ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 декабря 2013 года N 1436-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2020 ГОДЫ


Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2013 года N 2202 "О развитии киноиндустрии Республики Саха (Якутия)":

1. Утвердить Концепцию развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Назначить координатором реализации Концепции развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

3. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.):

3.1. Провести до 1 апреля 2014 года республиканский конкурс сценариев игровых и анимационных полнометражных фильмов, посвященных формированию консолидирующей национальной идеи на основе истории народов Якутии.

3.2. Организовать выпуск серии научно-популярных документальных фильмов по истории Якутии, посвященной 100-летию образования Якутской АССР.

4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышеву.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2013 года N 1436-р

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2020 ГОДЫ


 I. Общие положения


Концепция развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на период 2014 - 2020 годы (далее - Концепция) исходит из представления о характере национального кинематографа:

как вида художественной культуры, играющего особую роль в эпоху развития аудиовизуальных коммуникаций;

как средства социальной политики государства, ориентированного на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям,

как сферы, требующей технологического совершенствования и развития инфраструктуры.

Под киноиндустрией понимается область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, экономической, производственной, научной, технической, образовательной, социальной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии.

Концепция служит основой политики и практической деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1222-З N 1335-IV "О культуре", Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 г. 301-З N 609-III "Об аудиовизуальном наследии Республики Саха (Якутия)", Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Саха (Якутия) и Союзом кинематографистов Российской Федерации от 23.11.2012.


II. Основные проблемы и необходимость принятия Концепции


Необходимость разработки Концепции обусловлена рядом проблем в развитии киноиндустрии в Республике Саха (Якутия):

Кинопроизводство в Якутии началось в 1990 году с создания киностудии "Северфильм", позже реорганизованной в государственную национальную кинокомпанию "Сахафильм". За эти годы создано более 100 фильмов разных жанров, часть из которых отмечены призами и дипломами на различных кинофестивалях и смотрах.

В течение последних нескольких лет были созданы независимые киностудии: "Алмазфильм", "Кэскил", "Арктик-Синема", "Ургэл", "Арт-лайн", "Алгыс-фильм", "СТАЙС-студия", "D&A", "Туйма-фильм" и другие, ряд фильмов которых имел несомненный коммерческий успех.

В то же время на сегодняшний день отсутствуют условия для производства фильмов, в первую очередь, отсутствует кинопавильон, оснащенный кинооборудованием, соответствующий современным стандартам, т.к. кинооборудование, имеющееся в государственной национальной кинокомпании "Сахафильм", требует технологического совершенствования.

К концу 70-х годов сеть проката и показа фильмов республики насчитывала 1 635 киноустановок, ежегодно кинозалы посещали 22 миллиона зрителей. С середины 90-х годов кинообслуживание населения республики было передано в ведение районов и городов. Нарушилось снабжение киносетей кинооборудованием и техникой, кинофильмами. Недостаточность финансирования, невозможность приобретения новых фильмов, неудовлетворительная обеспеченность автотранспортом привели к сокращению числа сельских киноустановок более чем на 90%.

В технологическом плане киноиндустрия стремительно переходит на цифровые технологии - как съемок, так и кинотеатральной дистрибьюции (уже более половины кинозалов в России имеют цифровые проекторы, и более 90% фильмов выходят в цифровом формате). Развитие кинопроката напрямую зависит от количества кинозалов. Назрела необходимость создания в улусах республики новых кинотеатров и реконструкции существующих кинотеатров в соответствии с современными требованиями кинообслуживания населения и достижениями в области кинопроекционной техники.

На кинорынке России условия диктуют крупные российские и зарубежные дистрибьюторские компании, которые составляют репертуарный план показа фильмов на полгода - год вперед. При этом требуется профессиональный отбор фильмов во время проводимых ежеквартальных кинорынков в центральных городах России, что при высокой стоимости проезда для районных кинотеатров является затруднительным. Также необходимо принять во внимание сложность получения прокатных копий премьерных фильмов у дистрибьюторов для кинотеатров с малой проходимостью зрителей, сложно осуществить оформление контрактов с каждым республиканским кинотеатром, но возможно решить этот вопрос с помощью централизованной кинопрокатной системы.

В 1996 году в Республике Саха (Якутия) создано Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия) - специализированное учреждение, занимающееся выявлением, сбором, хранением и сохранением киновидеодокументов о Якутии.

Вместе с тем, проблемными остаются ведение единого государственного учета обязательных экземпляров документов, представляющих историческую ценность, а также выявление, сбор аудиовизуальных документов, производимых в улусах республики.

На рынке кинопроизводства Якутии ощущается острый дефицит специалистов по следующим направлениям: режиссер, продюсер кино, кинодраматург (сценарист), художник-постановщик, художник-аниматор, художник по компьютерной графике, менеджер производства аудиовизуальной продукции, менеджер реализации аудиовизуальной продукции, менеджер на предприятиях киновидеопроката и показа и многих других специалистов. Остро стоит проблема подготовки и эффективного использования организациями кинематографии специалистов различных профессий.

Якутский международный кинофестиваль, проведенный в 2013 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов Российской Федерации, показал, что якутский кинематограф является одним из динамично развивающихся региональных сегментов киноиндустрии Российской Федерации.

Дальнейшее проведение Якутского международного кинофестиваля на постоянной основе станет существенным фактором в формировании положительного имиджа Республики Саха (Якутия) в России и на международной арене киноиндустрии, привлечении инвесторов будущих кинопроектов, региональном и международном сотрудничестве в сфере киноиндустрии.


III. Основные цели и задачи Концепции


Основной целью реализации Концепции является становление национальной киноиндустрии Республики Саха (Якутия), как крупного регионального сегмента киноиндустрии Российской Федерации, конкурентоспособного на российском и международном рынках.

Основные задачи:

создание современного, конкурентоспособного на российском и международном рынках кинопроизводственного комплекса на базе автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная национальная кинокомпания "Сахафильм";

создание единой республиканской системы проката и показа фильмов на базе автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная национальная кинокомпания "Сахафильм";

формирование аудиовизуального наследия Республики Саха (Якутия), как составной части Архивного фонда Республики Саха (Якутия) и Архивного фонда Российской Федерации;

создание условий для подготовки и повышения квалификации кадров национальной киноиндустрии;

создание условий для осуществления фестивального движения;

последовательный переход от системы государственного дотационного бюджетного финансирования к системе рыночного функционирования и самоокупаемости, направленной на формирование прибыли, основывающейся на сочетании государственной поддержки, формировании доходов и внебюджетных инвестиций различных форм, в том числе на возвратной основе.


IV. Направления развития киноиндустрии в Республике Саха (Якутия)


 IV.1. В области кинопроизводства


В настоящее время в России насчитывается более 100 съемочных павильонов, часть из которых расположена на государственных киностудиях, имеющих в основном устаревшее оборудование. Помимо студий на рынке действуют киносервисные компании, не имеющие собственных павильонов. Большинство из них расположены в Москве и Санкт-Петербурге. При этом в последнее время, благодаря переходу к цифровым технологиям в кино, возрастает значимость студий цифрового мастеринга и тиражирования, и компаний, предоставляющих такие услуги, становится все больше (сейчас их около 15). Услуги аренды съемочной и осветительной техники также довольно распространены (14 компаний).

В России наблюдается большая потребность в современных кинопроизводящих комплексах полного цикла.

Укрепление базы автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная национальная компания "Сахафильм" позволит ему стать современным киносъемочным комплексом, представляющим весь спектр услуг как съемочного, так и монтажно-тонировочного периода, в том числе цифрового мастеринга и тиражирования, аренды съемочной и осветительной техники, для всех регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из направлений должно стать изготовление совместной продукции, съемок, аренда оборудования, предоставление услуг, поиск натуры для съемок на территории республики для зарубежных киносъемочных групп.

Формирование доходов и внебюджетных инвестиций различных форм позволит автономному учреждению Республики Саха (Якутия) "Государственная национальная компания "Сахафильм" вкладываться в развитие местного кинопроизводства полнометражных, короткометражных игровых и анимационных, научно-популярных, документальных фильмов.


IV.2. В области кинопроката и кинопоказа


В 2012 году почти 90% фильмов российского проката вышли в цифровом или гибридном формате, т.к. почти в 60% современных российских кинозалов установлено цифровое оборудование - 1 647 экранов (в 772 кинотеатрах), из них в 1 590 - с возможностью 3D-показа.

Базовой моделью сотрудничества кинотеатров и дистрибьюторов является распределение кассовых сборов в пропорции 50/50.

В настоящее время в связи с переходом на цифровые технологии появилась возможность создания единой республиканской системы проката и показа фильмов на принципах государственно-частного партнерства, объединения вновь открываемых и существующих кинотеатров в единую кинотеатральную сеть на основе некоммерческого партнерства, имеющую единую билетную систему и отчетность.

Для того, чтобы осуществить своевременный показ кинофильмов мирового уровня, у дистрибьюторов этих фильмов, представляющих на территории России права таких кинокомпаний, как Warner Brothers, Universal, WaltDisney, ParamountPictures и других, есть обязательные требования к кинооборудованию, оно должно быть цифровым, стоимость которого составляет от 4 миллионов рублей. На этом оборудовании можно осуществлять показ всех кинофильмов, начиная от голливудских кинопремьер, заканчивая небольшими авторскими проектами. Что касается показа якутского кино, то для его показа не обязательно иметь вышеуказанное дорогостоящее оборудование, вполне достаточно оснастить кинозалы высококачественными проекторами, обеспечивающими изображение высокой четкости на экран шириной 5 - 6 метров.

Поэтому кинотеатры должны разделяться на две категории:

1) большие кинотеатры, оснащенные цифровым оборудованием, в которых будет производиться показ мировых кинопремьер, фильмов российского и якутского производства, будут расположены в административных центрах муниципальных образований республики;

2) малые кинотеатры, в которых будет осуществляться показ якутского кино, а также фильмов зарубежного и российского производства на основе публичного показа (фильмы, не являющиеся киноновинками), будут расположены в поселениях муниципальных образований республики.

Для того, чтобы запустить районный кинотеатр, необходимо выполнение нескольких простых условий:

наличие помещения;

наличие кинооборудования;

наличие фильмов;

наличие персонала;

организация безалкогольных кафе, предоставление развлекательных услуг.

Финансирование для выполнения каждого из этих условий должна на себя взять отдельно взятая сторона государственно-частного партнерства:

1. Муниципальные образования республики предоставляют партнерству из муниципальной собственности помещение, подходящее для размещения в нем кинозала, а также берут на себя обязательство по содержанию объекта.

2. Обеспечение оборудованием для кинопоказа муниципальных кинотеатров предусматривается за счет средств, предусмотренных в мероприятиях "Приобретение звукового, светового оборудования, театральных кресел, одежды и механики сцены, кинопроекционного оборудования" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 956.

3. Некоммерческая организация (Некоммерческое партнерство) осуществляет непосредственное и методическое руководство процессом кинопроката, принимает в партнерство новых членов, разделяющих цели партнерства, разрабатывает репертуарный план кинотеатров, осуществляет поставку кинофильмов, ведет отчетность. Осуществляет подготовку кадров.

4. Заинтересованные предприниматели, являющиеся членами некоммерческого партнерства, организовывают рекламную деятельность для популяризации посещения кинотеатров, организовывают продажу билетов, осуществляют технические операции по показу фильмов в кинотеатрах, а также организовывают деятельность кафе и сопутствующих развлекательных услуг в кинотеатре.

В результате внедрения предлагаемой схемы нагрузка, которая является неподъемной при попытках вести кинобизнес на селе в одиночку, распределится на всех членов партнерства.

В результате у якутских кинематографистов появится целая сеть киноплощадок, на которых они смогут показывать результаты своего творчества, повысится доходность их фильмов, что будет являться стимулом для развития.

Данная схема реализована при открытии кинотеатра "Вилюй", который расположился в здании бывшего кинотеатра муниципального образования "город Вилюйск".

Таким образом, создание единой республиканской системы проката и показа фильмов позволит осуществлять прокат фильмов, произведенных в республике, на российском и международных рынках.


IV.3. В области выявления, хранения и сохранения аудиовизуального наследия Республики Саха (Якутия)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»