(с изменениями на 6 марта 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.10.2016 N 415, от 29.06.2017 N 261, от 04.10.2017 N 400, от 28.03.2018 N 101, от 01.08.2018 N 309, от 26.12.2018 N 527, от 28.01.2019 N 13, от 15.02.2019 N 35, от 06.09.2019 N 359, от 22.09.2021 N 376, от 18.02.2022 N 53, от 23.06.2022 N 255, от 12.01.2023 N 11, от 05.06.2023 N 275, от 06.03.2024 N 104)
В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях развития международной, внешнеэкономической деятельности Правительство Забайкальского края постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 06.03.2024 N 104)
утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае".
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 01.08.2018 N 309)
Губернатор Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 06.03.2024 N 104)
Географическое положение Забайкальского края, характеризующееся значительной удаленностью от федерального центра, наличием общих границ более 1 960 км с Китайской Народной Республикой и Монголией, а также выгодной транспортной схемой, интегрированной в мировую систему коммуникаций, обусловливает ориентацию региона на развитие международных и внешнеэкономических связей.
Забайкальский край в силу своего географического положения наиболее активно сотрудничает с приграничным автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, а также Восточным и Хэнтийским аймаками Монголии. Развитие международных и внешнеэкономических связей субъекта с другими регионами иностранных партнеров носит несистемный и эпизодический характер. Сотрудничество Забайкальского края с указанными приграничными регионами Китая и Монголии осуществляется на основе подписанных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в которых обозначены основные направления и принципы реализации двустороннего взаимодействия.
В Забайкальском крае расположены пять сухопутных пунктов пропуска на границе с Китаем и три пункта пропуска на границе с Монголией, два из которых - железнодорожные. Международный воздушный пункт пропуска расположен в аэропорту г. Читы. Ввиду острой необходимости развития экономики региона и увеличения товарооборота с китайской стороной Правительство Забайкальского края выступило с инициативой о строительстве нового железнодорожного пункта пропуска (далее - ЖДПП) Приаргунский. Российской Академией транспорта совместно с ООО "Корпорация Мосстройтранс" разработана Концепция создания трансграничной инфраструктуры в Приаргунском районе Забайкальского края, предусматривающая строительство железнодорожных путей от станции Приаргунск до государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и железнодорожного пункта пропуска Приаргунский вблизи двустороннего автомобильного пункта пропуска (далее - ДАПП) Староцурухайтуйский, а также создание железнодорожной инфраструктуры, связанной с угольными месторождениями, находящимися в непосредственной близости от пункта пропуска.
Китайская сторона выразила заинтересованность в строительстве пограничного перехода и железнодорожных подходов к нему.
Строительство трансграничной железнодорожной инфраструктуры и ЖДПП Приаргунский позволит обеспечить провозными мощностями грузоотправителей, увеличить объем двусторонних грузоперевозок, а также будет способствовать увеличению экономического потенциала двух приграничных регионов.
Основные проблемные вопросы по развитию пунктов пропуска, расположенных на территории Забайкальского края, в решении которых Министерство по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края (далее - Министерство) принимает активное участие:
1) ускорение сроков реализации мероприятий по реконструкции многостороннего автомобильного пункта пропуска (далее - МАПП) Забайкальск до 2025 - 2027 годов и ДАПП Староцурухайтуйский до 2024 года;
2) реконструкция ЖДПП Соловьевск и перевод его в статус многостороннего;
3) включение в перечень приоритетных пунктов пропуска ДАПП Покровка, ДАПП Олочи, МАПП Соловьевск, ДАПП Верхний Ульхун с целью их последующей реконструкции до 2027 года;
4) строительство 2-го пути в Китай на станции Забайкальск;
5) строительство ЖДПП Приаргунский.
В 2022 году внешнеторговый оборот составил 1 560,8 млн. долл. США, грузооборот 4 830,65 тыс. тонн. Стоимость экспортных поставок составила 1 257,3 млн. долл. США, или 80,6% грузооборота, стоимость импортных поставок составила 303,5 млн. долл. США, или 19,4% грузооборота. Физический объем экспортных поставок составил 4 701,94 тыс. тонн, или 97,34% грузооборота, физический объем импортных поставок составил 128,71 тыс. тонн, или 2,66% грузооборота.
Основой экспорта в 2022 году являлись минеральные продукты - 76,51% товарооборота, второе место принадлежит древесине и целлюлозно-бумажным изделиям - 1,5% товарооборота.
Основой импорта в 2022 году явилась продукция машиностроения - 10,73% товарооборота, второе место принадлежит продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью - 2,75% товарооборота, третье место - продукции химической промышленности - 2,66% товарооборота.
Одним из важнейших торговых партнеров участников внешнеэкономической деятельности в 2022 году является Китай, торговля с которым обеспечила 95,55% товарооборота (78,41% экспорта, 17,14% импорта).
Инвестиционное международное сотрудничество является одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности Забайкальского края. Экономическое и социальное развитие территорий зависит главным образом от наличия инвестиций и эффективного их использования. В силу острого дефицита инвестиций в крае в настоящее время приграничное инвестиционное сотрудничество актуально с точки зрения импорта капитала.
Основными инвесторами выступают конфиденциальные инвесторы стран Южной Европы, при этом до 2019 года эти страны инвестиций в край не осуществляли. Лидером по "открытым" прямым инвестициям стала КНР, на долю которой пришлось 20% прямых иностранных инвестиций по состоянию на 1 января 2022 года.
Министерством на сегодняшний день курируется 5 инвестиционных проектов с иностранным капиталом, осуществляемых АО "Рудник-Западная Ключи" (горнорудная отрасль), ООО "Горная компания "Золотая гора" (горнорудная отрасль), ООО "Байкалруд" (горнорудная отрасль), ООО "Разрезуголь" (горнорудная отрасль), ООО "Жишенчан" (сельское хозяйство) с общим объемом планируемых инвестиций на сумму более 100 млрд. рублей.
Целью государственной программы Забайкальского края "Развитие международной, внешнеэкономической деятельности в Забайкальском крае" (далее - государственная программа) является развитие внешнеторговой деятельности и международного сотрудничества в интересах национальной безопасности Российской Федерации и эффективного развития Забайкальского края. Ожидаемый результат объема внешней торговли к 2035 году - до 10 915,0 млн. долларов США (увеличение в 5,2 раза к уровню 2021 года).
Приоритетами государственной политики являются:
1) формирование (через систему мер государственной поддержки) условий для создания экспортно ориентированных производств на территории края, повышения активности хозяйствующих субъектов Забайкальского края по участию во внешнеторговых операциях (главным образом с партнерами из азиатских стран), развитие импортозамещающих сельскохозяйственных и других производств на территории региона;
2) развитие внешней торговли (увеличение объемов и расширение структуры), расширение географии экспортных поставок, создание экспортных территорий опережающего развития на территории Забайкальского края (агроиндустриальные и промышленные парки и др.);
3) повышение инвестиционной привлекательности Забайкальского края и активизация процесса привлечения прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма и других отраслей регионального хозяйства, в том числе за счет создания благоприятных налоговых, организационно-правовых и прочих условий для привлечения иностранного капитала, повышение инвестиционной привлекательности региона;
4) формирование позитивного имиджа Забайкальского края как субъекта международных и внешнеэкономических связей, в том числе посредством участия в международных выставочно-ярмарочных и презентационных мероприятиях за рубежом, проведение мероприятий международного уровня в Забайкальском крае;
5) совершенствование приграничной и развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе обустройство и реконструкция "малых" пунктов пропуска Староцурухайтуйский, Олочи, Покровка, создание новых грузологистических площадок в пгт Забайкальск и других приграничных пунктах;
6) повышение международной конкурентоспособности Забайкальского края среди субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ориентированных на сотрудничество с регионами стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
7) повышение роли исполнительных органов Забайкальского края в развитии внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества региона;
8) привлечение иностранных компаний к созданию на территории края совместных производств современной высокотехнологичной продукции и технологическому перевооружению предприятий края;
9) расширение практики социального партнерства с зарубежными инвесторами и информирование общественности о решении социально-экономических проблем (создание рабочих мест, обучение специалистов на контрактно-целевой основе, ремонт школ, больниц, муниципальных дорог) в рамках социального партнерства при реализации инвестиционных проектов, что позволит улучшить общественное мнение в отношении иностранных инвесторов;
10) дальнейшее развитие международного гуманитарного сотрудничества (культура, образование, наука, спорт, экология), в том числе формирующего базу для дальнейшего экономического роста;
11) установление новых контактов и вовлечение Забайкальского края в экономическое пространство стран Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере торгово-экономического, гуманитарного, научно-технического, культурного и туристского сотрудничества, развитие механизмов двустороннего взаимодействия.
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, и Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272 (далее - Стратегия).
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
В государственной программе установлен показатель "Объем внешней торговли", который характеризует общий уровень внешнеэкономической деятельности Забайкальского края.
Успешная реализация транзитного потенциала и преимуществ Забайкальского края в результате переориентации грузопотока с европейского направления на восточное в рамках курса внешнеэкономической политики России способна оказать значимое (решающее) влияние на ускорение экономического и социального развития региона в горизонте Стратегии.
Для достижения цели государственной программы планируется решение следующих задач: