ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2014 года N 915-п

Об основных направлениях долговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов


1. Утвердить основные направления долговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Левинсон Н.Л.

3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ






Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 28 ноября 2014 года N 915-п

Основные направления долговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов


 I. Общие положения


Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - долговая политика) разработаны на основании положений Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов от 26 сентября 2014 года, Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2014 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2010 года N 1062, постановления Правительства Оренбургской области от 24 августа 2012 года N 702-п "Об управлении государственным долгом Оренбургской области", государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N 353-пп, основных направлений бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 25 сентября 2014 года N 700-пп "О проекте областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, прогнозе консолидированного бюджета Оренбургской области на 2015 - 2017 годы", бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года.

Под долговой политикой понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Оренбургской области в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.

Управление государственным долгом Оренбургской области также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Оренбургской области и включает в себя:

1. Бюджетную политику в части планирования объема и структуры государственного долга области.

2. Осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание.

3. Организацию учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

Эффективное управление государственным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике Оренбургской области.

В связи с наличием уже принятых областью долговых обязательств вопросы оперативного управления государственным долгом в целях обеспечения в дальнейшем устойчивости экономической и финансовой системы Оренбургской области приобретают особую актуальность.

Главной целью системы оперативного управления государственным долгом Оренбургской области следует признать сглаживание пиков долговых платежей и экономию бюджетных ассигнований, предусмотренных для обслуживания и погашения долговых обязательств.

К методам оперативного управления государственным долгом Оренбургской области в рамках исполнения бюджета текущего года относятся:

корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных внутренних заимствований Оренбургской области, для финансирования утвержденного объема дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств;

накопление средств на едином счете по учету средств областного бюджета, необходимых для погашения долговых обязательств по мере возможности;

досрочное погашение долговых обязательств;

сокращение объема заимствований;

использование различных инструментов заимствований.

Корректировка сроков привлечения заемных средств при условии сохранения общих параметров бюджета текущего года предусматривает их перенесение на более ранние или поздние сроки в соответствии с распределением заимствований, утвержденным кассовым планом. Критерием определения необходимости осуществления корректировки сроков является реальное финансовое состояние области, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований.

В случае временного снижения фактического поступления доходов от запланированного уровня, который может повлечь срыв в финансировании утвержденных на данный период расходов, может быть принято решение о досрочном привлечении заемных средств, предусмотренных на последующие периоды финансового года. В случае опережающего поступления запланированных доходов и (или) экономии утвержденного объема бюджетных расходов может быть принято решение о перенесении государственных заимствований на более поздние сроки или досрочном погашении долговых обязательств области.

Корректировка сроков привлечения заемных средств может также мотивироваться складывающейся конъюнктурой на рынке заимствований, когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга области.

Накопление на едином счете по учету средств областного бюджета средств, необходимых для погашения долговых обязательств, должно быть направлено в первую очередь на сглаживание пиковых нагрузок на областной бюджет и исключение в связи с этим резкого снижения уровня финансовой обеспеченности расходов бюджета.

Накопление средств, необходимых для погашения в установленные сроки долговых обязательств Оренбургской области, может осуществляться в году, предшествующем пиковой нагрузке, а также в рамках формирования проекта бюджета года, на который она приходится. В году, предшествующем пиковой нагрузке, накопление средств может осуществляться за счет доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения областного бюджета, а также за счет экономии в расходах.

Средства, накопленные в текущем финансовом году для погашения долговых обязательств Оренбургской области следующего года, могут являться составной частью свободного остатка средств на начало следующего финансового года и использоваться на погашение этих обязательств в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В целях избежания образования на счете областного бюджета значительной суммы не использованных в текущем бюджетном обороте средств, в зависимости от суммы накапливаемых финансовых ресурсов могут корректироваться сроки привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных внутренних заимствований Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период. Это означает, что за счет средств, имеющихся на счете по учету средств областного бюджета, осуществляется финансирование расходов текущего финансового года, а привлечение заемных ресурсов, предусмотренных на их финансирование, осуществляется в сроки, максимально приближенные к концу года или сроку исполнения долговых обязательств. Такой механизм регулирования накопления средств для погашения долговых обязательств следующего финансового года обеспечивает экономию расходов по обслуживанию долговых обязательств в текущем году. В то же время необходимо учитывать складывающуюся конъюнктуру на рынке долговых инструментов.

Досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области может осуществляться за счет полученных доходов, экономии по расходам и (или) привлечения новых, более дешевых, заимствований. К досрочному погашению могут быть приняты обязательства как текущего финансового года, так и планового периода.

Сокращение объема государственных заимствований должно осуществляться при стабилизации финансового положения за счет получения дополнительных доходов и оптимизации утвержденных расходов. Сокращение объема государственных заимствований в текущем финансовом году должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых обязательств будущих периодов.

Использование тех или иных инструментов заимствований осуществляется в зависимости от ситуации на финансовом рынке и рассматриваемых условий заимствований.


II. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов


Государственный внутренний долг Оренбургской области по состоянию на 1 января 2014 года составил 24351,6 млн. рублей (48,5 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений).

Исполнение всех долговых обязательств Оренбургской области осуществляется в установленные сроки и в полном объеме.

В целях осуществления взвешенной долговой политики Правительством Оренбургской области в 2012 году утверждены концепция управления долгом, методики расчета долговой нагрузки на областной бюджет, расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку областного бюджета, критерии оценки государственного долга и государственных заимствований Оренбургской области.

Таблица 1


 Основные показатели проекта бюджета Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и прогноза до 2020 года


(млрд. рублей)

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год

Доходы

71,6

75,6

80,3

Темпы роста доходов (процентов)

96,0

105,6

106,2

налоговые и неналоговые доходы

60,7

66,3

70,0

безвозмездные перечисления

10,9

9,3

10,3

Расходы

77,7

81,8

85,4

Темпы роста расходов (процентов)

99,4

105,3

104,4

дефицит

-6,1

-6,1

-5,1

дефицит (процентов)

10,0

9,2

7,2


Ожидаемый рост доходов значительно превышает увеличение расходов за период с 2014 года по 2020 год включительно, что является положительной тенденцией для долговой политики. Дефицит областного бюджета сохранится на протяжении всего планового периода на уровне, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, с планируемым выходом на бездефицитный бюджет уже к 2020 году.

В связи с прогнозируемым формированием дефицитного областного бюджета на 2015 - 2017 годы возникает необходимость обеспечения финансирования дефицита бюджета за счет государственных заимствований.

Государственные рыночные заимствования Оренбургской области в 2015 - 2017 годах выступают в качестве главных источников финансирования дефицита областного бюджета. Одной из основных форм осуществления заимствований остаются кредиты коммерческих банков. Преимущества данной формы заимствований обусловлены простой процедурой и высокой скоростью их получения. С учетом тенденции к повышению уровня процентных ставок за пользование средствами кредита в текущем финансовом году кредитование бюджета в 2015 году и плановом периоде будет зависеть от уровня приемлемости процентных ставок. Повышение уровня процентных ставок в текущем году ставит под сомнение проведение новых аукционов на привлечение средств кредитов коммерческих банков для финансирования дефицита бюджета и (или) погашения долговых обязательств. Сложившийся за последние три финансовых года объем расходов на обслуживание долга демонстрирует явную тенденцию к их увеличению, которая обусловлена ростом стоимости заимствований.

Таблица 2


 Программа государственных заимствований Оренбургской области по проекту областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов


(тыс. рублей)

Вид заимствований

Сумма

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

Государственные ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации

2900000,0

2300000,0

1800000,0

1. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

5000000,0

5000000,0

5000000,0

2. Погашение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

- 2100000,0

- 2700000,0

- 3200000,0

Кредиты от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

2900000,0

3900000,0

3200000,0

1. Получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

13100000,0

9000000,0

12200000,0

2. Погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте Российской Федерации

- 10200000,0

- 5100000,0

- 9000000,0

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

- 664004,3

- 268457,2

- 220082,6

1. Погашение бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации

- 664004,3

- 268457,2

- 220082,6

1.1. Задолженность по мировым соглашениям о реструктуризации задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом, выраженной в валюте Российской Федерации, возврат которой осуществляется субъектом Российской Федерации

- 164104,3

- 168457,2

- 220082,6

1.2. Бюджетные кредиты, предоставленные на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), возврат которых осуществляется субъектом Российской Федерации

- 499900,0

- 100000,0

0,0


Государственный долг Оренбургской области по состоянию на 1 января 2014 года составил 24351,6 млн. рублей, на 1 января 2013 года - 14826,2 млн. рублей, на 1 января 2012 года - 10280,6 млн. рублей, на 1 января 2011 года - 9868,2 млн. рублей. Сформировавшийся уровень государственного долга Оренбургской области по состоянию на 1 января 2014 года имеет объективные причины.

В 2010 - 2011 годах область активно использовала такой долговой инструмент, как бюджетный кредит из федерального бюджета по причине наименьшей стоимости его обслуживания, но такие заемные средства жестко ограничены по объему и целевому направлению.

В этот период в область были привлечены бюджетные кредиты в целях ликвидации последствий засухи в общем размере 2828,5 млн. рублей, на строительство и ремонт дорог - в объеме 699,9 млн. рублей и на частичное покрытие дефицита бюджета области - в размере 500 млн. рублей.

В 2012 году благодаря обращениям глав регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, и принятому Правительством Российской Федерации решению выплата кредитов, полученных на ликвидацию последствий засухи, начнется с 2023 года с уплатой по 10 процентов основного долга ежегодно до 2032 года. Бюджетный кредит, предоставленный на частичное покрытие дефицита бюджета области погашен в текущем году. Кредиты на ремонт и строительство дорог общего пользования согласно соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Оренбургской области, будут погашены в 2015 - 2016 годах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»