КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 августа 2014 года N 520-р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.01.2013 N 68-Р "О СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"


1. Внести в Стратегию привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.01.2013 N 68-р "О Стратегии привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года", изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламова.

4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ

     




Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 1 августа 2014 года N 520-р

 СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В КЕМЕРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


      1. Общие положения


Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана с целью улучшения инвестиционного климата в Кемеровской области, достижения устойчивого социально-экономического развития Кемеровской области на основе роста производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), опережающего создания новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, повышения уровня жизни населения.

Кемеровская область - ведущий промышленный субъект Российской Федерации Сибирского федерального округа.

По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации.

Кемеровской области свойственен высокий уровень экономического развития и инвестиционной активности.

По экономическому потенциалу Кемеровская область - крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации, в ней сосредоточено около одной трети основных производственных фондов Западной Сибири.

Кемеровская область является крупнейшим индустриальным субъектом Российской Федерации, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и всей страны. Сегодня на долю Кемеровской области приходится 58,3 процента добычи всех углей в России, около 72,7 процента добычи коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100 процентов. Кроме того, Кемеровская область для России это: 7,5 процента стали, более 12 процентов чугуна, 23 процента сортового стального проката, более 11 процентов алюминия, 22 процента кокса, 56 процентов ферросилиция, более 10 процентов химических волокон и нитей, 100 процентов шахтных скребковых конвейеров, 14 процентов шелковых тканей.

Кемеровская область отправляет в 85 стран мира 1200 видов промышленной продукции, среди которых: уголь, кокс, прокат, алюминий, цемент, азотные удобрения, пластмассы, электротехническая продукция и продукция тяжелого машиностроения и другие.

К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области следует отнести:

высокий уровень экономического развития и инвестиционной активности;

высокая обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами;

позитивная динамика макроэкономических и бюджетных показателей в 2010 - 2012 годах;

развитая инфраструктура: плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.

В целях улучшения инвестиционного климата, создания в Кемеровской области условий, благоприятных для ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности сформирована законодательная база Кемеровской области, в том числе утвержден инвестиционный меморандум Кемеровской области. Действующее законодательство Кемеровской области устанавливает основные гарантии и обязательства органов государственной власти Кемеровской области по обеспечению прав инвесторов, а также меры государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности предоставляется в следующих формах:

льготы по налогам и сборам в пределах полномочий Кемеровской области;

изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области;

предоставление льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Кемеровской области и необходимого для реализации приоритетных инвестиционных проектов;

предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским инвестиционным кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности для реализации приоритетных инвестиционных проектов;

участие Кемеровской области в открытых акционерных обществах;

предоставление нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи;

предоставление субсидий из средств областного бюджета на возмещение затрат по разработке проектной документации, прохождению государственной экспертизы инвестиционных проектов.

В соответствии с законодательством в Кемеровской области создаются обособленные участки территории, в пределах которых действуют благоприятные условия для ведения экономической деятельности (зоны экономического благоприятствования - далее ЗЭБ). В зависимости от целей создания и направлений экономической деятельности предусмотрено создание четырех типов зон экономического благоприятствования: промышленно-производственный, агропромышленный, технико-внедренческий и туристско-рекреационный.

Работа на территории ЗЭБ Кемеровской области обеспечивает участнику доступ к ряду механизмов, способствующих реализации инвестиционных проектов:

предоставление участнику ЗЭБ нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи (упрощение и ускорение административных процедур);

оказание содействия в обеспечении инженерной и транспортной инфраструктурой;

налоговые льготы, субсидии и другие формы государственной поддержки.

В декабре 2010 года созданы три региональные зоны экономического благоприятствования: две промышленно-производственного типа - "Северная промзона" на территории муниципального образования "Ленинск-Кузнецкий городской округ" и "Юрга" на территории муниципального образования "Юргинский городской округ" и одна туристско-рекреационного типа - "Горная Шория" в муниципальном образовании "Таштагольский муниципальный район".

В 2012 году создана ЗЭБ промышленно-производственного типа "Тырганская промзона" в Прокопьевском городском округе, на территории которой планируется развивать кластер перерабатывающих (обрабатывающих) производств.

Кроме того, ведется реестр всех инвестиционных площадок в Кемеровской области, который представлен на инвестиционном портале Кемеровской области www.keminvest.ru.

В результате принятых мер Кемеровская область по объему инвестиций в основной капитал в 2012 году вышла на 10-е место по России. В Сибирском федеральном округе по данному показателю Кемеровская область по итогам 2011, 2012 и 2013 годов стабильно занимает 2-е место.

В 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил 225,1 млрд. рублей (прирост к 2010 году - 31,4 процента). В 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил уже 264,4 млрд. рублей (прирост к 2011 году в натуральном измерении - 14 процентов).

Принимаются дополнительные меры для привлечения в Кемеровскую область иностранных инвестиций: организация и участие в международных выставках, форумах, ярмарках, конференциях, бизнес-миссии в другие страны.

В результате принятых мер объем иностранных инвестиций существенно вырос.

За 2011 год этот показатель составил 1 млрд. 300 млн. долларов США (рост к 2010 году более чем в два раза). Кемеровская область заняла первое место среди субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа и 12-е место среди субъектов Российской Федерации в целом. В 2012 году объем иностранных инвестиций составил 1,29 млрд. рублей, по итогам 2012 года Кемеровская область заняла 1-е место в Сибирском федеральном округе и 14-е место - по России.

В Кемеровской области реализуются проекты крупных известных мировых компаний. Например, построены центры технической поддержки Komatsu (Япония, представитель ООО "Комацу СНГ"), БелАЗ (Белоруссия, представитель ООО "КузбассБелАвто"), открыта линия автомобильной сборки Hyundai (Корея, представитель ООО "КузбассАвто"), продолжается создание сервисных центров компаний Joy (США, представитель ООО "Джой Глобал") и Liebherr (Германия, представитель ООО "Либхерр-Русланд").

На основании проведенной рейтинговой оценки консорциум "Эксперт РА-AK&M" в 2007 году присвоил Кемеровской области, а в 2008 году подтвердил рейтинг кредитоспособности "Эксперт РА-АК&M" по национальной шкале: "А" со стабильными перспективами, что означает принадлежность Кемеровской области к классу заемщиков, имеющих высокий уровень надежности.

19.11.2012 международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Кемеровской области уровень "BB" (ранее был присвоен рейтинг "ВВ-") в долгосрочных рейтингах в иностранной и национальной валюте, в краткосрочном рейтинге в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".

18.11.2013 агентство Fitch Ratings подтвердило Кемеровской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "BB", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)". Прогноз по всем рейтингам - "Стабильный". Ведется подготовка по рейтингованию области также и в 2014 году.

Кемеровская область активно взаимодействует с институтами развития.

В целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, ведется постоянная работа с Министерством регионального развития Российской Федерации по привлечению в строительство и реконструкцию необходимых для реализации инвестиционных проектов объектов инфраструктуры бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В целях привлечения бюджетного финансирования в строительство и реконструкцию объектов инвестиционной инфраструктуры и организационно-правового обеспечения совместной работы с Инвестиционным фондом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" в Кемеровской области начата работа по созданию регионального инвестиционного фонда.

Принятие в декабре 2012 года изменений в статью 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволило создавать инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с данными изменениями принят Закон Кемеровской области от 23.07.2013 N 90-ОЗ "Об Инвестиционном фонде Кемеровской области".

В целях реализации закона принято постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.09.2013 N 395 "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Кемеровской области и Методики определения значений критериев и расчета показателей эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Кемеровской области".

Инвестиционный фонд Кемеровской области, представляющий собой часть средств областного бюджета, предусмотрен для реализации на территории Кемеровской области инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Его создание позволит наряду со средствами областного и местных бюджетов привлечь дополнительное финансирование Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов регионального и общегосударственного значения. Инвестиционный фонд Кемеровской области начнет работу с 2014 года.

В целях привлечения кредитного финансирования для реализации в Кемеровской области крупных инвестиционных проектов, проектов в сфере малого бизнеса, инвестиционных проектов в моногородах, а также реализации государственной инвестиционной политики в целом организована работа с Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". 16.11.2012 между Коллегией Администрации Кемеровской области и Внешэкономбанком заключено соглашение о сотрудничестве. Работа с Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" организована в рамках подписанного плана совместных мероприятий группы Внешэкономбанка и Коллегии Администрации Кемеровской области по комплексному развитию территории Кемеровской области на период 2012 - 2015 годов.

Кемеровская область участвует в комплексной программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" с проектом по строительству Кузбасского технопарка в сфере высоких технологий с целью организации инновационной деятельности в Кемеровской области.


2. Инвестиционные приоритеты Кемеровской области. Цели и задачи Стратегии


К основным приоритетным инвестиционным направлениям ("точкам роста") Кемеровской области относятся:

развитие метано-угольной отрасли

В Кемеровской области создается новая метано-угольная отрасль, развитие которой обеспечивает получение нового ценного энергоносителя и безопасность шахтерского труда. Запасы метана в Кемеровской области составляют 13 трлн. куб. метров.

Компания ООО "Газпром добыча Кузнецк", являющаяся резидентом Кузбасского технопарка, реализует проект по организации промышленной добычи метана. К 2025 году объемы добычи газа составят 4 млрд. куб. метров в год.

К 2025 году угольный газ полностью заменит поставки в Кемеровскую область природного газа с месторождений северо-запада Сибири. Из Кемеровской области газ будет поставляться в субъекты Российской Федерации юга Западной Сибири;

формирование энергоугольных кластеров

В Кемеровской области развивается инновационный кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов.

Якорными резидентами данного кластера Кемеровской области являются ОАО "Кокс", ОАО "Азот". Их дополняют два десятка малых инновационных предприятий (которые производят углеродные материалы, перерабатывают отходы и т.д.), профильные академические институты, имеющие ключевое значение для развития кластера (Институт угля СО РАН, Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН), профильные высшие учебные заведения, несколько специализированных проектных организаций.

Всего на предприятиях действующего углехимического кластера занято 26 тыс. человек (2 процента от экономически активного населения в Кемеровской области).

В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов планируется получать более 100 различных продуктов углехимии, среди которых:

кокс, полукокс и коксовый газ,

химические продукты (бензолы, фенолы, крезолы),

углеродные материалы (сорбенты, волокна, пеки, нанотрубки),

бензин, строительные и углеродные материалы;

развитие нефтеперерабатывающей отрасли

На севере области (Яйский муниципальный район, Анжеро-Судженский городской округ) ведется строительство трех нефтеперерабатывающих заводов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»