Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года N 404

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы

Документ утратил силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 26 февраля 2014 года N 79.

{Наименование изложено в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588.}

{Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 1 июня 2011 года N 285;
2. постановление Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588;
3. постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2011 года N 610;
4. постановление Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642.
5. постановление Администрации Алтайского края от 1 апреля 2013 года N 183;
6. постановление Администрации Алтайского края от 14 февраля 2014 года N 54}.

{Новая редакция с изменениями от 14 февраля 2013 года.}

В соответствии с постановлением Администрации края от 11.07.2011 N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" постановляю {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588.}:

Утвердить долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы (прилагается) {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588.}.

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 15.09.2010 N 404

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы


{Наименование изложено в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588.}

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы


{Наименование изложено в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588.}

Наименование программы

долгосрочная  целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы (далее - "программа")
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588 .}

Основание для разработки программы

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2011 N 367-р
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

Государственный заказчик программы

Главное  управление  Алтайского  края  по здравоохранению  и  фармацевтической деятельности
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

Основные разработчики программы

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодол ению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 1 апреля 2013 года N 183 }.

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (по согласованию)

Цель программы

повышение  качества  жизни  и  увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015  году до 71,1 года
 {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

Задачи программы

оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе многодетным семьям;

 укрепление института семьи, воспитание ответственного материнства и отцовства;
создание условий, способствующих со кращению уровня материнской и младенческой смертности;

 укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
укрепление здоровья семьи;

 организация здорового питания отдельных групп населения;

 создание государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, воспитывающих детей данной категории;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 усиление мер, направленных на сокращение уровня смертности от внешних причин;

 значительное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

 обеспечение занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве;

 эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально- экономического и демографического развития Алтайского края
 {Позиция изложена в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

общий коэффициент рождаемости -отношение числа родившихся живыми к тысяче человек среднегодового населения;

 суммарный коэффициент рождаемости - количество детей, которое могла воспроизвести 1 женщина в течение всего фер- тильного возраста при условии сохранения уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты;

 средняя (ожидаемая) продолжительность жизни мужчин и женщин;

 уровень младенческой смертности - количество детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми;

 уровень материнской смертности на 100 тыс. детей, родившихся живыми;

 коэффициент смертности в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения;

 общий коэффициент смертности на 1000 человек населения;

 естественный прирост населения - соотношение рождаемости и смертности
 {Позиция изложена в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

Срок реализации программы

2010 - 2015 годы

Исполнители программы

комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике;

 Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

 Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

 Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края;

 управление Алтайского края по труду и занятости населения;

 управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

 управление Алтайского края по печати и информации;

 Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (по согласованию);

 Государственная инспекция труда в Алтайском крае (по согласованию);

 органы местного самоуправления (по согласованию);

 АКГУП "Алтайстройзаказчик";

 Алтайская межрегиональная медико- генетическая консультация, г. Барнаул (по согласованию);

 КГБУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края";
КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая детская больница";

 КГБУЗ "Краевая клиническая больница";
КГКУЗ "Краевой центр медицины катастроф"
 КГБУЗ "Алтайский краевой центр крови";
КГБУЗ "Городская больница N 1, г. Барнаул";

 КГБУЗ "Городская больница N 8, г. Барнаул";

 межрайонные перинатальные центры;

 межрайонные урологические отделения;

 образовательные организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию);
{позиция изложена в редакции постановления Администрации Алтайского края от 14 февраля 2014 года N 54 }
 муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
 {Позиция изложена в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

Объемы и источники финансирования программы

объем финансирования программы в  2010-2015  годах  составляет
 2010-2015 годах составляет
 2173046,5 тыс. рублей, из них:
 средства краевого бюджета - 1995393,5 тыс. руб., из них капитальные вложения - 1185470,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 в 2010 году - 502160,0 тыс. рублей, в том числе капитальные вложения - 491360,0 тыс. рублей;

 в 2011 году - 585747,0 тыс. рублей, в том числе капитальные вложения - 424095,0 тыс. рублей;

 в 2012 году - 412028 тыс. рублей, в том числе капитальные вложения - 238813,0 тыс. рублей;

 в 2013 году - 2096634,0 тыс. рублей, в том числе капитальные вложения - 31202,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 132468,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 153356,5 тыс. рублей;

 средства федерального бюджета - 177653,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 в 2010 году - 23156,6 тыс. рублей;

 в 2011 году - 20318,3 тыс. рублей;

 в 2012 году - 12594,8 тыс. рублей;

 в 2013 году - 58502,9 тыс. рублей;

 в 2014 году - 36767,6 тыс. рублей;

 в 2015 году - 26312,8 тыс. рублей
 {Позиция изложена в редакции:
 1. постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 ;

 2. постановления Администрации Алтайского края от 14 февраля 2014 года N 54 }

Ожидаемые результаты реализации программы

стабилизация показателя продолжительности жизни на уровне не ниже 71,1 года;

 достижение общего коэффициента рождаемости на уровне 13 человек на 1000 населения;

 достижение суммарным коэффициентом рождаемости значения не ниже 1,570;
снижение уровня младенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми, до 8,8;

 снижение уровня материнской смертности на 100 тыс. детей, родившихся живыми, до 15,5;

 снижение значения коэффициента смертности в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения до 624;

 снижение значения общего коэффициента смертности на 1000 человек населения до 13,0;

 достижение показателем естественного прироста населения (соотношение рождаемости и смертности) значения 0.
 {Позиция изложена в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642 .}

I. Характеристика проблемы и обоснование её решения программными методами


Работа по демографическому развитию региона строилась в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 16.04.2002 N 204 "О плане первоочередных мероприятий на 2002-2003 годы по реализации в Алтайском крае Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.". В соответствии с основными целями и задачами демографического развития в части укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи определялись ключевые направления реализуемой в Алтайском крае социальной политики в интересах семьи, охраны материнства и детства {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 1 апреля 2013 года N 183}.

В рамках этих направлений разработаны и выполняются более 20 социально значимых долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе долгосрочная целевая программа "Дети Алтая" на 2011 - 2015 годы, ведомственная целевая программа "Молодежь Алтая" на 2011 - 2013 годы, долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" на 2011 - 2013 годы и др. Действуют целевые программы в области здравоохранения, образования, направленные на пропаганду здорового образа жизни среди населения Алтайского края, поддержку детей, укрепление их здоровья, совершенствование воспитания и образования. Сохранена и развивается система государственных и муниципальных учреждений всех отраслей социальной сферы. Краевой бюджет является социально направленным, более половины его средств идет на реализацию социальной политики, развитие социальной сферы края {абзац второй изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 1 апреля 2013 года N 183}.

Заметный вклад в развитие отраслей социальной сферы, особенно здравоохранения, образования, напрямую влияющих на изменение демографической ситуации, внесли приоритетные национальные проекты. Улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования. Существенно обновился парк автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов. Укрепился кадровый потенциал этих отраслей.

В результате принимаемых мер в демографической ситуации Алтайского края сложились некоторые позитивные изменения.

Уровень рождаемости за период с 2005 по 2009 годы вырос на 20,3 процента (с 10,3 промилле до 12,4 промилле). Число родившихся в 2009 году увеличилось на 4642 (на 17,6% по сравнению с 2005 годом). Показатель общей смертности снизился на 14,4 процента (с 16,7 промилле в 2005 г. до 14,3 в 2009 г.). Число умерших в 2009 г. сократилось в сравнении с 2005 г. на 6724 человека. Смертность трудоспособного населения снизилась на 27,1 процента (с 8,7 в 2005 г. до 6,34 в 2009 г. на 1 тыс. человек населения трудоспособного возраста). Число умерших трудоспособных граждан в 2009 г. сократилось в сравнении с 2005 г. на 3,5 тысячи человек.

Заметным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения. Показатель естественного прироста вырос в 3,4 раза (с - 6,4 промилле в 2005 г. до - 1,9 в 2007 г.). Убыль населения за счет процессов естественного движения сократилась на 11366 чел. Коэффициент превышения числа умерших над родившимися снизился с 1,6 (2005 г.) до 1,15 (2009 г.). Показатель младенческой смертности уменьшился с 11,5 (2005 г.) до 9,0 (2009 г.) на 1 тысячу детей, родившихся живыми. Число детей, умерших на первом году жизни, сократилось на 30.

Но в целом демографическая ситуация в Алтайском крае остается напряженной. В настоящее время в регионе проживают 2490,7 тыс. человек (1,8 процента всего населения России). С 1996 года происходит постоянное сокращение абсолютной численности населения Алтайского края (за 2005-2009 годы на 68,8 тыс. чел.). Изменение указанной численности населения - результат взаимодействия процессов естественного воспроизводства и миграции.

Основной демографической проблемой в Алтайском крае является сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью (за счет превышения смертности над рождаемостью). Показатель естественной убыли населения в 2009 году - 1,9 промилле, что превышает среднероссийский уровень (-1,8 промилле). Показатель рождаемости в 2009 году составил 12,4 промилле и был самым низким в Сибирском федеральном округе. Регистрируемые показатели свидетельствуют о том, что уровень рождаемости в Алтайском крае не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. В 2009 году уровень рождаемости возрос по сравнению с 2008 годом на 1,6 процента и достиг показателей Российской Федерации (12,4 промилле). По данным 2009 г. младенческая смертность в Алтайском крае (9 промилле) превышает среднероссийский показатель (8,2%) на 9,7% и занимает 6-е ранговое место среди субъектов Сибирского федерального округа (выше, чем в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Забайкальском крае, Республиках Хакасия и Бурятия). Основными причинами младенческой смертности в 2009 году были болезни и состояния, возникающие в перинатальном периоде (59,2%), врожденные аномалии развития (21,3%) и несчастные случаи, травмы и отравления (6,9%). Уровень младенческой смертности в сельской местности (10,2 промилле) существенно выше, чем в городской (7,8 промилле).

За последние десять лет почти в два раза увеличилось количество женщин с патологией репродуктивной системы, что отразилось на здоровье беременных женщин. Каждая вторая беременная женщина в настоящее время страдает хронической анемией, каждая четвертая имеет патологию почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне идет рост осложнений у женщин при беременности, а также рост заболеваемости новорожденных. Наблюдается высокий уровень материнской смертности (42,1 на 100 тыс. детей, рожденных живыми), который существенно превышает таковой в Сибирском федеральном округе (29,6 на 100 тыс. детей, рожденных живыми). Растет число различных осложнений при родах, в 2009 году только 1/4 всех родов зарегистрированы как нормальные. Потери от преждевременной и младенческой смертности в наибольшей степени снижают показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Этот показатель составил в 2008 г. для обоих полов в целом 67,52 года: у женщин - 73,79 года, у мужчин – 61,52 года.

Негативное влияние на репродуктивное здоровье населения оказывают неблагоприятные условия труда. На работах с вредными и тяжелыми условиями труда занято более 46 тысяч женщин, что обусловливает высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и ведет к росту профессиональных заболеваний.

Смертность населения, как общая, так и преждевременная, в основном обусловлена тремя классами причин: болезнями системы кровообращения, несчастными случаями, травмами и отравлениями (насильственные или внешние причины) и онкологическими заболеваниями. В 2009 году на эти причины приходилось 83,3% всех умерших и 76,9% умерших в трудоспособном возрасте. Несчастные случаи, отравления, травмы составляют в структуре общей смертности более 12%, также они являются ведущей причиной смертности трудоспособного населения (более 33%).

Депопуляция населения обусловливается и низким уровнем доходов жителей Алтайского края, в том числе имеющих детей. По состоянию на 1 января 2010 года органами социальной защиты населения выплачивается ежемесячное пособие более чем на 2/3 несовершеннолетних детей, проживающих в Алтайском крае. В силу объективных обстоятельств не сокращается число социальных сирот. В Алтайском крае по итогам 2009 года учтено 11647 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более двух тысяч таких детей (за 2009 год - 2073 ребенка). Продолжают воспитываться в детских интернатных учреждениях 2238 детей, лишенных родительского попечения. С целью профессионального сопровождения устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, развития механизмов мониторинга и контроля пребывания детей в замещающих семьях на территории края действуют три центра по сопровождению, созданные на базе реорганизованных детских домов: краевой "Семья плюс" и два окружных – Крутихинский и Рубцовский.

На демографическую ситуацию влияет также и недостаток учреждений дошкольного образования. Обеспеченность местами в них в Алтайском крае составила за 2009 год 60,2 процента. При этом более половины сел края не имеют учреждений, реализующих программы дошкольного образования. На учете для получения мест в детских садах в Алтайском крае состоят более 40 тысяч детей. Рост рождаемости в последние годы ещё в большей мере актуализирует данную проблему.

Для улучшения демографической ситуации необходимо изменение положения женщин, имеющих детей, в сфере труда и занятости. Среди официально зарегистрированных безработных в Алтайском крае 60 процентов составляют женщины, из них каждая четвертая в возрасте 20-29 лет. Более 27 процентов безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, не имеют профессии (специальности). Уровень безработицы трудоспособных женщин составляет 4,8 процента и значительно превышает показатель общей безработицы по краю (3,8 процента), а женщин в возрасте 20-29 лет - 4,1 процента.

Требует комплексного подхода решение вопросов повышения миграционной привлекательности Алтайского края и обеспечения за счет этого потребностей динамично развивающейся экономики региона в квалифицированной рабочей силе. До 2001 года миграционный прирост являлся источником компенсации потерь населения от естественной убыли. С 2001 года миграционный прирост сменился миграционным оттоком, максимум которого пришелся на 2007 год, когда регион покинули 5790 человек. За 2009 год миграционная убыль сократилась до 1194 человек (4,8 на 10 тыс. населения против 19,7 в 2008 году). В городских поселениях был отмечен миграционный прирост (1004 человека), тогда как в сельской местности сохранилась миграционная убыль (2196 человек). {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642.}

Следствием негативных демографических процессов предшествующих лет является изменение половозрастной структуры населения. По данным на 01.01.2010 удельный вес населения старше трудоспособного возраста составил в крае 21,6% (Сибирский федеральный округ - 19,1). В сравнении с 2005 годом доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 1,68% (с 19,94% в 2005 году до 21,62% в 2010 году), доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась на 0,39%. Демографическая нагрузка на трудоспособное население возросла за указанный период на 5,6%. Структура населения по полу характеризуется преобладанием женщин: на 1000 женщин приходится 862 мужчины. Численный перевес женщин начинается в возрастной группе 20 - 24 года. Возрастающая доля женщин в старших возрастных группах связана прежде всего с более высоким уровнем продолжительности их жизни. В то же время с 2004 года численность женщин репродуктивного возраста сократилась на 61,9 тысячи человек. {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642.}

По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения края, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах, без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население края сократится к 2025 году до 2,2 млн. человек, уменьшится ожидаемая продолжительность жизни, сократится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

В связи с вышеизложенным предстоит организовать деятельность органов государственной власти Алтайского края, направленную на перелом негативных тенденций в демографических процессах и на достижение прироста населения. Накопленный ранее опыт применения программно-целевого метода для улучшения положения семьи, женщин, детей, позитивные результаты реализации программных мероприятий, с одной стороны, а с другой - наличие нерешенных проблем в рамках реализации предыдущих целевых социально значимых программ, сложившаяся демографическая ситуация в Алтайском крае, подтверждают необходимость разработки долгосрочной целевой программы по демографическому развитию региона и организации комплексного подхода к решению демографических задач в их взаимосвязи {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 17 октября 2011 года N 588.}.

С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; организацию учета региональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Соблюдение этих принципов приведет к осуществлению мер по улучшению положения семьи, охраны отцовства, материнства, детства, к реальному позитивному изменению демографической ситуации в Алтайском крае.

Ценность и новизна данной программы, в отличие от ранее действующих, заключается в комплексности и направленности на решение конкретных задач демографического развития; в применении современных подходов и технологий при решении проблем демографии; в направленности выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых при помощи индикаторов и показателей.

2. Основная цель и задачи программы


Целью программы является стабилизация численности населения Алтайского края и создание условий для её роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 71,1 лет {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2012 года N 642.}.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»