Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2014 - 2017 ГОДЫ


I. Актуальное состояние образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае


В Алтайском крае реализация прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе права на образование, осуществляется с помощью программно-целевого метода в рамках программно-целевого подхода. Так, в настоящее время реализуются:

краевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2011 N 753 "Об утверждении краевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы);

ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 551 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы);

долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2011 N 312 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы);

долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года" (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 26.06.2013 N 331 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года";

ведомственная целевая программа "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012 - 2014 годы" (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 22.09.2012 N 493 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012 - 2014);

долгосрочная целевая программа "Дети Алтая" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 02.11.2012 N 597 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети Алтая" на 2011 - 2015 годы).

Кроме того, решение задач по отдельным направлениям работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в области образования, обеспечения социальной и медицинской помощи закреплено в следующих нормативных правовых документах:

закон Алтайского края от 04.09.2013 N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае";

постановление Администрации Алтайского края от 30.01.2013 N 37 "Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

постановление Администрации Алтайского края от 28.06.2007 N 292 "Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, оказываемых населению Алтайского края за счет средств краевого бюджета";

постановление Администрации Алтайского края от 01.08.2007 N 340 "О порядке и условиях предоставления гражданам социальных услуг краевыми государственными учреждениями социального обслуживания";

приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.03.2013 N 1426 "Об организации мониторинга эффективности мероприятий по созданию условий для получения образовательных услуг детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 15.02.2013 N 584 "Об утверждении Положения о площадке методического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае";

приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 31.07.2009 N 3024 "Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Алтайском крае";

приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 06.11.2009 N 3860 "О создании краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов";

приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 14.01.2011 N 7 "Об организации центра реабилитации детей, перенесших кохлеарную имплантацию".

Система образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае является неотъемлемой составной частью региональной системы образования.

В образовательных учреждениях всех типов, удовлетворяющих образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывается и обучается около 14000 детей с ограниченными возможностями здоровья, свыше 5 тысяч детей-инвалидов.

В крае функционирует 32 психолого-медико-педагогические комиссии, одна из которых - центральная, их число остается стабильным в течение ряда лет. Отмечается динамика увеличения числа детей, прошедших диагностическое обследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (за последние 3 года более чем на 30%). Так, центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) в 2013 году обследовано 2398 детей, что на 28% больше по сравнению с 2011 годом (1875 детей) и на 11% больше, чем в 2012 году (2136 детей).

В системе дошкольного образования края реализуется несколько моделей предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья: в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, а также в условиях групп кратковременного пребывания. За последние 3 года для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития на базе дошкольных образовательных организаций в 4 муниципальных образованиях края специально созданы 14 групп кратковременного пребывания, которые посещают более 40 детей дошкольного возраста.

Родители (законные представители), обучающие и воспитывающие детей-инвалидов на дому самостоятельно, получают методическую помощь и поддержку на базе консультационных пунктов дошкольных образовательных организаций и соответствующую компенсацию за счет средств краевого бюджета.

В общеобразовательных организациях дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться как в отдельных классах, реализующих адаптированные программы, так и совместно с детьми, не имеющих особых образовательных потребностей, или на дому по индивидуальному плану. В 2013 году функционируют 128 специальных (коррекционных) классов, что на 2,5% больше, чем в предыдущем году. Также постоянно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах по адаптированным программам. В таких классах в 2013 - 2014 учебном году обучается около 5000 детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 6,9% больше, чем в 2011 году.

В течение трех последних лет отмечается тенденция увеличения обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, которым по медицинских основаниям показано индивидуальное обучение на дому. В 2013 году число обучающихся на дому лиц с инвалидностью составило 1382 ребенка (2012 год - 1291 ребенок, 2011 год - 1331 ребенок), с ограниченными возможностями здоровья - 1584 ребенка (2012 год - 1533 ребенка, 2011 год - 1327 детей).

В крае используются дистанционные технологии при организации образования детей-инвалидов с сохранным интеллектом, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером, постоянно обучающихся индивидуально на дому по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования. В 2013 - 2014 учебном году созданы условия для дистанционного обучения 222 детям-инвалидам.

С 2011 года в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 26 образовательных организациях созданы условия безбарьерной среды для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (3,4%).

Кроме того, в Алтайском крае функционирует 31 отдельная образовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья с дневным (школа) или круглосуточным (интернат) пребыванием, в которых обучается около 4000 детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В целях обучения и воспитания детей с глубокой и умеренной умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта в указанных образовательных организациях открываются классы для детей указанных категорий. В 2012 году функционировали 11 классов в 6 учреждениях, в 2013 году количество указанных классов увеличилось до 20. На базе этих школ организована методическая помощь педагогическим работникам иных образовательных организаций, консультационная и психолого-педагогическая помощь обучающимся из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Услуги дополнительного образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать в 158 краевых и муниципальных организациях дополнительного образования, 44 из них осуществляют обучение детей указанной категории, в том числе через дистанционные проекты и заочные школы по направлениям дополнительного образования. Число организаций дополнительного образования, предоставляющих услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, увеличилось на 13% по сравнению с 2010 годом.