратегии в процессе реализации
Основной механизм реализации стратегии развития культуры в Камчатском крае - экономическая политика, государственная финансовая поддержка, мониторинг реализации стратегии и оценка эффективности реализации поставленных целей и задач. В ходе реализации стратегии может возникнуть потребность внесения корректировок в развитие стратегических направлений.
Связь перспективных и текущих планов обеспечивается методологией планирования, согласовывающей стратегию на уровне субъекта и муниципальных уровнях.
Планирование осуществляется путем формирования и реализации региональных целевых программ с проработкой возможности участия со стороны федеральных целевых программ, других инструментов целевого финансирования из федерального бюджета.
К другим механизмам реализации стратегии относятся нормативное правовое регулирование, механизм публичного обсуждения стратегии и освещения ее результатов.