РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июня 2012 года N 1200-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ НА 2012 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции распоряжений Правительства Тюменской области от 06.11.2012 N 2253-рп, от 29.12.2012 N 2882-рп, от 03.09.2013 N 1667-рп)
Во исполнение абзаца 1 пункта а) раздела 7 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 27.01.2011 N 4 и в целях оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, снижения административных барьеров:
1. Утвердить программу Тюменской области "Повышение качества государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров на 2012 - 2013 годы" согласно приложению (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Тюменской области обеспечить выполнение мероприятий Программы, направлять отчет о реализации мероприятий Программы и достижении показателей результативности Программы в аппарат Губернатора области ежегодно до 1 декабря отчетного года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Тюменской области обеспечить выполнение мероприятий Программы, направлять отчет о реализации мероприятий Программы и достижении показателей результативности Программы в аппарат Губернатора области ежегодно до 1 декабря отчетного года.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Тюменской области от 20.06.2011 N 977-рп "Об утверждении программы Тюменской области "Повышение качества государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров на 2011 - 2013 годы".
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ НА 2012 - 2013 ГОДЫ"
(в ред. распоряжения Правительства Тюменской области от 03.09.2013 N 1667-рп)
Наименование Программы | Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров на 2012 - 2013 годы |
Основание для разработки Программы | Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 27.01.2011 N 4; распоряжение Правительства Российской Федерации |
Ответственный исполнитель Программы | Исполнительные органы государственной власти Тюменской области |
Соисполнители Программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области; многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Тюменской области (после их создания) |
Разработчики Программы | Аппарат Губернатора Тюменской области |
Система организации контроля над ходом реализации Программы | Управление и контроль над ходом реализации Программы осуществляются Правительством Тюменской области; контроль исполнения мероприятий Программы осуществляется аппаратом Губернатора Тюменской области |
Цели Программы | Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров |
Задачи Программы | 1. Оптимизация государственных и муниципальных услуг, контрольно-надзорных функций. 2. Оптимизация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. 3. Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. 4. Формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг |
Целевые индикаторы Программы | На момент завершения реализации Программы: среднее число обращений заявителя в исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) Тюменской области для получения одной государственной (муниципальной) услуги - 2 (1 обращение с заявлением на получение услуги и 1 обращение за результатом предоставления услуги); среднее число обращений представителя бизнеса в исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) Тюменской области для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 2 (1 обращение с заявлением на получение услуги и 1 обращение за результатом предоставления услуги); отсутствие нарушения нормативных сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг; сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) Тюменской области для получения государственных (муниципальных) услуг до 15 минут; степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, - 70%; доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, - 20%; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, - 30% |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2013 годы |
Объем средств и источники финансирования Программы | Финансирование Программы в части, касающейся исполнения мероприятий исполнительными органами государственной власти Тюменской области, производится из средств областного бюджета в рамках текущего финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти Тюменской области, а также за счет части средств, предусмотренных на реализацию целевых программ: 1) "Основные направления развития информатизации в Тюменской области (Электронная Тюменская область)"; 2) "Основные направления информационной политики Тюменской области на 2010 - 2012 годы"; 3) "Основные направления формирования кадровой политики в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Тюменской области"; 4) Целевой региональной Программы (плана) противодействия коррупции на 2012 - 2015 годы. Финансирование Программы в части, касающейся исполнения мероприятий органами местного самоуправления области, производится из средств местных бюджетов в рамках текущего финансирования деятельности органов местного самоуправления, при этом объемы расходов рассчитываются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из потребностей реализации мероприятий Программы. Финансирование Программы в части реализации проекта по созданию МФЦ производится за счет дополнительных средств в размере 161777 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате реализации Программы: будет проведена оптимизация государственных и муниципальных услуг, контрольно-надзорных функций; будет завершена регламентация государственных и муниципальных услуг; будет оптимизирован порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения контрольно-надзорных функций; снизятся организационные, временные затраты, затраты юридических лиц на преодоление административных барьеров; будет обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в ряде муниципальных районов и городских округов Тюменской области, повысятся качество и доступность государственных и муниципальных услуг для физических и юридических лиц; будет создана система контроля качества предоставления государственных (муниципальных) услуг |
За период реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах в Тюменской области были сформированы нормативная и методическая база повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг, механизмы управления реализацией административной реформы.
Среди основных целей были определены оптимизация и регламентация предоставления наиболее востребованных гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, регламентация осуществления контрольно-надзорных функций. В этих целях:
- в Тюменской области проведена инвентаризация услуг, оказываемых гражданам и бизнесу. Правительством Тюменской области утвержден Перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Тюменской области;
- разработан типовой перечень муниципальных услуг, на основе которого во всех городских округах и муниципальных районах утверждены соответствующие перечни муниципальных услуг;
- определен порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), исполняемых (предоставляемых) исполнительными органами государственной власти Тюменской области и подведомственными им государственными учреждениями.
В настоящее время по всем государственным и муниципальным услугам, а также контрольно-надзорным функциям, нормативно-правовое регулирование порядка предоставления (исполнения) которых относится к полномочиям органов власти Тюменской области и органов местного самоуправления, утверждены административные регламенты.
Для органов местного самоуправления были разработаны типовые и модельные административные регламенты.
Разработка и утверждение перечней оказываемых региональных и муниципальных услуг, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг позволяет систематизировать оказываемые органами государственной власти и органами местного самоуправления услуги, детально регламентировать порядок их оказания.
В рамках повышения эффективности государственного управления и снижения избыточных административных барьеров одной из ключевых задач является совершенствование контрольно-надзорных функций в различных сферах общественных отношений.
Виды контроля (надзора), осуществляемого на региональном уровне, и уполномоченные на его осуществление органы исполнительной власти Тюменской области определены Правительством Тюменской области.
На муниципальном уровне (городские округа, муниципальные районы) органами местного самоуправления определено два вида муниципального контроля: земельный и лесной. По данным видам приняты все необходимые административные регламенты.
Правительством Тюменской области принята рекомендация Правительственной комиссии по проведению административной реформы о формировании и ведении в субъекте реестра услуг, определен порядок его формирования, ведется работа по размещению сведений о государственных и муниципальных услугах в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Сводный реестр).
С октября 2009 года в Тюменской области функционирует сайт "Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области". На нем размещена адаптированная для заявителей информация о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.
В рамках общей работы по переводу в электронный вид государственных и муниципальных услуг принят Закон Тюменской области "Об организации предоставления государственных услуг в Тюменской области", запущена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области (СМЭВ). Данная система позволяет реализовать требование Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" о запрете истребования от заявителя информации и документов, которые орган, предоставляющий ту или иную услугу, может получить у органа государственной власти, органа местного самоуправления или государственного (муниципального) учреждения, отказавшись тем самым от истребования соответствующей информации с заявителей. Утверждены План мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Тюменской области; Порядок межведомственного информационного взаимодействия с использованием автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Тюменской области.
В соответствии с установленным постановлением Правительства Тюменской области порядком орган исполнительной власти Тюменской области при готовности к обмену документами (сведениями), необходимыми для предоставления заявителям соответствующих государственных услуг, с использованием автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области инициирует внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства Тюменской области, регулирующие предоставление соответствующей государственной услуги в части разделения документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги, на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, в связи с тем что они могут быть получены с использованием автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области. Соответствующие изменения, обеспечивающие возможность получения необходимой информации (документов) непосредственно от органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. в электронном виде, внесены во все нормативные правовые акты Тюменской области, регулирующие порядок предоставления государственных услуг, для которых обеспечена техническая возможность осуществлять обмен документами (сведениями), необходимыми для предоставления государственных услуг, с использованием автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области.
Правительством Тюменской области утвержден план перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Тюменской области.
В Тюменской области утверждены Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Тюменской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг; Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями Тюменской области при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством сайта "Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области", Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), с использованием в дальнейшем универсальной электронной карты позволит гражданам получать услуги без непосредственного контакта с чиновниками.
Обеспечены условия для внедрения принципа "одного окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг посредством создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
Исполнительными органами государственной власти Тюменской области приняты все необходимые организационные меры, направленные на создание областной сети МФЦ.
Здания МФЦ, предназначенные для приема заявителей, приводятся в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг".
Дополнительно предоставление услуг населению по принципу "одного окна" будет осуществляться в офисах привлекаемых организаций.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Принцип "одного окна" должен реализовываться МФЦ путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В целях организации контроля над применением административных регламентов, а также организации мониторинга эффективности предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) исполнительными органами государственной власти Тюменской области проводится внутренний мониторинг применения административных регламентов и эффективности предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) исполнительными органами государственной власти Тюменской области.
Проведение внутреннего мониторинга позволяет выявить проблемные моменты предоставления отдельных государственных услуг и в последующем внести необходимые изменения в действующие административные регламенты.
Вместе с тем для оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определения приоритетов для их оптимизации, а также для оценки результатов проводимых преобразований по оптимизации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг внедрена практика внешнего мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Цель мониторинга состоит в определении реального количества обращений, масштабов временных и материальных издержек получения заявителем конечного результата обращения к государственным (муниципальным) органам и организациям (в целом по государственной (муниципальной) услуге и по каждому обращению).
Суть мониторинга состоит в сборе информации об исследуемых параметрах в ходе опросов, интервью, анкетирования получателей государственных и муниципальных услуг и посреднических организаций, проведении контрольного получения услуги, анализе нормативно-правовой базы с последующим обобщением.
Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг проходит с привлечением представителей общественности и ведущих высших учебных заведений области.
Задача совершенствования государственного управления разбивается на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, противодействие коррупции, информационная политика. Как показал опыт реализации мероприятий в рамках данных направлений, их содержание тесно взаимосвязано. Объектом реформирования должен стать государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, системой управления, информационными ресурсами.
Настоящая Программа охватывает существенную часть государственного и муниципального управления. При этом неизбежно затрагиваются иные сферы государственного сектора, успешность мероприятий которых имеет значение для достижения целей данной Программы.
Предусмотренные Программой мероприятия тесно связаны с мероприятиями таких программ Тюменской области, как:
1) "Основные направления развития информатизации в Тюменской области (Электронная Тюменская область)";
2) "Основные направления информационной политики Тюменской области на 2010 - 2012 годы";
3) "Основные направления формирования кадровой политики в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Тюменской области";
4) Целевая региональная Программа (план) противодействия коррупции на 2012 - 2015 годы.
Целью Программы является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров.
Программа рассчитана на 2012 - 2013 годы и предполагает решение следующих задач:
1) оптимизация государственных и муниципальных услуг, контрольно-надзорных функций;
2) оптимизация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.