Охрана прав детей, обеспечение их защиты - это безусловный приоритет современной государственной политики России. Системные изменения происходят в сфере образования Алтайского края. Для обеспечения доступности качественного образования они направлены на его соответствие современной экономике и запросам общества. Увеличивается количество детей, охваченных услугами дошкольного образования; активно проводится комплексная модернизация школьного образования; меняется структура подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в высших учебных заведениях.
В крае уделяется большое внимание обеспечению благополучного и защищенного детства. Пути решения этих проблем намечены в долгосрочных целевых программах "Здоровое поколение", "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы, "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и других.
В крае продолжает формироваться сеть образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Право на образование принадлежит всем детям, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от причин, вызвавших эти ограничения. Уделяя этой проблеме особое внимание, Уполномоченным проведена проверка и подготовлена информация о выполнении рекомендаций, изложенных в специальном докладе "О реализации детьми с ограниченными возможностями здоровья права на образование" (2010 год). Изучение состояния дел показало, что ситуация имеет устойчивую тенденцию изменения к лучшему. Образовательные учреждения стали активнее адаптироваться к потребностям "особенных" детей, усилился контроль за исполнением индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов. Постановлением Администрации Алтайского края от 28.11.2011 N 683 утверждена Концепция долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы, в которой предусмотрены мероприятия по созданию универсальной безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях. В прошлом году в гимназии N 40, средних общеобразовательных школах N 51 и N 60 города Барнаула в соответствии с требованиями норм для этого проведен соответствующий ремонт: сделаны пандусы, расширены входные двери, подготовлены помещения для занятий лечебной физкультурой, приобретены устройства для быстрого и безопасного передвижения и подъема по лестницам в креслах-колясках. Городским комитетом по образованию определен еще ряд образовательных учреждений, где к 2016 году будет создана универсальная безбарьерная среда для обучения детей-инвалидов.
Администрацией края увеличена грантовая поддержка деятельности социально ориентированных НКО, в ходе которой краевая общественная организация "Незабудка", работающая с детьми-инвалидами и их родителями, представившая проект "Теплый дом", стала одним из победителей (объем финансирования - 690 тыс. руб.). В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" проводился конкурс на предоставление грантов по реализации программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Общая сумма денежных средств, выделенных из краевого бюджета на эти цели в прошлом году, составила 400 тысяч рублей. Родителям (законным представителям), воспитывающим и обучающим 928 детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно, выплачивается соответствующая компенсация за счет средств краевого бюджета.
Важную роль в своевременном выявлении, организации последующего обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК). 32 таких комиссии ежегодно проводят комплексное обследование до 8000 детей. Их целью является выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, дача рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения. Анализ заключений ПМПК, предоставляемых в ФГУ МСЭ, показал, что из рекомендаций исключена такая формулировка, как "ребенок не обучаем". В то же время стали встречаться заключения, где ПМПК рекомендуют пребывание в детском доме-интернате для инвалидов детям, проживающим в семьях и имеющим по заболеванию показания для обучения как в специальных коррекционных учреждениях, так и по специальным программам общеобразовательных школ. Вероятно, такие рекомендации к обучению даются, исходя не из индивидуальных потребностей ребенка, а из возможностей учреждений образования, находящихся на территориях.
Проблема дошкольного образования детей-инвалидов в целом и особенно в сельской местности является достаточно сложной. Согласно данным МСЭ в структуре первичной инвалидности детского населения дети-инвалиды в возрасте от 0 до 7 лет составляют более 60% - т.е. ежегодно около 700 детей. Все они нуждаются в мерах психолого-педагогической реабилитации и имеют особенные потребности в дошкольном образовании, так как именно в этом возрасте такая помощь наиболее эффективна. Услугами дошкольного образования охвачено более 8000 детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто в детских садах не хватает специалистов и оборудования для пребывания детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и имеющих нарушения слуха.
Несмотря на то, что проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня благодаря строительству новых дошкольных образовательных учреждений, реконструкции существующих зданий под эти цели, открытию дополнительных групп в действующих детских садах, а также развитию негосударственного сектора дошкольного образования, поступают обращения с просьбами о помощи в получении в них путевок.
В крае сформирована база данных многодетных семей, получающих меры социальной поддержки в органах социальной защиты населения. По состоянию на 01.01.2013 имеются сведения о 17138 многодетных семьях, имеющих 55932 ребенка. В целях предоставления им дополнительных мер социальной поддержки губернатором внесены изменения в постановление Администрации края от 15.09.2010 N 404 "Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы. Принятые меры привели к тому, что за два года в крае количество школьников из многодетных семей, которые учатся на "хорошо" и "отлично", увеличилось.
Решена "застарелая" проблема обеспечения учащихся бесплатными учебниками.
В адрес Уполномоченного обратилась многодетная мать Ч., воспитывающая приемных детей, по вопросу предоставления мер социальной поддержки.
По просьбе Уполномоченного Главным Управлением образования и молодежной политики Алтайского края ее обращение рассмотрено, выявлено нарушение Закона РФ "Об образовании" в части обеспечения учащихся учебниками. Директору МКОУ "Краснодарская средняя общеобразовательная школа" объявлено замечание на ненадлежащий контроль по комплектованию библиотечного фонда.
Одна из острых проблем на сегодняшний день - реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот вопрос на постоянном контроле Уполномоченного. В прошлом году поступило 38 таких обращений. 1710 человек состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в краевой реестр на получение безвозмездной субсидии на эти цели, из них 577 поставлены на очередь в 2012 году. Для их обеспечения жильем в прошлом году выделено 277 миллионов рублей, в том числе 115,6 - из краевого бюджета, на которые приобретено 320 квартир (в 2011 году - 224 квартиры).
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления квартир лицам, утратившим родительскую опеку, который начал действовать с 01.01.2013. В крае уполномоченным органом по формированию, ведению списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, определено Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Постановлением Администрации края от 27.12.2012 N 736 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда этой категории нуждающихся. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 01.01.2013, вправе самостоятельно обратиться в краевое Управление по жилищно-коммунальному хозяйству с соответствующим заявлением и документами. Сведения в Список вносятся по дате поступления заявления. По окончании пятилетнего срока предоставленное специализированное жилье автоматически будет переходить в жилой фонд социального использования.
Создание в крае специализированного института по защите детства не снизило внимания Уполномоченного к проблемам, связанным с реализацией несовершеннолетними своих прав.