ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 года N 1020-пп
О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N 353-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 886-пп, вступающего в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N 353-пп "Об утверждении государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 4 сентября 2013 года N 740-пп, от 13 марта 2014 года N 156-пп, от 4 августа 2014 года N 546-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 29 декабря 2014 года N 1020-пп
Государственная программа "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области"
Паспорт государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство финансов Оренбургской области |
Соисполнитель Программы | - | министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области |
Подпрограммы Программы | - | "Создание организационных условий для составления и исполнения областного бюджета"; |
Программно-целевые инструменты Программы | - | в рамках Программы предусмотрена реализация долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы". |
Цели Программы | - | обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; |
Задачи Программы | - | подготовка проекта областного бюджета и надлежащее исполнение областного бюджета; |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | - | реализация Программы характеризуется двумя группами целевых показателей: качественными и количественными. |
Срок реализации Программы | - | 2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 62784999,1 тыс. рублей, в том числе по годам: |
2013 год - 6305507,1 тыс. рублей; | ||
2014 год - 6623548,9 тыс. рублей; | ||
2015 год - 7787757,6 тыс. рублей; | ||
2016 год - 8102593,5 тыс. рублей; | ||
2017 год - 8222115,5 тыс. рублей; | ||
2018 год - 8429727,5 тыс. рублей; | ||
2019 год - 8563165,5 тыс. рублей; | ||
2020 год - 8750583,5 тыс. рублей. | ||
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм и долгосрочной целевой программы за счет средств областного бюджета составляет: | ||
подпрограмма "Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов" - 42767359,1 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Оренбургской области" - 18247586,3 тыс. рублей; | ||
подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2015 - 2020 годы" - 156000 тыс. рублей; | ||
долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы" - 47000,0 тыс. рублей; | ||
основное мероприятие "Обеспечение реализации программы" - 1537820,4 тыс. рублей. | ||
На реализацию долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2011 - 2013 годы" направляется остаток субсидии из федерального бюджета, предоставленной Оренбургской области на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2012 году, в сумме 37812,7 тыс. рублей, из которых 29233,3 тыс. рублей учтены в Законе Оренбургской области от 18 декабря 2012 года N 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", а 8579,4 тыс. рублей перечислены в доход муниципальных образований области в порядке, установленном для возврата неиспользованного остатка средств, имеющих целевое назначение | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | подготовка нормативных правовых актов для обеспечения бюджетного процесса; |
1. Общая характеристика финансового сектора Оренбургской области
Оренбургская область в современных границах - это одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров. Она занимает обширные пространства Южного Приуралья, территорию по среднему течению реки Урала, бассейнам рек: Сакмары, Самары, Илека, Тока и других. Протяженность Оренбургской области с запада на восток - 750 километров. Область граничит с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан и Челябинской областью на севере и востоке, Самарской областью - на западе, Республикой Казахстан (Кустанайская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области) - на юге. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1876 километров.
Административный центр Оренбургской области - город Оренбург (570,3 тыс. человек). Далее по числу жителей следуют города Орск (242,2 тыс. человек) и Новотроицк (103,8 тыс. человек). Остальные города относятся к средним и малым. Административно область состоит из 12 городов и 35 районов.
Оренбургская область является индустриально-аграрным регионом.
На территории области разведано 2500 месторождений более 75 видов полезных ископаемых, в том числе газ, нефть, бурый уголь, медно-колчеданные и железные руды, каменная соль, хризотил-асбест, яшма. Богатство недр благоприятно отражается на экономическом развитии области. Здесь созданы и успешно функционируют газовый, нефтяной, энергетический, металлургический и машиностроительный комплексы.
Оренбургская область располагает крупными предприятиями различных видов экономической деятельности. Они производят сотни наименований продукции: чугун, сталь, нефтепродукты, газ, уголь, сера, хромовые соединения, строительные материалы.
По состоянию на 1 января 2013 года численность населения области составляла 2023,7 тыс. человек, на 1 января 2014 года - 2008,6 тыс. человек.
Из более чем двух миллионов человек (43,0 процента) проживает в сельской местности. Основными направлениями сельскохозяйственного производства являются производство зерна, маслосемян подсолнечника, картофеля и овощей, продукции животноводства.
По итогам 2012 года поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней с территории Оренбургской области составили 182,3 млрд. рублей, рост к соответствующему периоду 2011 года - 16,7 процента, в том числе в федеральный бюджет мобилизовано 121,8 млрд. рублей с ростом 18,0 процента, в консолидированный бюджет области - 60,5 млрд. рублей с ростом 14,0 процента.
В доходах федерального бюджета консолидируется 66,8 процента всех собранных на территории области налогов, в консолидированный бюджет области зачисляется 33,2 процента.
По основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций за 2013 год получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в сумме 105,0 млрд. рублей (104,5 процента к уровню 2011 года).
Высокие темпы роста к 2011 году показали организации строительной отрасли - в 1,8 раза, транспорта и связи - в 1,6 раза, оптовой и розничной торговли - на 11,9 процента, добывающие полезные ископаемые - на 6,1 процента.
Основным ресурсом роста прибыли в экономике Оренбургской области (93,0 процента в структуре финансового результата) остается добыча полезных ископаемых.
На территории Оренбургской области по итогам 2012 года функционировали 607 муниципальных образований, в том числе 8 городских округов, 1 закрытое административно-территориальное образование, 35 муниципальных районов и 563 поселения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в каждом муниципальном образовании Оренбургской области (далее - муниципальные образования) составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местных бюджетов должны являться налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на данной территории.
Однако, несмотря на принимаемые меры по расширению финансовой самостоятельности местного самоуправления, для большинства муниципальных образований Оренбургской области проблема низкой самообеспеченности стоит остро.
Налоговые и неналоговые доходы в местных бюджетах большей части муниципальных образований составляют незначительную долю и не являются бюджетообразующими.
Велика дифференциация муниципальных образований и по уровню бюджетной обеспеченности. Разрыв между самым обеспеченным и самым малообеспеченным муниципальным образованием по группе "городские округа - муниципальные районы" превышает 11 раз, по группе "поселения" - 185 раз.
Значителен объем безвозмездной финансовой помощи из областного бюджета. Субсидии составляют 22,0 процента в объеме доходов бюджетов городских округов и муниципальных районов. Дотации в бюджетах городских округов занимают около 5,0 процента, в муниципальных районах - более 13,0 процента, в поселениях - около 55,0 процента от общего объема межбюджетных трансфертов.
Велики и абсолютные размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям из областного бюджета. Общий объем межбюджетных трансфертов, планировавшихся на этапе составления областного бюджета к передаче местным бюджетам в 2013 году, оценивался в 30,7 млрд. рублей (45,4 процента от общего объема расходов областного бюджета).
С каждым годом увеличивается число высокодотационных городских округов и муниципальных районов. Если в 2009 году их было 18, то в 2013 году - 25.
Управление государственным долгом Оренбургской области также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Оренбургской области. Эффективное управление государственным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике Оренбургской области.
Под долговой политикой Оренбургской области понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Оренбургской области в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления государственным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области в полном объеме по более низкой стоимости заимствований на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Основными задачами управления государственным долгом являются:
модернизация системы управления долгом, в частности, системы учета прямых и условных обязательств;
повышение эффективности государственных заимствований Оренбургской области;
оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
Государственный внутренний долг Оренбургской области по состоянию на 1 января 2013 года составил 14,8 млрд. рублей (29,1 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Исполнение всех долговых обязательств Оренбургской области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.
В целях осуществления взвешенной долговой политики постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2012 года N 702-п "Об управлении государственным долгом Оренбургской области" утверждены концепция управления долгом, методика оценки возникающих рисков и долговой нагрузки на бюджет при принятии решений о привлечении заемных средств.
Предоставление государственных гарантий Оренбургской области является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Особое место выделено под гарантии юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты. Правительством Оренбургской области предоставление мер государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов рассматривается как комплексное и системное повышение инвестиционной привлекательности региона. В этой связи гарантии выступают в качестве важного инструмента экономической политики.
В соответствии с общепризнанными критериями оценки кредитного риска кредитная история заемщика является одним из важных индикаторов способности и намерения заемщика погашать свои долговые обязательства.
Положительная кредитная история Оренбургской области, установление уровня международных кредитных рейтингов "ВВ" по шкале международного рейтингового агентства Fitch Ratings в 2012 году (процедура наблюдения проводится с 2011 года) обеспечивают улучшение условий привлечения заемных средств на финансовых рынках как в части процентной ставки, так и в части увеличения интереса со стороны инвесторов к государственным ценным бумагам Оренбургской области.
В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации отметил, что важнейшее значение имеют аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчетность о ходе и результатах исполнения госконтрактов. Это свидетельствует о том, что контрольным функциям в сегодняшних условиях отводится одно из приоритетных мест. Актуальна эта проблема и для Оренбургской области, что подтверждают следующие данные.
Ревизиями и проверками, проведенными финансовыми органами Оренбургской области в 2012 году, установлено использование денежных средств и материальных ценностей с нарушением законодательства Российской Федерации на общую сумму более 61,0 млн. рублей, из них были использованы не по целевому назначению 3,4 млн. рублей.
Незаконных расходов установлено в сумме 57,8 млн. рублей, недостач, растрат и хищений - на сумму 0,6 млн. рублей.
Незаконные выплаты заработной платы, пособий из различных источников составили 8,9 млн. рублей, прочие незаконные расходы - 48,5 млн. рублей.
В области недостаточно эффективно ведется работа по восстановлению в бюджет незаконных расходов. Сумма возмещенных незаконных расходов за 2012 год составила лишь 5,3 млн. рублей, из них недостач, растрат и хищений восстановлено только в размере 92 тыс. рублей. Средства, использованные не по целевому назначению, восстановлены только в сумме 2,2 млн. рублей.